Цели, задачи и функции управления корпоративными финансами
Перечень целей и задач, которые реализует компания, осуществляя свою финансово-хозяйственную деятельность, может быть широким. Важно определить, какие из этих целей являются приоритетными, а какие — второстепенными. Финансовые цели определяются основными областями действия корпоративных финансов:
· регулированием финансовых результатов текущей производственной деятельности предприятия, т.е. определением оптимальных вариантов формирования отдельных элементов себестоимости производства, распределением затрат, ценообразованием, налогообложением и т.д.;
· выбором источников финансирования — управлением собственным и заемным капиталом;
· управлением активами — деятельностью, связанной с формированием имущества предприятия, реальными и финансовыми инвестициями.
Субъект финансового управления направляет воздействие на достижение целей финансового управления: максимизацию прибыли, максимизацию денежногопотока, сокращение издержек, снижение себестоимости, рост стоимости компании, улучшение возможностейзаимствовать по более низкой процентной ставке, сокращение дебиторской и кредиторской задолженности.
Как видно, большинство этих целей являются синтетическими, т. е. для их достижения требуется решить несколько дополнительных задач, которые не входят напрямую в компетенцию финансового менеджера, а значит и не являются задачами финансового управления. Например, вопрос снижения себестоимости является предметом в значительной степени технологического управления, управления инновациями, а не только финансового управления. Кроме того, себестоимость может сокращаться и в ущерб остальным целям компании.
К основным целям финансового управления следует отнести: [7].
1. Максимизация прибыли.До недавнего времени считалось, что любая компания существует для того, чтобы максимизировать прибыль (речь идет о прибыли с позиции не разового, но долгосрочного ее получения). Однако в идеале, когда предполагаются равнодоступность информации, наличие опытного руководства и других факторов, достичь такого максимума невозможно. Именно поэтому применяется понятие «нормальной» прибыли, т.е. прибыли, устраивающей владельцев данного бизнеса. Действительно, прибыльность различных видов производств может существенно различаться, что не вызывает стремления всех бизнесменов одновременно сменить свой бизнес на более прибыльный. В основе такого подхода и лежит весьма распространенная система ценообразования на производимую продукцию — «себестоимость плюс некая устраивающая производителя надбавка». Однако необходимо помнить основные недостатки критерия «максимизации прибыли» и основанных на нем производных показателей, которые состоят в следующем:
- существуют различные виды показателя «прибыль» (валовая, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая), поэтому данная неоднозначность должна устраняться при разработке конкретных показателей оценки эффективности финансовых решений;
- данный критерий не работает, если два варианта различаются размером прогнозируемых доходов и временем их генерирования, поскольку существует так называемый «временной фактор», который вызывает обесценение доходов во времени. Чем раньше получена прибыль, тем она «сохраннее, ценнее по сравнению с такой же прибылью, полученной через тот или иной промежуток времени;
- критерий не учитывает качество ожидаемых доходов, неопределенность и риск, связанный с их получением. Когда речь идет об ожидаемых или прогнозируемых доходах, возможно наступление негативных событий, которые могут в значительной степени ухудшить результат. Учесть влияние факторов риска можно только с помощью специальных математико-статистических методов.
2. Рост масштабов производства. В практике деятельности некоторых компаний и их руководства может лежать стремление к наращиванию объемов производства и сбыта. Обосновывается это тем, что многие менеджеры связывают свое положение (заработная плата, статус, положение в обществе) с размерами своей фирмы в большей степени, нежели с ее прибыльностью. Однако неуправляемый, несбалансированный рост, обгоняющий темп роста прибыли, всегда приводит к проблемам с финансированием текущей деятельности, кассовым разрывам и платежеспособностью.
3. Цель роста дохода на акцию.В рамках оценки финансовой эффективности деятельности компании очень распространенным является показатель «доход на акцию»; для оценки эффективности инвестиций может применяться показатель «рентабельность инвестированного капитала». Однако принятие решений на основе этих и подобных им показателей тоже не всегда однозначно, поскольку данные показатели не учитывают динамику денежных потоков, рентабельность текущей деятельности и ряд других немаловажных факторов.
4. Цель максимизации ценности компании.Разработчики этой теории исходили из предпосылки, что ни один из существующих критериев — прибыль, рентабельность, объем производства и т.д. — не может рассматриваться в качестве адекватного критерия эффективности принимаемых решений финансового характера. Такой критерий должен учитывать: ожидаемые доходы собственников компании; все аспекты процесса принятия управленческих решений, включая поиск источников средств, собственно инвестирование, распределение доходов (дивидендов). Считается, что этим условиям в большей степени отвечает критерий максимизации собственного капитала, который для публичных компаний трансформируется в критерий максимизации рыночной цены обыкновенных акций.
Этот подход базируется на следующей основополагающей идее развития общества, разделяемой большинством экономически развитых стран Запада, — достижение социального и экономического процветания общества через частную собственность. Поэтому любое финансовое решение, обеспечивающее в перспективе рост цены акций, должно приниматься владельцами и/или управленческим персоналом. Таким образом, конечной цельюработы финансового менеджера в рыночных условиях принято считать максимизацию стоимости предприятия.
Необходимость и возможность реализации данной цели на практике не всегда очевидны. Во-первых, не все компании имеют однозначно понимаемую финансовыми аналитиками рыночную стоимость, в частности, если компания не котирует свои акции на бирже, определение ее рыночной стоимости затруднено.
Во-вторых, данный критерий может не срабатывать в отдельных случаях. Например, в компаниях с единоличным владельцем или ограниченным их числом, которые могут решиться на рисковое (венчурное) вложение капитала с надеждой на получение сверхприбыли в отдаленной перспективе. Действия, предпринимаемые такими компаниями, могут в определенной степени снизить цену их акций ввиду той степени риска, которая присуща их инвестиционной деятельности.
Критерий максимизации рыночной цены акций фирмы как обоснованный и приоритетный критерий финансового менеджмента применим лишь в том случае, если на рынке капиталов нет ограничений и какой-либо дискриминации в установлении цен на ценные бумаги, т.е. в полной мере действует принцип «спрос-предложение».
В реальной деятельности любой компании наблюдается в той или иной степени разрыв между функциями управления и контроля. Эта проблема усугубляется по мере усложнения форм организации бизнеса. Здесь как бы обособляются две большие группы физических и юридических лиц, имеющих непосредственное отношение к компании, — владельцы (акционеры, участники) и управленческий персонал. Их интересы могут совпадать далеко не всегда; особенно это связано с анализом альтернативных решений, одно из которых обеспечивает сиюминутную прибыль, а второе — рассчитано на перспективу.
Функции управления корпоративными финансами можно систематизировать следующим образом.
1. Планирование. Включает в себя стратегическое и текущее финансовое планирование. Составление различных смет и бюджетов для любых мероприятий. Участие в определении ценовой политики и прогнозировании сбыта. Участие в определении условий договоров (контрактов). Оценка возможных изменений структуры в виде слияний или разделений.
2. Обеспечение источниками финансирования (капиталом). Поиск внутренних и внешних источников кратко- и долгосрочного финансирования. Выбор наиболее оптимального их сочетания.
3. Управление финансовыми ресурсами. Управление денежными средствами на счетах, в кассе, в расчетах. Управление портфелями ценных бумаг. Управление заемными средствами.
4. Учет, контроль и анализ. Установление учетной политики. Обработка и представление учетной информации в виде финансовой отчетности. Анализ и интерпретация результатов. Сопоставление отчетных данных с планами и стандартами. Внутренний аудит.
5. Защита активов. Управление рисками. Выбор оптимального способа страхования различных видов рисков.
Тактическими задачами, решение которых должен обеспечивать финансовый менеджмент в современных условиях, являются:
- поддержание платежеспособности корпорации в каждый данный момент времени, что достигается обеспечением сбалансированности объемов и сроков поступления денежных средств;
- разработка эффективной системы финансирования текущей деятельности путем разработки кредитной и налоговой политики, оптимизацией величины и структуры оборотного капитала.
- обеспечение рентабельности продаж (т.е. конкурентоспособности на oпeративном уровне) путем формирования эффективной ценовой политики и управления затратами на всех уровнях. Конкретные формы и методы реализации этих функций и задач определяются финансовой политикой предприятия, основными элементами которой могут быть:
· учетная политика;
· кредитная политика;
· политика управления денежными средствами;
· политика в отношении управления издержками;
· дивидендная политика.
Выбор варианта учетной политики предприятие должно осуществлять в соответствии с национальными стандартами бухгалтерского учета. В рамках кредитной политики решается вопрос об обеспеченности оборотными средствами — величина собственных оборотных средств, потребность в заемных средствах. Для этого используются коммерческие кредиты, краткосрочные кредиты банков.
В случае необходимости привлечения долгосрочного кредита изучаются структура капитала и финансовая устойчивость. Политика управления денежными средствами — система планирования и контроля. Дивидендная политика должна уравновешивать защиту интересов собственников с интересами менеджеров и кредиторов.
Методической основой для разработки финансовой политики на конкретном предприятии может служить Приказ Министерства экономики РФ от 01.10.1997 г. № 118 «Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия» [3].