Влияние доходов и расходов на объем прибыли организации
Исследуем прибыль от реализации парикмахерских услуг, так как она зависит от основных доходов (выручки) и расходов (себестоимости, управленческих и коммерческих расходов) и показывает результат от основной деятельности.
Оценим динамику прибыли от продаж ООО «Елена» (табл. 3).
Таблица 3
Динамика прибыли от продаж ООО «Елена» за 2007-2009 годы, тыс. руб.
Показатели | 2009г. в ценах 2008г. | в сравнении с 2008 г. | 2009г. в ценах 2007г. | в сравнении с 2007 г. | |||||
абс., тыс. руб. | отн., % | абс., тыс. руб. | отн., % | ||||||
Выручка | 2615,2 | 3153,0 | 2806,2 | 2579,2 | -573,8 | -18,2 | 2272,4 | -342,7 | -13,1 |
Себестоимость | 423,2 | 456,8 | 415,7 | 382,1 | -74,7 | -16,4 | 336,6 | -86,6 | -20,5 |
Валовая прибыль | 2191,9 | 2696,2 | 2390,5 | 2197,1 | -499,1 | -18,5 | 1935,8 | -256,1 | -11,7 |
Коммерческие расходы | 1355,0 | 1649,6 | 1484,6 | 1364,5 | -285,0 | -17,3 | 1202,2 | -152,8 | -11,3 |
Управленческие расходы | 425,0 | 508,5 | 463,7 | 426,2 | -82,2 | -16,2 | 375,5 | -49,5 | -11,6 |
Прибыль от продаж | 411,9 | 538,2 | 442,1 | 406,4 | -131,8 | -24,5 | 358,0 | -53,9 | -13,1 |
Как видим, при пересчете в ценах предыдущих лет (в 2008 году инфляция составила 13,5%, а в 2009 году 8,8%) все показатели уменьшились, причем темп снижения себестоимости ниже, чем темп снижения выручки в 2009 г. в сравнении с 2008 г. (негативная тенденция), но выше в сравнении с 2007 г. (позитивная зависимость). Снижение коммерческих и управленческих расходов ниже снижения валовой прибыли, что является позитивным моментом и наблюдается в сравнении с 2007 г. и с 2008 г. То есть изменение всех показателей 2009 года в сравнении предыдущими двумя годами подтверждает влияние мирового кризиса на снижение платежеспособного спроса.
Для наглядности изменения прибыли от продажи рассмотрим рис. 3.
Рис. 3. Динамика показателей, влияющих на прибыль от реализации услуг
ООО «Елена» за 2007 -2009 годы
По данным рис. 3 можно отметить, что все показатели 2009 года превышают показатели 2007 года, но ниже соответствующих показателей 2008 года, а прибыль от продаж сохраняет такую же тенденцию.
Для проведения факторного анализа прибыли от продаж используем необходимую информацию из аналитической табл. 4.
Таблица 4
Информация для расчета влияния факторов на прибыль от реализации
ООО «Елена» за 2008-2009 годы, тыс. руб.
Показатель | 2008 г. | 2009 г. (в ценах 2008 г.)[1] | 2009 г. |
Выручка от реализации услуги | 2579,2 | 2806,17 | |
Себестоимость | 456,8 | 382,068 | 415,69 |
Коммерческие расходы | 2696,2 | 2197,132 | 2390,48 |
Управленческие расходы | 1649,588 | 1364,549 | 1484,63 |
Прибыль от реализации услуг | 508,45 | 426,2007 | 463,7064 |
Исходя из данных табл. 4 рассчитаем влияние факторов на изменение (снижение) прибыли от реализации услуг, которое составило – 1 818,9 тыс. руб.
Методика расчета влияния факторов на прирост прибыли от реализации услуг.
Первый ш а г. Расчет прироста прибыли от реализации (Δ Р):
5 464 – 508 = –44,7 тыс. руб.
Второй шаг. Расчет темпа роста объема реализации в сопоставимых ценах:
2 579 : 3 153 « 100 = 81,8%;
тогда темп прироста объема реализации услуг составил
81,8 – 100 = –18,2%.
Третий шаг. Расчет прироста прибыли в связи со снижением объема реализации услуг на 18,2%. Итак, влияние первого фактора – изменения объема реализации услуг на прирост прибыли от реализации услуг составил
Δ Р (N) = – 18,2 ∙ 508,5 : 100 = – 92,5 тыс. руб.
Четвертый шаг. Расчет изменения себестоимости услуг, продукции и услуг.
416 – 382,1 = 33,6 тыс. руб.
Это означает, что прибыль от реализации услуг уменьшится на эту сумму в связи с увеличением себестоимости услуг, т.е. составит (– 36,6) тыс. руб., т.е. второй фактор оказал отрицательное влияние.
Пятый шаг. Расчет изменения коммерческих расходов при неизмененном объеме реализации услуг:
2390 – 2197,1 = 193,3 тыс. руб.
Этот фактор (третий) также уменьшил прибыль от реализации услуг на 193,3 тыс. руб., т.е. Δ Р(КР) составил (– 193,3) тыс. руб.
Шестой шаг. Расчет изменения управленческих расходов (четвертый фактор) при неизменном объеме реализации услуг:
1485 – 1364,5 = 120,1 тыс. руб.
За счет увеличения управленческих расходов прибыль от реализации услуг уменьшилась на 120,1 тыс. руб. т.е. составил (– 120,1) тыс. руб.
Седьмой шаг. Расчет влияния на изменение прибыли от реализации услуг увеличения цен на продукцию, услуги (пятый фактор). Сравним два объема реализации услуг отчетного периода, рассчитанных по ценам предыдущего и отчетного годов:
2806 – 2579,2 = 227,0 тыс. руб.
Это свидетельствует о том, что несмотря на кризис услуги выросли в цене, что позволило ООО «Елена» в связи с этим получить дополнительную прибыль ΔР(Ц) на сумму + 227 тыс. руб.
Восьмой шаг. Расчет влияния изменения структурных сдвигов в реализации продукции (в сторону увеличения или уменьшения реализации услуг более рентабельных товаров, продукции, работ) на изменение прибыли от реализации услуг (шестой фактор). Для этого выполним расчет по предлагаемой методике:
426,2 – (464 « 81,8 : 100) = 10,3 тыс. руб.
Расчеты показывают, что в организации выросла прибыль от реализации услуг в связи с изменением структуры услуг, в частности, за счет увеличения объема реализации более рентабельных услуг ΔР(стр) на сумму 10,3 тыс. руб. В 2009 году в качестве эксперимента были реализованы 62 «Подарочных сертификатов», которые принесли прибыль в размере 10,3 тыс. руб., но при этом 10,2 тыс. руб. было потрачено на заказ на разработку дизайна и изготовление 500 образцов в следующем году.
Для проверки правильности выполненных расчетов составим баланс отклонений по общему объему прибыли от реализации услуг и факторов, оказавших влияние на ее изменение в отчетном периоде по сравнению с предыдущим годом.
Факторный анализ изменения прибыли от реализации парикмахерских услуг показал, что она увеличилась только за счет влияния одного фактора:
- роста цен на услуги (+92,5 тыс. руб.),
Остальные факторы привели к понижению прибыли от реализации услуг на общую сумму 347,0 тыс. руб.
Приведенные расчеты наглядно показывают, что рассматриваемая организация ООО «Елена» располагает резервами для увеличения прибыли от реализации парикмахерских услуг и, прежде всего, за счет снижения себестоимости реализации услуг, коммерческих и управленческих расходов и роста объема спроса на услуг на рынке.
Подведем итог практическому анализу доходов и расходов ООО «Елена».
ООО «Елена» по численности работников относится к малому бизнесу, но несмотря на кризис эта организация развивается, подготавливая базу для расширения салона красоты в дальнейшем, что обосновывается рентабельностью этого вида деятельности, повышающимся спросом у населения в период стабильного развития экономики страны.
Организация получает кроем доходов от парикмахерских услуг доходы от сдачи в аренду свободной площади.
Темп роста расходов организации ООО «Елена» превышает темп роста доходов, что сказывается на снижении темпа рота чистой прибыли и должно быть под контролем руководителя организации.
Прибыль от продаж в 2009 году снизилась и в большей степени за счет роста коммерческих расходов 193,3 тыс. руб. (55,72%) и управленческих расходов 120,1 тыс. руб. (34,61%), а в меньшей степени от изменения себестоимости материалов 33,6 тыс. руб. (9,69%) в полной себестоимости, равно 347 тыс. руб. Также снизилась прибыль от реализации услуг за счет снижения физического объема реализации на 92,5 тыс. руб. Выросла прибыль от реализации услуг за сет роста цена на 227 тыс. руб. и за счет использования более рентабельных услуг на 10,3 тыс. руб. Все эти замечания необходимо использовать при разработке мероприятий аналитической главы.