Финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления, их источники, факторы роста и основные направления использования

Финансы

Понятие финансов, их специфические признаки, назначение.

Понятие “финансы” неразрывно связано с деньгами и товарно-денежными отношениями. В условиях товарно-денежных отношений происходит непрерывный процесс движения денег, переход их от одного владельца к другому.

Финансы (фр. finance от ср.-лат. financia) в переводе означает наличность, доход; в широком смысле — денежные средства, денежные обороты.

Если деньги можно считать всеобщим эквивалентом, то финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем создания денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Эволюция теоретических взглядов на сущность финансов. Современное представление о финансах.

Финансы исторически возникли как механизм обеспечения деятельности государства как института, необходимого обществу, поскольку оно способствует ускорению экономических процессов общества в целом.

История термина финансы прошла несколько этапов. Первоначально это 13-15 век – обозначал денеж.платеж, несколько позднее финансы стали связывать с формированием их доходов и расходов. В России в 19-20 в наука о финансах преподавалась как правовая дисциплина, изучающая правовые нормы в области гос.доходов и расходов.

В результате традиция огра­ничивать круг финансовых отношений операциями, при которых одной из сторон обязательно выступает государство, сохранилась и в более позднее время. Так, Э. А. Вознесенский в качестве от­личительной черты финансовых отношений выделил признак императивности, утверждая, что финансовые отношения форми­руются государством в государственно-властном порядке .

В 19 в. в экономич.литературе понятие финансы распространяется на денежные операции отдельных фирм, банков, а не только на государств.доходы и расходы. Появляются термины банковский и финансовый капитал. В частности Дж. М. Кейнс финансы рассматривал как денежную форму капитала, такое толкование встречается и у современных авторов.

Прикладной характер разработки экономической теории предопределил рассмотрение финансов в зарубежной литературе в качестве средства решения задач на макро и микро- уровне.

Поэтому и в учебной литературе, и во многих современных зарубежных экономических словарях финансы определяются как наука по управлению денежными потоками1 или рассматриваются как один из экономических инструментов государственного регулирования

С 1940-х гг. отечественные экономисты начинают рассматри­вать финансы как экономическую категорию. Впервые финан­сы как систему экономических (производственных) отношений определил В.П. Дьяченко. С этого времени в советской литературе возникла дискуссия об области появления и действия финансовых отношений и их специфических чертах, позволяющих выделить финансы как самостоятельную категорию из многооб­разия экономических отношений. Так, в рамках трудовой тео­рии стоимости сформировались две основные концепции сущности финансов: распределительная и воспроизводственная.

Сторонники распределительной концепции (В. М. Родионова, J1. А. Дробози- на, С. И. Лушин и др.) связывают возникновение и функциони­рование финансов только со стадией распределения, не отрицая процессов производства, обмена и потребления. В рамках воспроизводственной концепции (Д. С. Моляков, Е. И. Шохин, Н. Г. Сычев и др.) финансы рассматриваются как категория, связанная со всеми стадиями общественного про­изводства, в том числе обменом2. Следствием этих противопо­ложных позиций является разный состав финансовых ресурсов. В рамках воспроизводственной концепции денежные операции фактически совпадают с финансовыми, а финансовые ресурсы — с денежными средствами.

Таким образом, финансы — термин, в определении которо­го на сегодняшний день нет единой точки зрения. Разнообра­зие толкования финансов объясняется разными задачами использования этого понятия, различными философскими и экономическими шко­лами.

В публикациях российских экономистов наблюдает­ся большое разнообразие в определении количества и названий этих функций. В частности, ряд авторов (В. В. Иванов, А. Дробозина, А.М. Бабич,Н. Павлова) называют регулирующую стабилизационную функции, функции планирования, организа­ции

Финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления, их источники, факторы роста и основные направления использования

Формирование бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления и внебюджетных фондов осуществляется посредством мобилизации различных доходов и поступлений, а также за счет денежных накоплений. Основу финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления составляют государственные и муниципальные доходы. Государственные и муниципальные доходы - денежные средства, зачисляемые в бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления и во внебюджетные фонды на безвозмездной и безвозвратной основе.

К источникам формирования финансовых ресурсов принято относить стоимость валового внутреннего продукта(состоящий из кап-ла, з/п и прибыли), часть национального богатства и поступления от внешнеэкономической деятельности, источники собственных средств, привлеченные средства (займы, средства от продажи акций, облигаций)

Основными направлениями использования финансовых ресурсов являются:Обеспечение воспроизводственного процесса (расходы на финансирование капиталовложений, затраты на ремонт, на приобретение нематериальных активов (НМА), выплата премий в качестве стимулирования труда, финансирование НИОКР, формирование резервного фонда);

.

Наши рекомендации