Задание 2. Задачи выбора поставщика с учетом динамики показателей его работы
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
Задача выбора поставщика
Общие положения
Закупочная логистика – это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами. Одной из основных проблем закупочной логистики является решение задачи выбора поставщика.
Задача выбора поставщика
При выборе поставщика используются следующие методы:
· объявление конкурса;
· изучение рекламных материалов;
· посещение выставок и ярмарок;
· переписка и личные контакты.
В результате формируется список потенциальных поставщиков. Для выбора наилучшего из них сначала определяются основные критерии их оценки, к основным из которых относятся: цена, надежность поставки, удаленность, сроки выполнения заказов, организация управления качеством, его финансовое положение, организация обучения и переподготовки персонала и пр.
Большинство из этих критериев не может быть оценено объективными количественными показателями. В этом случае используется метод экспертных оценок.
Задача выбора поставщика относится к многокритериальным задачам, основная идея которых состоит в том, чтобы множество важных параметров свести к единому показателю. Одним из наиболее эффективных методов решения многокритериальных задач является создание обобщенного показателя в виде алгебраической суммы частных критериев с весовыми коэффициентами. Весовые коэффициенты так же определяются методом экспертных оценок и характеризуют степень важности каждого критерия.
Метод экспертных оценок
Для реализации метода экспертных оценок организуется совещание специалистов (или им рассылаются опросные листы) с просьбой оценить данного поставщика по каждому критерию по определенной системе (пяти, десяти, стобальной или иной системе оценок). Затем эти оценки усредняются. Однако разные критерии имеют различное значение для различных потребителей. Для одних потребителей основное значение имеет качество, для других – цена, для третьих – возможность быстрой перестройки на выпуск новой продукции, при стабильном производстве очень важна стабильность поставок и пр. По этой причине потребитель должен определить и удельный вес каждого критерия, что осуществляется так же методом экспертных оценок. Для этого каждый эксперт оценивает степень важности каждого критерия. Затем эти оценки усредняются и приводятся к долям от единицы путем деления соответствующей оценки на сумму средних оценок по всем критериям. Абсолютное значение каждого из критериев определяется произведением его среднего значения на весовой коэффициент.
Задание 1. Задачи выбора поставщика
Результаты экспертных оценок двумя экспертами Э1 и Э2 двух поставщиков А1 и А2 по десятибалльной системе приведены в таблице 1.
Таблица 1 -Результаты экспертных оценок поставщиков | |||||||
Критерий | Оценка поставщика первым экспертом Э1 | Оценка поставщика вторым экспертом Э2 | Средняя оценка поставщика по десятибалльной системе | ||||
А1 | А2 | А1 | А2 | А1 | А2 | ||
Цена | |||||||
Надежность поставки | |||||||
Качество товара | |||||||
Финансовое состояние |
Среднее значение оценки значимости критерия в долях от единицы называется весовым коэффициентом и определяется путем деления среднего значения оценки на сумму оценок.
Оценки значимости критериев приведены в табл.2.
Таблица 2 -Расчет рейтинга поставщика | |||||||
Критерий | Оценка значимости критерия по десятибалльной системе экспертом | Среднее значение оценки значимости критерия | Весовой коэффициент | Произведение среднего значения оценки поставщика на весовой коэффициент | |||
Э1 | Э2 | А1 | А2 | ||||
Цена | |||||||
Надежность поставок | |||||||
Качество | |||||||
Финансовое состояние | |||||||
Σ | - | - |
Какому поставщику следует отдать предпочтение?
2. Задача выбора поставщика с учетом
динамики показателей его работы
При решении задачи выбора поставщика следует ориентироваться не только на его нынешнее состояние, но и на динамику показателей его работы. Так, например, казалось бы, вполне благополучный поставщик может оказаться на грани финансового краха; поставщик может иметь старую изношенную технику, что неизбежно приведет к увеличению задержек поставок; малоопытный работник, активно занимающийся повышением своего профессионального уровня, может оказаться через пару лет значительно полезнее для фирмы, чем многоопытный престарелый работник и пр. Следовательно, система контроля исполнения договоров поставки должна позволять накапливать информацию, необходимую для прогнозирования изменений качественных показателей работы потенциальных поставщиков.
Задание 2. Задачи выбора поставщика с учетом динамики показателей его работы
Некоторая фирма в течение двух лет получала товары А и В от двух поставщиков Р1 и Р2, однако было принято решение заключить долгосрочный договор только с одним из них.
В таблицах 1-3 приведены данные о динамике показателей их работы.
Таблица 1 -Динамика цен на поставляемые товары | ||||||
Поставщик | Год | Объем поставки, ед./год | Цена за единицу | |||
товара А | товара В | товара А | товара В | |||
Р1 | ||||||
Р2 | ||||||
По этим показателям никак нельзя отдать предпочтение ни одному из поставщиков: одни показатели улучшаются, а другие ухудшаются.
Таблица 2 -Динамика поставки бракованной продукции | ||
Поставщик | Год | Объем поставки бракованной продукции, ед./год |
Р1 | ||
Р2 | ||
По этой таблице так же трудно отдать предпочтение одному из поставщиков: хотя у Р1 брака значительно меньше, чем у Р2, но динамика этого показателя у него значительно хуже.
Таблица 3 -Динамика задержек поставок | |||
Поставщик | Год | Количество поставок, шт. | Всего опозданий, дней |
Р1 | |||
Р2 | |||
Методом экспертных оценок были определены весовые коэффициенты критериев сравнения поставщиков:
цена | 0,5; |
качество | 0,3; |
надежность поставки | 0,2. |
В данном случае надежность поставки имеет минимальный вес, т.к. товары А и В не требуют бесперебойного пополнения.
В условиях данной задачи рассчитать показатели для каждого поставщика по товару А и В соответственно.
Темп роста цены на i-ю разновидность товара у j-го поставщика
где Cij2 – цена i-го товара у j-го поставщика во втором году;
Cij1 – цена i-го товара у j-го поставщика в первом году.
Доля i-го товара в общем объеме поставок j-го поставщика
где Sij – сумма, на которую поставлен товар i-го вида j-м поставщиком;
Gij – объем поставки товара i-го вида j-м поставщиком;
ΣSij – сумма, на которую поставлены все товары j-м поставщиком.
Средневзвешенный темп роста цен у j-го поставщика
Темп роста поставок бракованной продукции j-м поставщиком
где dб1j – доля бракованной продукции j-го поставщика в первый год поставок;
dб2j – доля бракованной продукции j-го поставщика во второй год поставок.
Доля бракованной продукции определяется частным от деления объема поставки бракованной продукции на общий объем поставок товаров А и В, выраженной в процентах.