Бюджетная система Японии

Бюджетный год в Японии продолжается с 1 апреля по 31 марта. Доходы и расходы бюджета имеют определенную группировку, включающую разделы, статьи и параграфы. Доходы подразделяются на 7 разделов, 11 статей и 43 параграфа, расходы – на 13 разделов, 41 статью и 242 параграфа.

Подготовка проекта бюджета осуществляется Министерством финансов и его департаментами. Другие министерства и ведомства готовят предложения относительно объема и структуры своих бюджетов, а также по некоторым другим финансовым вопросам и не позднее 31 августа направляют соответствующие документы в бюджетный департамент Министерства финансов. С сентября по декабрь бюджетный департамент рассматривает поступившие материалы и на их основе разрабатывает проект бюджета. Проект направляется для согласования в Управление экономического планирования, а затем – на рассмотрение кабинета министров. После внесения поправок в январе правительство представляет проект бюджета на рассмотрение парламента. После обсуждения в бюджетной комиссии парламент утверждает бюджет в виде закона. Согласно Конституции Японии, парламенту принадлежит исключительное право распоряжаться государственными финансами. Исполнение бюджета осуществляется Министерством финансов и иными министерствами и ведомствами. Кассовое обслуживание бюджета производят Японский банк и его отделения. Министерства и ведомства в пределах установленных им расходов представляют в Министерство финансов свои платежные сметы, которые министерством рассматриваются и утверждаются. Далее копии смет направляются в Японский банк, и последний осуществляет соответствующие операции. Контроль за расходованием утвержденных ассигнований проводится поквартально в форме отчетов министерств и ведомств. Контролеры Министерства финансов изучают полученные отчеты, проверяют данные и составляют общий отчет об исполнении бюджета по доходам и расходам. Общий отчет представляется правительству, которое, в свою очередь, отправляет его на рассмотрение ревизионного бюро. После того как ревизионное бюро даст заключение, отчет утверждается правительством и передается на рассмотрение и утверждение в парламент.

Доходы государственного бюджета

Доходная часть бюджета Японии состоит из налоговых и неналоговых поступлений. По сравнению с другими странами доля неналоговых поступлений в Японии достаточно высока. Сюда входят доходы от арендной платы, продажи земельных участков и другой недвижимости, пени, штрафы, доходы от лотерей, займы и т. п. В неналоговые статьи дохода включается также остаток предыдущего года. Кризис в экономике 90-х гг. повлиял и на бюджетную систему. К 2001 г. совокупный внутренний долг центрального правительства и местных администраций достиг 130% ВВП. Это наихудшая в развитом мире фискальная ситуация. Абсолютная величина накопленного долга составила 689 трлн. иен (5,6 трлн. долл.). Отрицательные эффекты долгового кризиса, испытываемого правительством, будут серьезны. Только на обслуживание государственного долга в 2000 финансовом году было затрачено 25,8% расходной части бюджета. В июне 2001 г. Совет по экономической и бюджетной политике, возглавляемый премьер-министром, опубликовал программу реформирования государственного бюджета. Она предписывала ограничить выпуск новых облигаций в бюджете на 2002 финансовый год «потолком» в 30 трлн. иен и затем перейти к бездефицитному исполнению первичного баланса (т. е. баланса поступлений и платежей за вычетом дохода от продажи облигаций и расходов по обслуживанию долга). Однако эта реформа не дала ожидаемых результатов.

Расходы государственного бюджета

Особенность Японии заключается в том, что показатель удельного веса государственных расходов в ВНП страны является одним из наименьших среди показателей развитых стран. С 1966 по 1991 г. расходы центрального правительства Японии увеличились в 18 раз. В этот период их удельный вес в ВНП вырос с 6,2 до 9,3%. Динамика роста расходной части бюджета была прервана в 2001 г., когда расходы бюджета сократились на 2,7% по сравнению с 2000 г. Огромную часть расходов государственного бюджета составляют социальные расходы, а среди них – пенсии по старости и инвалидности. Японское правительство обращает большое внимание на создание достойного уровня жизни лицам пожилого возраста. Это связано с тем, что численность данной категории постоянно растет и к 2025 г. достигнет 5,2 млн. человек против 2 млн. в 1993 г. Кроме того, из-за роста продолжительности жизни и увеличения периода трудовой активности этой категории населения, а также нехватки молодой рабочей силы пожилые люди станут важным компонентом рынка труда. Пенсионная система Японии достаточно сложна и многослойна. Средствами государственного бюджета обеспечивается 1/3 выплат базовой пенсии. Остальное выплачивается за счет различных пенсионных фондов. За счет бюджета финансируется в Японии так называемое общественное вспомоществование. Оно охватывает тех, кто сам не может обеспечить минимальный уровень жизни. Такая помощь предоставляется на основе Закона о гарантиях прожиточного минимума и выплачивается по семи номинациям: на повседневные нужды, образование, жилье, медицинское обслуживание, материнство, по безработице, на похороны. В середине 90-х гг. ее получали 0,7% населения против 2,4% в 1951 г., когда закон был принят. К 2025 г. планируется поднять расходы на социальное обеспечение, и в частности повысить уровень социальной защищенности всех нуждающихся. 75% выплат по общественному вспомоществованию предоставляется из центрального бюджета, 25% – из бюджетов местных органов власти. Социальное страхование в расходной части бюджета занимает 36%, а в 1971–1990 гг. на нее приходилось примерно половина всех расходов страны.

Реализуя программу научно-технического прогресса, правительство Японии увеличивает государственные ассигнования на НИОКР. Особое внимание, уделяемое науке и образованию, объясняется тем, что они превратились в главный структурный фактор экономического роста. Если в 1960–1970 гг. прирост ВВП обеспечивался за их счет на 57%, то в 1985–1995 гг. этот показатель повысился до 75–80%. В составе расходов на науку 13% составляют ассигнования на социальные науки, а 87% – на естественные и технические. В ближайшие годы намечено ликвидировать существующий перекос в финансировании. За счет государственного бюджета финансируются дорожное строительство, работы по развитию авиационного и железнодорожного транспорта, системы связи, расходы по ликвидации последствий стихийных бедствий и т. п.

Что касается военных расходов, то их уровень в Японии, по сравнению с другими развитыми капиталистическими странами, достаточно низкий. Военные расходы в Японии не выходят за пределы 1% ВВП. В абсолютных цифрах военные расходы в Японии в 1996 г. по сравнению с 1990 г. выросли на 10,4%, тогда как в других странах они сократились: в США – на 27% , в Англии – на 24, в Германии – на 33, во Франции – на 5%. Из года в год растет такая статья бюджета, как расходы по государственному долгу. В конце 1997 г. парламент Японии принял Закон о реформе финансовой системы, где предложено к 2000 г. добиться того, чтобы расходы текущего года не превышали расходы предыдущего. Установлены следующие показатели по расходам на 2000 финансовый год по сравнению с 1997 г.: увеличить расходы на социальное обеспечение примерно на 6%, расходы на поощрение науки и техники – на 5%; сохранить в прежних размерах расходы на культуру и образование, оборону, на мероприятия в сфере энергетики, на поддержку малого и среднего предпринимательства; уменьшить расходы на предприятия общественного сектора более чем на 7%, на правительственную помощь развивающимся странам – на 10%, дотации органам местного самоуправления – на 27%.

Главный фактор экономического роста- наука и образование (10% расходов бюджета, причем 85% приходится на естественные и технические науки, остальные - на гуманитарные). Дефицит госбюджета с 2000-2005 г. колебался в пределах 8-9% ВВП, в 2006 г-6%.

Бюджет местных органов власти

В Японии 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков и районов, каждый из которых имеет самостоятельный бюджет. Доходная часть местных бюджетов состоит из налоговых и неналоговых поступлений.

В Японии местные налоги не доминируют в местных бюджетах, составляя меньше половины их доходной части. Это отличает японскую налоговую систему от североамериканской, где местные налоги превышают 2/3 бюджета муниципалитетов. Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, в остальном управление ведется местными органами власти. Всего в стране 30 местных налогов. Отчисления от общегосударственных налогов составляют 17% доходной части. Главной статьей неналоговых доходов префектур являются дотации государства на проведение общенациональных мероприятий (около 13%). Другие неналоговые поступления составляют 30% доходной части местных бюджетов.

За счет средств местных органов власти в Японии финансируется развитие производственной инфраструктуры, мероприятия, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий. Кроме этого, осуществляются расходы на подготовку рабочих соответствующих квалификаций, выплату различных пособий, пенсий, на содержание местных органов власти.

Местные бюджеты в Японии сводятся без дефицита. Удельный вес расходов местных органов власти в ВВП значительно больше удельного веса в ВВП расходов центрального правительства.

Наши рекомендации