Тема 2. финансово-бюджетная система и ее структура. налоги и современная система налогообложения. инфляция.

1. Сущность, структура и функции финансов.

Понятие финансы относится к числу наиболее широко распространенных и обобщенных экономических категорий, отражающих социально-экономические процессы в экономике. Как и ряд других экономических категорий, финансы трудно определить с помощью одного признака.

Финансы часто отождествляются с денежными ресурсами, формируемыми у субъектов экономики за счет различных видов денежных доходов, отчислений, поступлений, идущих на цели расширенного производства.

Финансы также увязываются с обеспечением денежными средствами субъектов экономики. Этот признак финансов наиболее полно формируется в понятие «финансирование».

Финансы представляют собой распределительные отношения. Через систему финансовых отношений происходит образование и распределение ВВП, НД, доведения их до потребителя.

Обобщая вышеперечисленные признаки финансов, можно дать следующее определение их сущности. Финансы – это система денежных отношений, которая опосредует создание, распределение и перераспределение ВВП и НД. Роль финансов в экономике, сфера их действия, закономерности развития определяются экономической системой, ее моделью.

Финансы выполняют несколько функций:

- распределения ВВП и НД. Суть ее в том, что через финансы распределяется ВВП, а также НД между сферами, отраслями, территориями, членами общества. Через эту функцию формируются денежные доходы субъектов экономики, денежные поступления в различные сферы и отрасли экономики, бюджет, внебюджетные фонды;

- формирования пропорций в экономике, их оптимальной структуры;

- проведения инвестиционной и структурной политики;

- осуществления учета и контроля со стороны общества (государства) за социально-экономическими процессами в экономике;

- стимулирования развития экономики.

В основе построения финансовой системы обычно лежат следующие критерии:

- функциональное назначение каждого звена финансовой системы. Суть данного положения в том, что каждое звено решает свои задачи, например, бюджет, страховые фонды и т.д.;

- территориально-отраслевая структура финансов;

- единство финансовой системы, которая реализуется через финансовую политику государства.

Исходя из этих критериев, финансовая система включает следующие элементы:

- финансы предприятий, учреждений, организаций, которые представляют собой денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных доходов на цели воспроизводства, выполнением обязательств перед кредитно-финансовой системой, бюджетом и т.д. Этот уровень выступает основой финансовой системы;

- финансы различных страховых фондов, компаний. Это фонды социального страхования, личного страхования, имущественного страхования, страхования ответственности и т.д. Здесь аккумулируется часть денежных средств, поступающих от юридических и физических лиц на случай непредвиденных событий или в будущем на выплату пенсий, медицинское обслуживание и т.д.;

- финансы территорий – это денежные отношения, связанные с формированием бюджетов территорий и внебюджетных фондов. Их цель – обеспечение финансирования развития социальной сферы, инвестиционной деятельности, осуществление различного рода компенсаций, дотаций;

- государственные финансы – денежные отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, национального богатства на цели расширенного воспроизводства, социально-культурные потребности членов общества. Стержнем государственных финансов выступает бюджет. Часть денежных ресурсов аккумулируются во внебюджетных фондах;

- финансы домохозяйств (личные финансы).

Основными финансовыми учреждениями являются:

- министерство финансов и его органы;

- финансовые органы территорий;

- финансовые компании и различные финансовые фонды, осуществляющие страхование юридических и физических лиц, а также целевое финансирование;

- финансовые службы предприятий, организаций;

- налоговая служба.

Между данными финансовыми учреждениями существует разветвленная сеть финансово-денежных отношений. Каналами этих отношений являются:

- налоги;

- кредиты;

- различного рода неналоговые платежи (оплата товаров, услуг, возврат ссуд, вклады, взносы);

- субвенции и субсидии из бюджетов различных уровней;

- трансферты – прямое финансирование из бюджетов и т.д.

2. Бюджетная система: содержание, структура, функции.

Основу финансовой системы составляет государственный бюджет. Бюджет понимается в буквальном смысле слова как «денежная сумка», «кошелек для хранения денег».

Бюджет, с одной стороны, это совокупность финансовых ресурсов, которыми располагает государство, территориальные органы, а с другой стороны – это отношения между доходами и расходами данных субъектов экономики, баланс их денежных средств.

Государственный бюджет обычно включает три уровня:

- федеральный (центральный) бюджет;

- бюджет регионов (субфедеральный уровень);

- местные бюджеты (муниципальный уровень).

Бюджетные ресурсы всех трех уровней образуют понятие консолидированный бюджет страны (сводный). Бюджетные уровни тесно связаны между собой. Установленный государством порядок взаимодействия между бюджетными уровнями образует такое понятие как бюджетная система страны.

В унитарных государствах взаимосвязь между бюджетами жестко централизованная. Это означает, что бюджетные уровни имеют общую систему доходов, составляются по единым правилам, а территориальные бюджеты зависимы от центрального бюджета.

В федеративных странах бюджетные уровни автономны. Бюджетная автономия проявляется:

- в четком разграничении полномочий между основными уровнями власти по бюджетным расходам;

- в наделении каждого уровня власти для реализации своих полномочий достаточными фискальными ресурсами;

- в сглаживании вертикальных и горизонтальных дисбалансов с помощью бюджетных трансфертов для достижения стандарта государственных услуг.

Бюджетная система обычно выполняет три функции:

- макроэкономической стабилизации, в том числе реализация политики доходов (через налоги), занятости, уровня жизни, инвестиционной политики и т.д.;

- перераспределения национального дохода и содержания непроизводственной сферы, органов управления и т.д.;

- производства товаров и услуг общественного характера (дотации этим производствам или бюджетное содержание).

Структура бюджета включает доходную и расходную части. Доходная часть, в основном, образуется за счет налогов (до 90 %). Кроме налогов, доходы формируются за счет:

- доходов от государственной собственности;

- займов в фондах социального страхования, пенсионном фонде и других фондов;

- займов у ЦБ;

- выпуска ценных бумаг.

Последние три источника образуют внутренний долг государства. Займы могут быть и внешними, но они уже образуют внешний долг государства.

В доходах бюджета находят выражение экономические отношения между плательщиками (физическими и юридическими лицами) и государством. Проявляются данные отношения через систему налогов, сборов и т.д.

Расходная часть бюджета идет на содержание социальной сферы, государственного аппарата, армии и другие государственные нужды. Из бюджета осуществляются инвестиции в производственную и социальную сферу, трансфертные платежи, различного рода субсидии. Как и доходы, расходы классифицируются по статьям, в том числе, расходы на государственное управление, социальную сферу, поддержание отраслей материального производства и т.д.

В целом бюджетные расходы – это тоже экономические отношения, возникающие в процессе распределения бюджетных средств на социально-экономические нужды.

При превышении расходов над доходами образуется бюджетный дефицит. При бюджетном дефиците возникает ситуация, когда государство не имеет средств для выполнения своих функций в экономике. Покрывается бюджетный дефицит, как правило, за счет займов или сокращения расходов бюджета через механизм секвестирования (уменьшения финансирования по основным незащищенным статьям).

Бюджетный дефицит явление неоднозначное. Некоторые экономические школы (кейнсианство) считают, что небольшой долг (дефицит) даже полезен, так как увеличивается совокупный спрос.

Экономическая теория дефицит бюджета делит на циклический и структурный. Циклический дефицит вызван спадом производства, структурный – структурной политикой государства, то есть инвестированием отдельных отраслей. Здесь уже причина дефицита связана с государственной политикой подъема производства.

Большое значение, конечно, здесь имеют размеры дефицита и государственного долга в целом по сравнению с объемом ВВП страны. Государственный долг в больших объемах может привести к нежелательным последствиям, в том числе:

- обслуживание долга вызывает сокращение потребления;

- происходит вытеснение частного капитала из экономики;

- наблюдается рост налогов;

- перераспределение доходов осуществляется в пользу держателей ценных бумаг.

Существует такое понятие как «управление государственным долгом». Это действия государства по погашению долга, конкретному изучению конъюнктуры на рынке ссудного капитала, определенного процента по государственному кредиту, доходности ценных бумаг, условий погашения долгов и т.д.

Наши рекомендации