Формирования доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Виды доходов
Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ и поступают в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления. Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета;
Доходы бюджетов включают:
- налоговые
- неналоговые виды доходов;
- безвозмездные поступления.
К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.
В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов:
- налогов на прибыль организаций, на добавленную стоимость, на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, водного налога, единого социального налога;
- акцизов на спирт и спиртосодержащую продукцию, табачную продукцию, легковые автомобили и мотоциклы;
- сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- государственная пошлина.
Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации включают в свой состав:
- налог на имущество организаций, на игорный бизнес и транспортный в полном объеме;
- налоги на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, на добычу полезных ископаемых, единого сельскохозяйственного налога в части установленной Бюджетным кодексом РФ (100 процентов от части, подлежащей перечислению в региональный бюджет и 70 процентов соответственно);
- сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов, животного мира (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 80 процентов;
- за государственную регистрацию общественных объединений и региональных отделений политических партий, средств массовой информации;
Состав налоговых доходов местных бюджетов устанавливается Бюджетным кодексом РФ для бюджетов поселений (ст. 61 БК РФ), бюджетов муниципальных районов (ст. 61.1 БК РФ), бюджетов городских округов ст. 61.2 БК РФ). Бюджеты муниципальных образований, в целом, включают в свой состав:
- налоговые доходы от местных налогов (земельного налога и налога на имущество
физических лиц);
- налоговые доходы от федеральных налогов и сборов (налога на доходы физических лиц, единого сельскохозяйственного налога, государственной пошлины за совершение нотариальных действий).
Налоговые доходы являются основой доходов бюджетной системы РФ. Их роль в бюджетах различных уровней не одинакова, но в целом за счет налоговых доходов в зависимости от макроэкономической ситуации формируется от 80 до 95% доходов БС РФ.
К неналоговым доходам бюджетов относятся:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
- доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
- доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
- средства самообложения граждан;
- иные неналоговые доходы.
Неналоговые доходы в доходах бюджета занимают сравнительно небольшую долю от 5 до 15%.
К безвозмездным поступлениям относятся:
- дотации (из вышестоящего бюджета нижестоящему, на безвозмездной, безвозвратной основе, без указания цели использования) из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- субсидии(из вышестоящего бюджета нижестоящему, имеют четкое целевое назначение, предполагают софинансирование) из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
- субвенции (как из вышестоящего бюджета нижестоящему, так и наоборот, безвозмездные, безвозвратные, имеют четкое целевое назначение, передаются для финансирования делегируемых полномочий) из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
- иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
К собственным доходам бюджетов относятся (в соответствии с БК):
- налоговые доходы
- неналоговые доходы,
- доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.
Методы бюджетного регулирования и способы распределения доходов между бюджетами
Под бюджетным регулированием понимается распределение доходов федерального бюджета между различными уровнями в целях их сбалансированности. Различают четыре группы методов бюджетного регулирования:
1. установление и распределение регулирующих источников доходов бюджета;
2. перераспределение самих бюджетных источников;
3. безвозмездная помощь, оказываемая нижестоящим бюджетам за счет средств вышестоящего бюджета;
4. ссуды, выделяемые одним бюджетам из средств других бюджетов.
Основным методом бюджетного регулирования является установление твердо закрепленных и регулирующих доходов.
Закрепленные доходы - это доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе (не менее пяти лет) поступают в соответствующий бюджет.
Регулирующие доходы бюджетов. Это доходы, которые передаются в бюджет в целях сбалансированности его доходов и расходов, в виде процентных отчислений от налогов и других платежей по нормативам, определяемым при утверждении бюджета на предстоящий финансовый год
Государственное и муниципальное финансовое планирование реализуется прежде всего в показателях системы бюджетов органов государственной власти и местного самоуправлении (федеральный, региональный и местный бюджеты). Как финансовый план бюджет составляется в форме баланса (росписи) доходов и расходов на очередной бюджетный год и плановый период (для трехгодичного бюджета). Он утверждается законом (решением) соответствующего законодательного (представительного) органа власти (местного самоуправления). Состав доходов и расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регламентируется БК РФ. Все это придает бюджету директивный характер, обусловливающий обязательность исполнения плановых показателей.
В практике используются следующие методы расчета показателей финансовых планов: экстраполяции, нормативный, индексный, программно-целевой.
Метод экстраполяции. Он используется при определении финансовых показателей на основе установления устойчивой динамики их развития. Расчет показателей плана производится на основе корректировки достигнутого в отчетном периоде уровня показателей на относительно устойчивый темп их роста. Этот метод используется, как правило, для первоначальных прикидок, имеет ряд недостатков:
- не ориентирует на выявление дополнительных резервов роста доходов;
- не способствует экономному использованию средств, так как планирование осуществляется от достигнутого уровня;
- не учитывает изменения отдельных факторов в плановом периоде по сравнению с отчетным периодом.
Нормативный метод. Суть его состоит в том, что плановые показатели рассчитываются на основе установленных прогрессивных норм и финансово-бюджетных нормативов, которые являются качественной основой для финансового планирования с соблюдением режима экономии. Например, в соответствии со ст. 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации с момента введения в действие федерального закона о государственных минимальных социальных стандартах формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации должно базироваться на основе минимальных государственных социальных стандартов, нормативов финансовых затрат на оказание государственных услуг и единых методологических основ расчета минимальной бюджетной обеспеченности.
Индексный метод. Этот метод предполагает широкое использование системы разнообразных индексов при расчете плановых финансовых показателей. Его использование обусловлено наличием инфляции в рыночной экономике. Применяются индексы физических объемов, уровни жизни, потребительских цен (инфляция), дефлятор (индекс цен, используемый при пересчете текущих стоимостных показателей в постоянные цены), деловой активности, производительности труда и многие другие.
Программно-целевой метод. Он позволяет оценить и выбрать предпочтительные варианты производственного, социально-экономического развития в целевом, отраслевом и территориальном аспектах. Программы являются средством решения, прежде всего, межотраслевых, межтерриториальных принципиально новых проблем. Для программ характерно наличие цели, конкретизируемой в нескольких задачах, сочетание различных источников финансирования ее реализации. Например, федеральная целевая программа рассматривается как увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых программ в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.
Бюджетное планирование на федеральном уровне и уровнях территориальных образований обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении. Исходя из бюджета (федерального, территориального), каждый финансовый план решает задачи организации и управления бюджетными средствами в конкретном звене управления. В систему бюджетно-финансовых планов входят перспективные и сводные финансовые балансы, составляемые на государственном и территориальных уровнях управления с учетом их возможностей по формированию бюджетов и их исполнению. Целями такого планирования на всех уровнях власти являются:
• обеспечение координации социального и экономического развития государства и его территорий на основе бюджетной политики;
• прогнозирование объектов финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения планируемых мероприятий;
• прогнозирование финансовых последствий проведения реформ и выполнения программ;
• определение возможностей по реализации различных мер в области финансово-бюджетной системы.
Составление проектов бюджетов является исключительной прерогативой Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований. В целях качественного и своевременного составления проектов бюджетов необходимы сведения о:
• налоговом законодательстве;
• предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой нижестоящим уровням бюджетной системы;
• видах и объемах расходов всех уровней бюджетной системы (иногда передаваемых с одного уровня на другой);
• нормативах финансовых затрат и др.
Проект бюджета основывается на:
• бюджетном послании Президента РФ;
• прогнозе социально-экономического развития соответствующего территориального образования;
• направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующего территориального образования;
• плане развития сектора экономики соответствующего территориального образования.
Перспективный финансовый план разрабатывается на основе данных и показателей прогноза социально-экономического развития государства. В плане содержатся данные о возможностях бюджетов по мобилизации доходов и финансированию расходов по статьям бюджета. План составляется на три года по укрупненным показателям бюджета и ежегодно корректируется с учетом реального и прогнозного социально-экономического развития государства. Перспективный финансовый план как документ составляется одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе данных прогноза социально-экономического развития РФ, субъекта РФ или муниципального образования и содержит данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов и заимствований.
Перспективный финансовый план законодательно не утверждается и разрабатывается в целях информирования законодательных и представительных органов власти о предполагаемых направлениях социально-экономического развития, выявления возможностей в перспективе реализации мер в области финансовой политики, отслеживания долгосрочных целевых программ и своевременного контроля мер в определенных ситуациях. План разрабатывается на три года и ежегодно корректируется со сдвигом на один год вперед с учетом социально-экономического развития.
Баланс финансовых ресурсов или сводный финансовый баланс представляет собой баланс всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований хозяйствующих субъектов. Он составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год с учетом прогноза социально-экономического развития и является основой для составления проекта бюджета. По своей сути сводный финансовый баланс является балансом финансовых ресурсов, создаваемых и используемых в масштабе государства или на его территориальном образовании. Сводный баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и средства государственных предприятий, расположенных на соответствующей территории.
Сводный финансовый баланс государства разрабатывается Правительством РФ (Минэкономразвития России при участии Минфина России) на основе макроэкономических показателей по схеме (см. таблицу).
№ п/п | Доходы | № п/п | Расходы |
1 2 | От налога на прибыль От налога на добавленную стоимость | Затраты на государственные инвестиции по развитию | |
п | и т. д. . | п | и т. д. |
Итого доходов: | Итого расходов: |
Наряду с разработкой финансового баланса РФ в последние годы получили распространение сводные финансовые балансы территориальных образований.
Основной задачей территориального сводного финансового баланса является определение объемов финансовых ресурсов, созданных, поступивших и используемых в регионе.
Планирование финансовых ресурсов основано на анализе достигнутого уровня мобилизации и использования финансовых ресурсов региона и выявлении степени соответствия этого уровня потребностям развития региона.