Расходы бюджета на образование
ТЕМА 8. РАСХОДЫ БЮДЖЕТА НА СОЦИАЛЬНУЮ СФЕРУ.
Система финансирования расходов в непроизводственной сфере
В современном индустриальном и урбанизированном обществе огромную роль в жизнеобеспечении человека играет непроизводственная сфера – важнейший фактор развития производительных сил. Социальная инфраструктура, в которую входят учреждения народного образования, здравоохранения, культуры, искусства, социального обеспечения, занимает видное место в народнохозяйственном комплексе государства.
В России в отраслях соц. инфраструктуры трудится примерно 25%, из бюджета ежегодно выделяется 25% всех бюджетных ассигнований.
Развитие социальной инфраструктуры зависит от уровня развития материального производства
В современных условиях на содержание и развитие социальной инфраструктуры финансовые ресурсы направляются из нескольких источников:
- бюджета,
- внебюджетных фондов,
- средств предприятий и населения.
Общественные фонды потребления - это средства бюджета, внебюджетных средств и предприятий, направляемые на социальную инфраструктуру. Главное их назначение – социальное развитие общества и социальная защищенность населения. Средства общественных фондов потребления позволяют предоставлять населению бесплатные или на льготных условиях услуги учреждений просвещения, здравоохранения, социального обеспечения.
Более 2/3 средств общественных фондов потребления составляют бюджетные ассигнования. Поэтому эти фонды доводятся до населения в основном через бюджетную системы в виде расходов:
1) на социально-культурные мероприятия
2) жилищно-коммунальное хозяйство.
Бюджетные ассигнования на социально-культурные мероприятия и ЖКХ являются финансовой гарантией конституционных прав граждан на минимальный размер социально-культурных и жилищно-коммунальных услуг.
Эти права зафиксированы в Конституции РФ 1993 г.
Бюджетные ассигнования, предназначенные на удовлетворение социально-культурных и жилищно-коммунальных потребностей и соц.защиту граждан, поступают населению по каналам федерального, региональных и местных бюджетов.
В состав этих бюджетных расходов входят ассигнования на:
· образование,
· культуру,
· искусство,
· средства массовой информации,
· здравоохранение,
· физическую культуру,
· социальную культуру,
· ЖКХ.
Доля этих ассигнований в консолидированном бюджете РФ составила около 40%, в федеральном – 10%, в региональных – 60%, в местных – около70%.
Расходы на социальные отрасли включают в себя расходы наобразование, культуру, искусство, здравоохранение, физическую культуру, спорт, средства массовой информации и социальную политику.
В большинстве организаций социальной сферы применяется система «брутто-бюджет», финансирование осуществляется на основе сметы доходов и расходов. В доходах, в основном отражаются бюджетные средства, а также внебюджетные средства от оказания платных работ, услуг и т.д.
Расходы определяются исходя из контингентов обслуживания. Например, в школах – количество учащихся и классов, в поликлиниках – количество посещений. По этим показателям устанавливаются нормы расходования средств по отдельным видам расходов.
В соответствии с Бюджетным Кодексом, начиная с 2006 г. предполагается перейти на новую систему финансирования, основанную на минимальных государственных и муниципальных социальных стандартах. Для этого должны быть утверждены государственные и муниципальные стандарты по всем видам социальных услуг. Стандарты определяют виды государственных и муниципальных услуг, которые предоставляются гражданам на безвозмездной и безвозвратной основе за счет средств бюджета и внебюджетных фондов на минимально допустимом уровне на всей территории РФ.
Далее должна быть определена минимальная социальная обеспеченность социальных стандартов. Она должна рассчитываться как стоимость государственных и муниципальных услуг в денежном выражении в расчете на душу населения. Эта стоимость должна определяться, исходя из нормативов финансовых затрат, которые в свою очередь должны определяться, исходя из плановых расходов на оказание услуг.
В социальной сфере есть также организации, которые финансируются по системе «Нетто-бюджет». У них покрываются из бюджета только убытки. Это учреждения культуры, средства массовой информации т.д.
Расходы бюджета на образование.
Право на получение образования согласно «Закону об образовании» является одним из основных и неотъемлемых прав граждан РФ.
Расходы на образование включают затраты на общее образование, воспитание детей и подростков, культурно-просветительскую работу, подготовку кадров.
Доля расходов на образование в ВВП составляет менее 4%, что значительно ниже, чем во многих зарубежных странах.
Предусмотрена ежеквартальная индексация выделяемых средств в соответствии с темпами инфляции.
Суммарные расходы муниципального, регионального и федерального бюджетов на образование определяется в соответствии с сетью учреждений и предполагаемым ее развитием в планируемом году, а также показателями по контингентам детей, учащихся, воспитанников, студентов.
В компетенции федерального бюджета: доля средств, направляемая на финансирование образования, формирование федерального бюджета в части расходов на образование, федеральных фондов развития образования, налоговых льгот, стимулирующих развитие образования, федеральных нормативов финансирования образования в зависимости от кол-ва уч-ся, минимальных размеров ставок з/платы работников образовательных учреждений.
В компетенции субъектов Федерации в этой области –формирование их бюджетов в части расходов на образование, установление региональных нормативов финансирования образования.
В компетенции органов местного самоуправления находятся формирование местных бюджетов и фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования образования (содержание ДОУ).
На содержание учреждений образования в последние годы выделяется около 12% общих расходов консолидированного бюджета, 4% - федерального бюджета, 20% -региональных бюджетов.
В общей сумме расходов на образование затраты на:
· детские дошкольные учреждения – 15%,
· общее среднее образование – 41%,
· школы-интернаты – 8%,
· среднее спец.образование – 10,5%,
· высшее образование – 11,5%.
Бюджеты разных уровней принимают неодинаковое участие в финансировании разных учреждений образования. (СШ – на 99% - из бюджетов субъектов РФ, на 1% - федер., ВУЗы на 96% - из федер. бюджета, на 4% - из территориальных).
Финансированию подлежит не только образовательная деятельность, но и ряд социозащитных функций отрасли: выплата стипендий студентам, питание школьников из малообеспеченных семей, содержание сирот, воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ).
Финансирование учреждений образования осущ-ся на основе государственных и местных нормативов финансирования, в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу и виду образовательного учреждения.
Федеральные нормативы должны ежегодно утверждаться Госдумой и быть минимально допустимыми.
Региональные и местные нормативы должны учитывать специфику учреждения и быть достаточными для покрытия средних текущих расходов.
Переход к рыночным отношениям расширил возможности образовательных учреждений по привлечению денежных средств для финансирования своей основной деятельности.
К дополнительным платным услугам населению относятся:
- обучение по дополнительным образовательным программам;
- преподавание специальных курсов и циклов дисциплин,
- репетиторство,
- углубленное изучение отдельных предметов и др.
Доходы от указанной деятельности образовательного учреждения должны направляться на развитие уставной деятельности, в том числе на увеличение расходов по заработной плате.
Негосударственные образовательные учреждения взимают плату а образовательные услуги, в том числе за обучение в рамках государственных образовательных стандартов.
Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный баланс и расчетный счет.
I. Детские дошкольные учреждения – начальное звено образования
Обеспечивают воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасти от 2 мес. До 7 лет.
Основные показатели определения расходов:
· количество воспитанников,
· количество групп.
В типовых положениях того или иного типа ДОУ установлены нормы наполняемости групп: в обычных ДОУ – норма 20 воспитанников 3-7 лет; в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6-10 детей.
Стоимость содержания одного ребенка в садах компенсирующего вида значительно превышает расходы по содержанию здоровых детей, поскольку количество воспитателей, нянь, обслуживающего персонала зависит от количества групп. На з/плату влияет также временной режим функционирования ДОУ: 10,5 ч. в день; 12 ч., круглосуточное пребывание детей.
Расходы на питание зависят от числа воспитанников, среднего числа дней посещения ДОУ в год и нормы питания в день (норма питания определяется с учетом натуральных норм и средних цен на продукты в каждом субъекте РФ).
Особенность финансирования ДОУ – часть расходов по содержанию детей должны покрывать родители (федеральный норматив - не более 20% от всех расходов, в субъектах могут использоваться свои нормативы).
В 2007 году дополнительно введены компенсации родителям части родительской платы за содержание ребенка в ДОУ по программе дошкольного образования, в соответствии со статьей 52.2 Закона Российской Федерации «Об образовании» (Постановление Правительства Республики Башкортостан от 26.01.2007 г. №17 «О мерах материальной поддержки воспитания детей, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования»). Компенсация составляет: 20% платы – на 1 ребенка, 50% платы – на двоих детей, 70% платы – для детей из многодетных и малообеспеченных семей, детей с отклонениями в развитии т.д.).
II. Учреждения общего образования: общеобразовательные школы, школы-интернаты, специальные и вечерние школы.
В соответствии с индивидуальными особенностями детей в системе образования могут функционировать следующие виды учреждений: детский дом, детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, санаторный детский дом, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонениями в развитии.
Расходы на общеобразовательные школы. – основные в общих расходах на образование.
Расходы на общеобразовательные школы включают затраты:
- на текущее содержание (з/пл педагогического, учебно-вспомогательного и административно-обслуживающего персонала, учебные, канцелярские и хоз. расходы, расходы на командировки и пр.),
- приобретение оборудование,
- капитальный ремонт,
- строительство новых зданий.