Глава 20. Расходы бюджета на образование

1. Общая характеристика системы образования в Республике Беларусь и источники финансирования отрасли

2. Расходы бюджета на содержание учреждений дошкольного образования и порядок их планирования

3. Расходы бюджета на содержание учреждений общего среднего образования и их планирование

4. Расходы на учреждения профессионально-технического и среднего специального образования, их планирование

5. Финансирование высшего образования в Республике Беларусь

20.1. Общая характеристика системы образования в Республике Беларусь и источники финансирования отрасли

В Кодексе Республики Беларусь об образовании1 выделены две особые функции образования (рис.):

1) как отрасли социальной сферы;

2) образовательного процесса.

Существуют следующие уровни образования:

· дошкольное;

· общее среднее;

· профессионально-техническое;

· среднее специальное;

· высшее;

· послевузовское;

· дополнительное образование детей и молодежи;

· дополнительное образование взрослых;

· специальное.

В Республике Беларусь образование разделяется на основное, дополнительное и специальное (рис. ).

Специальное образование предполагает обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития посредством осо­бых образовательных программ на уровнях дошкольного и общего среднего образования.

Глава 20. Расходы бюджета на образование - student2.ru

В системе образования действуют такие его формы, как очная (дневная и вечерняя), заочная (в том числе дистанционная) и форма соискательства.

Рынок образовательных услуг весьма специфичен, что обуслов­лено следующими особенностями:

· качество образовательной услуги как товара нельзя в полной мере оценить в процессе его потребления;

· качество образовательных услуг напрямую зависит не толь­ко от условий их производства (использования современных обра­зовательных и воспитательных технологий, наличия высококвали­фицированных педагогов), но и от индивидуальных способностей детей, принятых на обучение;

· образовательные услуги как товар отличают высокая лик­видность (их производство позволяет быстро вернуть затраченные ресурсы) и социальная значимость (они важны не только для пот­ребителя — физического лица, но и для всего общества в целом).

Расходы на образование отражаются по разделу 09 «Образова­ние» функциональной классификации расходов бюджета и вклю­чают расходы, связанные с финансированием деятельности органи­заций, обеспечивающих получение образования всех уровней; с подготовкой кадров высшей научной квалификации; повышением квалификации и переподготовкой кадров; финансированием при­кладных научных исследований, научно-технических программ и проектов в области образования; содержанием и обеспечением дея­тельности учреждений, осуществляющих руководство и управле­ние в сфере образования; проведением централизованных меропри­ятий органами управления образованием; изданием учебников и учебных пособий для систем дошкольного и общего среднего обра­зования; выполнением государственных программ в области обра­зования.

Перечисленные расходы отражаются по следующим подразде­лам функциональной классификации:

09 01 «Дошкольное образование»;

09 02 «Общее среднее образование»;

09 03 «Профессионально-техническое образование»;

09 04 «Среднее специальное образование»;

09 05 «Высшее и послевузовское образование»;

09 06 «Повышение квалификации и переподготовка кадров»;

09 07 «Внешкольное воспитание и обучение»;

09 08 «Прикладные научные исследования»;

09 09 «Другие вопросы в области образования».

Источники финансирования отрасли. Финансирование государ­ственных учреждений образования осуществляется с учетом го­сударственных минимальных социальных стандартов в области об­разования на основании программы развития системы образова­ния, программ развития дошкольного, общего среднего, профес­сионально-технического, среднего специального, высшего, специ­ального образования, дополнительного образования детей и моло­дежи и дополнительного образования взрослых.

Источникифинансирования:

· республиканский и (или) местные бюджеты;

· средства учредителей;

· средства, полученные от приносящей доходы деятельности;

· безвозмездная (спонсорская) помощь юридических лиц, ин­дивидуальных предпринимателей;

· иные источники, не запрещенные законодательством.

В области образования действует система Государственных ми­нимальных социальных стандартов, включа­ющая следующие нормативы бюджетной обеспеченности расходов (в денежном выражении):

· на одного воспитанника в учреждениях дошкольного образо­вания;

· на одного учащегося в учреждениях общего среднего образо­вания;

· на одного учащегося специальных общеобразовательных школ;

· на одного учащегося в учреждениях профессионально-техни­ческого образования;

· на одного учащегося в учреждениях дополнительного образо­вания детей и молодежи.

Источники финансирования частных учреждений образова­ния:

· средства учредителей;

· средства, полученные от приносящей доходы деятельности;

· безвозмездная (спонсорская) помощь юридических лиц, ин­дивидуальных предпринимателей;

· иные источники, не запрещенные законодательством.

Учреждения образования, реализуя свое право осуществлять приносящую доходы деятельность, получают средства, которыми они могут самостоятельно распоряжаться, расходуя их в соответ­ствии с законодательством и собственными уставами. При этом не происходит снижения финансирования таких организаций за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов.

Основные виды платных образовательных услуг:

· обучение на подготовительных курсах;

· обучение с возмещением затрат;

· платное консультирование по учебным дисциплинам;

· переподготовка и повышение квалификации специалистов;

· предоставление второго высшего образования;

· углубленное изучение отдельных дисциплин вне сетки распи­сания;

· дополнительные дисциплины по заявкам студентов и др.

Получили распространение сдача образова­тельными учреждениями в аренду помещений, оборудования, зе­мельных участков; оказание населению и организациям платных автотранспортных, оздоровительных, рекреационных, телекомму­никационных, аудиторских и экспертных услуг; выполнение за плату ремонтных работ, множительных и типографских работ; консалтинг, НИОКР. Образовательные учреждения могут использовать такие источ­ники внебюджетных средств, как операции с ценными бумагами, спонсорская помощь, взносы попечительского совета, депозитные вклады, долевое участие в коммерческих проектах с иными органи­зациями и др.

20.2. Расходы бюджета на содержание учреждений дошкольного образования и порядок их планирования

Расходы на дошкольное образование определяются специфи­кой услуг, оказываемых дошкольными учреждениями в связи с воспитанием и развитием детей, и включают расходы на содержа­ние ДДУ всех типов и наименований.

В соответствии с назначением расходы делятся на две основные группы: текущие и капитальные (рис. ).

Глава 20. Расходы бюджета на образование - student2.ru

Так же, как другие бюджетные организации, детские учрежде­ния составляют сметы в порядке, установленном Министерством финансов.

Оперативные показатели, на основе которых осуществляется планирование расходов, — это число детей и количество групп:

Количество групп = Число детей / Нормативная наполняемость групп.

Рассчитываются показатели на начало и конец планируемого периода, а также среднегодовые.

Число детей на начало года определяется на уровне фактичес­кого их наличия по списочному составу, на конец года — на основа­нии данных о предполагаемом их выбытии и приеме детей в тече­ние года.

Среднегодовой контингент рассчитывается исходя из числа де­тей на начало года и количества месяцев функционирования пере­ходящего контингента, а также из числа детей на конец года и ко­личества месяцев функционирования нового контингента.

Расходы на содержание ДДУ зависят от среднегодового числа детей, количества групп, а также дней пребывания одного ребенка в дошкольном учреждении, поэтому в практике планирования рас­ходов на содержание детских дошкольных учреждений использу­ется такой расчетный показатель, как число детодней (ЧД):

ЧД = Среднегодовая численность детей • Число дней пребывания одного ребенка в дошкольном учреждении.

Число дней пребывания одного ребенка в дошкольном учрежде­нии рассчитывается на основе данных табелей посещаемости.

Целевые направления расходов на текущее содержание ДДУ:

· расходы на заработную плату персонала;

· начисления на заработную плату персонала;

· расходы на питание детей, на приобретение мягкого инвента­ря, игрушек, пособий и материалов для занятий с детьми;

· коммунальные расходы (на освещение, отопление, водоснаб­жение) и др.

Фонд заработной платы (ФЗП) работников детского до­школьного учреждения включает: фонд заработной платы педаго­гического персонала, фонд заработной платы административно-хо­зяйственного персонала и фонд заработной платы медицинского персонала.

ФЗП рассчитывается исходя из типовых штатов и должностных окладов (ставок) отдельных категорий работников.

Полная ставка выплачивается за выполнение установленной нормы часов работы.

36 ч в неделю — для воспитателей;

24 ч — для музыкальных работников;

30 ч — для руководителей физического воспитания.

Зарплата заведующим ДДУ и их заместителям устанавливается в зависимости от количества групп.

ФЗП исчисляется отдельно по каждой категории работников:

ФЗП = Среднегодовое количество должностей • Средняя ставка зара­ботной платы по категории работников.

Среднегодовое количество должностей рассчитывается исходя из данных на начало и конец планируемого года. Средние ставки заработной платы рассчитываются на основе тарификационных списков.

Расходы на питание планируются по установленным денеж­ным нормам на каждого ребенка, разработанным с учетом нату­ральных норм набора продуктов питания, необходимых для одного ребенка в день, и средних цен этих продуктов:

Расходы на приобретение мягкого инвентаря, игрушек, посо­бий и материалов для занятий с детьми, медикаментов, на проведе­ние детских праздников планируются по нормам на ребенка в год.

Финансирование расходов на содержание дошкольных учреж­дений образования осуществляется из средств республиканского и местного бюджетов, а также за счет добровольных взносов, пожертвований от физических лиц и спонсорской помощи от юридических лиц (индивидуальных предпринимателей).

Безвозмездная (спонсорская) помощь может предоставляться дошкольным учреждениям в целях укрепления их материаль­но-технической базы.

Планирование и финансирование расходов на содержание ДДУ осуществляется в соответствии с государственными социальными стандартами, а именно — нормативом бюджетной обеспеченнос­ти расходов на одного воспитанника в год и нормативом обеспеченности де­тей дошкольного возраста местами в учреждениях дошкольного образования.

20.3. Расходы бюджета на содержание учреждений общего среднего образования и их планирование

В расходах местных бюджетов на образование наибольший удель­ный вес занимают расходы на общеобразовательные школы. Их планирование осуществляется согласно бюджетным сметам.

При планировании расходов на общеобразовательные школы учитываются такие оперативные показатели, как количество уча­щихся и число классов. Они рассчитываются на начало и конец планируемого года. Кроме того, выводятся среднегодовые показа­тели. Важно помнить, что бюджетный год и учебный год не совпа­дают во времени.

Количественные показатели на начало бюджетного года опре­деляются на основании отчета по состоянию на 1 сентября предыду­щего года, а на конец бюджетного года — на основании числа уча­щихся и классов на 1 сентября планируемого года.

Число учащихся на 1 сентября определяется следующим обра­зом:

· для первых классов — по данным переписи;

· вторых, третьих и т.д. — по сведениям о переводе учащихся из первых, вторых и т.д. классов соответственно.

Среднегодовое число учащихся = [(Число учащихся на начало года* * 8 месяцев) + Число учащихся на конец года * 4 месяца)] /12.

Фонд заработной платы рассчитывается отдельно для каждой категории работников — педагогического, административно-хо­зяйственного и учебно-вспомогательного персонала.

Педагогический фонд заработной платы на месяц рассчиты­вается отдельно по каждой группе классов:

ФЗПп.с = Количество педагогических ставок на все классы по группе классов • Средняя ставка учителя (средняя педагогическая ставка).

В связи с тем, что в бюджетном году (1 сентября) изменяется число учащихся и, соответственно, классов, изменяется также и показатель количества педагогических ставок на все классы (по данной группе классов). Поэтому фонд заработной платы педагоги­ческого состава рассчитывается отдельно па 8 месяцев (с января по август) и на 4 месяца (с сентября по декабрь):

Количество педагогических ставок (по группе классов) = Общее число часов по учебному плану (по группе классов) / Норма учебной нагрузки учителя.

Средняя педагогическая ставка определяется на основании та­рификационной ведомости.

Исчисление ставок и заработной платы с учетом педагогической нагрузки производится согласно Инструкции по методике исчисле­ния ставок педагогических работников с учетом педагогической нагрузки. Так, тарифные ставки по занимаемой должности (ТС) (оклады) работников оп­ределяются путем умножения тарифной ставки первого разряда, устанавливаемой Советом Министров Республики Беларусь, на та­рифные коэффициенты Единой тарифной сетки работников Рес­публики Беларусь с учетом корректирующих коэффициентов.

Законодательством предусмотрено повышение тарифной став­ки по занимаемой должности за стаж работы по специальности, ра­боту в сельской местности, за характер и условия труда, за внедре­ние инноваций и др.

Персональная ставка педагогического работника по занимае­мой должности состоит из тарифной ставки и повышений к тариф­ной ставке.

Ставки педагогическим работникам исчисляются с учетом педа­гогической нагрузки — объема работы педагогических работников, устанавливаемого в астрономических часах (в неделю, в год) на ос­новании учебных планов, учебных программ, планов организаци­онно-воспитательной, кружковой, коррекционной работы и вклю­чающего преподавательскую, организационно-воспитательную ра­боту и осуществление дополнительного контроля учебной деятель­ности учащихся.

Руководитель учреждения образования распределяет педагоги­ческую нагрузку между работниками, ведет учет, контроль и несет ответственность за выполнение положенной нагрузки каждым пе­дагогическим работником.

Полная ставка заработной платы выплачивается при выпол­нении установленной нормы учебной нагрузки, составляющей:

20 ч в неделю— для учителей, преподавателей, руководителей кружков (клубов по интересам, коллективов люби­тельских объединений, секций, студий, туристских групп и др.;

80 ч — для учителей-дефектологов;

96 ч — для аккомпаниаторов, концертмейстеров, музыкальных руководителей, культорганизаторов.

На практике недельная выработка педагогического состава ока­зывается больше или меньше той, что предусмотрена на ставку. По­этому применяется показатель ставки с учетом фактической педа­гогической нагрузки. Его размер пропорционально увеличивается или уменьшается по сравнению со ставкой, установленной по нор­мам часов преподавательской работы:

Ставка с учетом фактической педагогической нагрузки = Ставка по занимаемой должности / Норма учебной нагрузки на ставку х х Количество часов в неделю (фактическая педагогическая

Нагрузка).

Педагогическим работникам устанавливаются надбавки за ква­лификационную категорию (высшая, первая, вторая, без категории) в процентах к педагогической ставке по занимаемой должности

Фонд заработной платы административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала определяется на основе штатного расписания и установленных должностных окладов по формуле

ФЗПа-х.п (у-в.п) = Среднегодовое число штатных единиц • Средний должностной оклад.

Число штатных единиц зависит от количества классов в школе и ее специфики. В штатное расписание учреждений, реализую­щих образовательные программы повышенного уровня сложности (гимназии, лицеи), а также в штаты школ с продленным днем обу­чения вводятся дополнительные должности. В целом же данный вопрос регулируется Инструкцией о порядке определения типо­вых штатов и нормативов численности работников начальных, ба­зовых, средних, вечерних, специальных общеобразовательных, вспомогательных школ, гимназий, лицеев.

Заработная плата директоров школ и их заместителей по учеб­но-воспитательной работе (УВР) зависит от количества учащихся в школах. Тарифные разряды и коэффициенты, применяемые при ее исчислении (табл. 20.8), установлены постановлением Министер­ства труда и социальной защиты Республики.

Директорам (заведующим) в учреждениях с количеством уча­щихся (воспитанников, детей) до 50 человек тарифные оклады ус­танавливаются на 5 % ниже, чем их коллегам в учреждениях с кон­тингентом учащихся (воспитанников, детей) до 280 человек. Повы­шать тарифные оклады руководителям организаций вправе выше­стоящие органы управления.

Сумма расходов на заработную плату педагогического, адми­нистративно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала составляет плановый фонд заработной платы учреждения.

Начисления на фонд оплаты труда планируются в процентах к величине планового фонда заработной платы:

Сумма начислений на фонд оплаты труда = Плановый ФЗП • Уста­новленный норматив отчислений.

В школах также планируются расходы на бесплатное пита­ние учащихся:

Сумма расходов на бесплатное питание = Денежные нормы расходов на питание на одного учащегося • Среднегодовое число учащихся, получающих бесплатное питание • Количество дней питания в году.

Расходы на удешевление стоимости питания определяются ана­логично, с учетом количества детей в школе, получающих питание.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республи­ки Беларусь устанавливаются денежные нормы расходов на питание на одного уча­щегося.

Величина расходов зависит от места расположения учреждения образования (сельская, городская местность), экологической ситу­ации на территории региона, в котором расположено учреждение образования, и других факторов.

В соответствии с законодательством правом на бесплатное пита­ние обладают ученики из малообеспеченных семей и семей с тремя и более детьми, обучающиеся в начальных, базовых, средних либо специальных общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, учебно-педагогических комплексах; ученики, проживающие в ин­тернатах при общеобразовательных учреждениях.

Одна из особенностей общеобразовательных школ — наличие групп продленного дня (ГПД). Расходы на питание для учащихся, посещающих ГПД и освобожденных от платы за питание, рассчи­тываются следующим образом:

Сумма расходов на бесплатное питание в ГПД = Денежные нормы расходов на питание на одного учащегося • Среднегодовое число учащихся, освобожденных от уплаты, посещающих ГПД • Число дней функционирования ГПД в году.

Два первых множителя определяются на основании вышеназ­ванного постановления Совета Министров Республики Беларусь от 4 февраля 2011 г. № 142, а также постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21 февраля 2005 г. № 177 «Об утвержде­нии Положения об организации питания учащихся в общеобразо­вательных учреждениях».

Расходы па текущее содержание учреждений планируются в общеустановленном порядке. В частности, расходы на хозяйствен­ные нужды (отопление, освещение, коммунальные услуги и др.), как правило, планируются с учетом фактических затрат за не­сколько предшествующих лет.

Расходы, па одну отопительную точку = Средний расход топлива в день • Количество отопительных дней в году • Стоимость единицы топлива.

Расходы на приобретение оборудования, предметов длитель­ного пользования, специальных материалов (химических препара­тов, реактивов), на пополнение книжного фонда, в том числе учеб­но-методическими изданиями, планируются с учетом фактическо­го наличия (для материалов, литературы), сроков эксплуатации (для оборудования), сроков годности (для химических реактивов) и возможности финансирования таких расходов.

Расходы на капитальный ремонт планируются с учетом воз­можностей финансирующего бюджета. Расчет стоимости капиталь­ного ремонта производится по действующим расценкам исходя из объема необходимых работ.

Источники финансирования учреждений общего среднего об­разования:

· средства республиканского и (или) местных бюджетов — для государственных общеобразовательных учреждений;

· средства учредителя — для частных общеобразовательных учреждений.

Дополнительными источниками финансирования общеобразо­вательных учреждений выступают:

· доходы от оказания платных дополнительных образователь­ных услуг;

· безвозмездная (спонсорская) помощь юридических лиц и ин­дивидуальных предпринимателей;

· иные, не запрещенные законодательством Республики Бела­русь источники.

Государственные общеобразовательные учреждения могут осу­ществлять образовательную деятельность по оказанию платных до­полнительных образовательных услуг, не финансируемых из рес­публиканского и (или) местных бюджетов.

В республики запрещается устанавливать для государственных об­щеобразовательных учреждений нормативы осуществления дея­тельности, приносящей доходы, а также нормативы получения до­ходов из дополнительных источников финансирования.

Основные виды платных образовательных услуг для общеоб­разовательных учреждений, утверждаются официально.

Потребность в финансовых средствах для оборудования компьютерных классов определялась по примерной стоимости одного компьютерного класса (рабочее место преподавателя, рабочие места учащихся, принтер, сканер, модем, сменный диск, сетевое оборудование .Стоимость сервисного обслуживания компьютерных классов рассчитывалась исходя из средней стоимости ежеквартального обслуживания одного компьютера класса в год.

4. Расходы на учреждения профессионально-технического и среднего специального образования, их планирование

.

Состав расходов по обеспечению функционирования ПТУ и ССУЗов всецело определяется видами их деятельности.

Факторы, влияющие на состав и структуру затрат:

• специальность (специализация);

• форма обучения (дневная, заочная, вечерняя);

• качество подготовки.

Кроме того, специфику состава затрат на подготовку кадров оп­ределяют следующие особенности учреждений ПТО и ССО:

• ПТУ и ССУЗы требует введения в штаты особых должностей — мастеров про­изводственного обучения;

• возрастной состав учащихся ПТУ и ССУЗов обусловливает на­личие таких должностей, как воспитатели учебных заведений;

• уровень обеспеченности учреждений финансовыми ресурсами определяет качество образования в ПТУ и ССУЗах.

Для планирования расходов на подготовку специалистов в ПТУ и ССУЗах составляется бюджетная смета. В основе планирования лежат показатели численности учащихся и количества групп.

Среднегодовое число учащихся определяется по учебному заве­дению в целом и по отделениям исходя из следующих данных: чис­ло учащихся на начало года, прием, выпуск, отсев, число учащихся на конец года.

Среднегодовое число групп = Среднегодовое число учащихся / Наполняемость групп (по нормам).

Расходы па оплату трудазанимают значительную долю всей суммы расходов на ПТУ и ССУЗы, где в процессе подготовки специа­листов участвует персонал следующих видов:

• педагогический;

• учебно-вспомогательный;

• административно-хозяйственный.

Используется формула

ФЗП пту/ссуз = ФЗП педагогического персонала +

ФЗП учебно-вспомогательного персонала + ФЗП административно-хозяйственного персонала.

ФЗП педагогического персонала планируется таким же обра­зом, как в школах, исходя из планового количества педагогичес­ких ставок (должностей), которое зависит от общего объема учеб­ных часов и учебной нагрузки преподавателя.

На основе методики, утвержденной для учреждений образования, определяются педагогическая ставка, а также ставка с учетом фактической нагрузки и различно­го вида доплат.

Педагогическая ставка (оклад) устанавливается по Единой та­рифной сетке (как и в общеобразовательных школах). В отличие от общеобразовательных школ норма нагрузки для педагогического персонала устанавливается на год и составляет 720 ч.

ФЗП прочего персонала рассчитывается исходя из среднегодо­вого числа должностей по штатному расписанию и средней ставки заработной платы в месяц.

Заработная плата руководителей (директоров и их заместите­лей) зависит от количества учащихся и выполняемой педагогичес­кой нагрузки.

Методика планирования таких расходов ПТУ и ССУЗов, как «Начисления на заработную плату», «Приобретение оборудования и инвентаря», «Капитальный ремонт» и др., аналогична методике, применяемой для общеобразовательных школ.

Вместе с тем в ПТУ и ССУЗах планируются расходы на выпла­ту стипендий учащимся дневного отделения. Для этого рассчиты­ваются такие показатели, как процент обеспечения стипендией учащихся и среднегодовое число стипендиатов:

Сумма расходов на выплату стипендий учащимся = Среднегодовое число стипендиатов * Средний размер стипендии на одного учащегося в год.

Процент обеспечения стипендией учащихся определяется как отношение числа учащихся, получавших стипендию в предшеству­ющем году, к среднегодовому числу учащихся.

Среднегодовое число стипендиатов в планируемом году опреде­ляется путем умножения среднегодового числа учащихся дневного отделения на процент обеспечения стипендией.

В смете ПТУ и ССУЗов планируются затраты па приобрете­ние предметов снабжения и расходных материалов с учетом специ­фики учебного заведения и необходимости качественного осущес­твления учебного процесса; расходы по текущему содержанию учреждения и формированию его материально-технической базы. Методика планирования — общая для учреждений образования.

Источники финансирования:

• для государственных учреждений, обеспечивающих полу­чение профессионально-технического и среднего специального образования, — средства республиканского и (или) местных бюд­жетов;

• для частных учреждений — средства учредителя.

Дополнительными источниками финансирования являются:

• доходы, получаемые от осуществления платной образователь­ной деятельности и иной деятельности, не запрещенной законода­тельством;

• добровольные пожертвования юридических и физических лиц;

• иные источники, не запрещенные законодательством.

Госучреждения, обеспечивающие получение профессиональ­но-технического и среднего специального образования, могут осу­ществлять платную образовательную деятельность по оказанию до­полнительных образовательных услуг, но не взамен и не в рамках образовательной деятельности, финансируемой из респуб­ликанского и (или) местных бюджетов.

Государственная программа развития профессионально-технического образования на 2011—2015. Ее основная цель — повышение качества и доступ­ности профессионально-технического образования, приведение его в соответствие с современными потребностями человека, общества и государства

Государственная программа развития среднего специального образования на 2011 —2015 годы. Программа, разработанная с учетом всех векторов деятельности средних специальных учебных заведений, предполагает их переоснащение и модернизацию ССУЗов, совершенствование образова­тельного направления и воспитательной составляющей.

5. Финансирование высшего образования в Республике Беларусь

Источники финансирования высших учебных заведений:

• для государственных вузов — средства республиканского бюджета; частных — средства учредителя;

• иные (внебюджетные) источники, не запрещенные законода­тельством;

• поступления от организаций за выполнение НИР, различных услуг и осуществление других видов деятельности;

• поступления от организаций, населения за подготовку и пере­подготовку специалистов;

• собственные средства вузов (доходы от услуг автотранспорта, студенческих корпусов, газет, редакционно-издательских отделов, физкультурно-оздоровительных услуг и др.).

Перечень платных образовательных услуг, оказываемых го­сударственными учреждениями образования и не финансируемых за счет средств республиканского бюджета:

• подготовка специалистов с высшим образованием, магистров, научных работников высшей квалификации (кроме лиц, обучаю­щихся на бюджетной основе);

• подготовка специалистов с высшим образованием по допол­нительной специальности, а также подготовка по отдельным сер­тифицированным курсам высшего образования сверх учебного плана;

• переподготовка и повышение квалификации руководящих работников и специалистов (кроме лиц, обучающихся на бюджет­ной основе);

• дополнительное (сверх установленных часов) обучение по отдельным учебным предметам (предметам), учеб­ным дисциплинам (дисциплинам), курсам;

• изучение дополнительных (сверх установленных учебными планами) учебных предметов (предметов), учебных дисциплин (дисциплин), курсов;

• профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации рабочих (служащих) (кроме лиц, обучающихся на бюджетной основе);

• подготовка на подготовительных курсах, подготовительных отделениях, факультетах довузовской подготовки для поступления в учреждения, обеспечивающие получение профессионально-тех­нического, среднего специального образования, и в высшие учеб­ные заведения;

• организация итоговой аттестации для лиц, не сдавших государ­ственные экзамены или не защитивших дипломный проект в уста­новленные учебным планом сроки.

Планирование расходов высших учебных заведений осущест­вляется с учетом ступени подготовки (бакалавр или магистр), фор­мы обучения (стационар, вечерняя, заочная), профиля вуза (техни­ческий, гуманитарный, педагогический и др.).

Расходы на содержание вуза закладываются в смету:

• на оплату труда;

• материальные и приравненные к ним затраты;

• производственное и социальное развитие.

Основной показатель планирования — количество студентов по формам обучения — рассчитывается на начало планового года, конец года и среднегодовой.

Число студентов на 1 января определяется по фактическому состоянию на эту дату, а на 1 сентября — с учетом плана приема, выпуска, отчисления, а также сроков обучения.

Фонд оплаты труда профессорско-преподавательского со­става (ППС) планируется с учетом количества должностей ППС и размера ставок заработной платы. В него включаются надбавки, доплаты за ученую степень, стаж работы в отрасли и др. Расчетная численность преподавательского состава определяется исходя из объема учебной работы (учебных часов, объема учебно-методичес­кой, научно-исследовательской работы и других видов работ, вы­полняемых ППС высших учебных заведений) и норматива числен­ности студентов на одного преподавателя.

Фонд оплаты труда учебно-вспомогательного персонала оп­ределяется исходя из численности таких работников (рассчитыва­ется па основании данных о количестве кафедр, учебных кабине­тов, лабораторий, других вспомогательных структур, обеспечиваю­щих учебный и научно-исследовательский процесс) и средней став­ки (зависит от занимаемой должности, объема выполняемых работ, других количественных и качественных характеристик, позволяю­щих отнести работника к конкретному разряду тарифной сетки).

Фонд оплаты труда административно-хозяйственного пер­сонала включает зарплату руководителей вуза (ректора, проректо­ра), факультетов (деканов и их заместителей), отдельных учебных и хозяйственных подразделений, обеспечивающих нормальное функционирование учебного заведения.

Материальные и приравненные к ним затраты включают расходы на выплату стипендий, питание, мягкий инвентарь и др. Порядок определения их объема во многом совпадает с методикой их планирования в других образовательных учреждениях (шко­лах, ссузах) и в то же время имеет некоторую специфику.

Расходы на стипендии планируются не только для студентов дневного отделения, но также для аспирантов и докто­рантов:

Объем расходов на выплату стипендий студентам = Среднегодовое число стипендиатов * Средний размер стипендии на одного стипендиата в год.

Число стипендиатов устанавливается из количества студентов и процента их обеспечения стипендиями.

Аналогично исчисляется стипендиальный фонд для аспиран­тов, докторантов.

В сметах вузов могут планироваться расходы на питание, в частности:

• на специальное питание, положенное некоторым категориям работников (например, химических лабораторий);

• питание спортсменов на время соревнований;

• питание студентов, проходящих курс оздоровления в профилактории.

Расчеты производятся по формуле

Расходы на питание (но каждой группе расходов) = Среднегодовое число лиц, получающих питание * Число дней питания в год * Стоимость питания в день.

Плановая потребность в финансировании расходов на питание определяется суммированием расходов на питание всей совокуп­ности групп.

Расходы на приобретение связаны с покупкой мягкого инвен­таря для общежитий, канцелярских принадлежностей, спецодеж­ды для отдельных категорий работников вуза. Наиболее объемны­ми остаются хозяйственные расходы (на отопление, освещение, во­доснабжение, содержание помещений в чистоте и т.п.), оплата ко­мандировок и служебных разъездов, учебные расходы, выделение средств на приобретение книг для библиотек, затраты на производ­ственную практику и др.

Кроме того, в вузах планируются расходы на научно-исследо­вательскую работу. Они рассчитываются исходя из количества и сметной стоимости разрабатываемых научных тем.

В смете предусматриваются также расходы на развитие мате­риально-технической базы— на приобретение оборудования и ин­вентаря, капитальный ремонт и др.

Вузы, имеющие общежития, ежегодно планируют расходы на их содержание и одновременно — доходы в виде поступлений пла­ты за проживание в общежитии.

В течение года в связи с динамикой цен, тарифов, минималь­ных ставок заработной платы и других показателей в сметы вузов могут вноситься изменения. При этом уточняются расчеты соответ­ствующих затрат и объемы источников финансирования расходов (бюджетные ассигнования и др.).

Наши рекомендации