Отличие финансов от других стоимостных категорий (кредита, денег, заработной платы)

Место финансов в системе экономических отношений.

Финансы появляются благодаря государству, без государства не было бы и финансов. Именно возникновение государства привело к необходимости выделения из экономических отношений новых дополнительных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов государства для выполнения им своих функций.

Финансы обусловлены потребностью общества, а не являются результатом деятельности государства.

Финансы возникают только при наличии товарно-денежных отношений.

Финансы имеют денежную форму (по своему происхождению – денежные отношения).

Одной из главных задач финансов является контроль над расходами государства, организации и домашних хозяйств.

Финансы возникают тогда, когда в результате производства товаров или оказании услуг, формируются доходы и накопления, принимающие форму финансовых ресурсов.

Финансы служат экономическим инструментом распределения национального дохода, в связи с этим финансы принято рассматривать на 2-х уровнях:

1.Централизованные (публичные) финансы – денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления.

2.Децентрализованные финансы – денежные отношения, опосредующие кругооборотом финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов (корпоративные финансы) и домашних хозяйств.

В отношении централизованных финансов гос-во является полноправным хозяином и может принудительно обеспечить свои доходы через систему налоговых и иных обязательных платежей, финансовых санкций и т.д.

В отношении децентрализованных финансов госрегулирование осуществляется в косвенной форме: ставки налогов и иных обязательных платежей (нормы, лимиты, финансовые санкции).

Определение финансов. Признаки финансов.

Финансы – экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных ресурсов в целях выполнения функций и задач гос-ва и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

ПРИЗНАКИ ФИНАНСОВ:

1.Денежный характер (нет денег, нет финансов. Деньги являются обязательным условием для существования финансов).

2.Распределительный характер (позволяет соединить производство с потреблением, сделав потребление начальной стадией производственного процесса).

3.Фондовый характер (при реализации финансовых отношений образуются фонды денежных средств).

4.Императивный характер (то есть они обязательны к исполнению).

Отличие финансов от других стоимостных категорий (кредита, денег, заработной платы).

Отличие финансов от денег заключается в следующем:

1.Объём понятия. Финансы – понятие более узкое, в состав которого входят и денежные отношения.

2.Происхождение. Деньги появились на заре современной цивилизации и использовались в качестве универсального товара. Финансы возникли вместе с централизацией государственной власти и развитием экономических институтов.

3.Функции. Деньги служат для накопления, платежа, определения стоимости, международных расчётов. Финансы призваны направлять и перераспределять денежные потоки, стабилизируя цены, контролируя доходы и расходы.

4.Определённость. Деньги всегда можно подсчитать, подобрать эквивалент определённой сумме и найти ей выражение. Финансовые отношения представляют совокупность денежных потоков, поэтому выразить их в какой-либо форме можно далеко не всегда.

Отличия финансов от кредита:

1) возвратный характер кредита, т.е. кредитные ресурсы всегда

функционируют на возвратной основе, а финансовые ресурсы выражают одностороннее движение стоимости;

2) кредитное перераспределение связано с перемещением денежных средств между субъектами распределительного процесса, а финансовое перераспределение осуществляется как между субъектами хозяйствования, так и в рамках каждого из них по целевому назначению и в соответствии с общественными потребностями;

3) кредитные ресурсы формируются в процессе перераспределения временно свободных денежных средств (субъекта хозяйствования, органов государственного правления), а финансовые ресурсы формируются из доходов, которые образуются на стадии стоимостного распределения;

4) кредитные ресурсы предоставляются на определённых условиях (срочность, возвратность, платность), а финансовые ресурсы предоставляются бесплатно и условия их возврата не оговариваются;

5) кредит имеет тесную взаимосвязь с денежным оборотом, с его помощью удовлетворяются потребности субъекта хозяйствования в платёжных средствах, а также происходит регулирование находящихся в обращении денежных средств.

Отличия заработной платы от финансов:

1) распределительные отношения составляют заработную плату,

материализующуюся в денежные доходы, которые поступают в собственность отдельных работников и используются ими для удовлетворения личных потребностей;

2) финансовые ресурсы являются материальными носителями финансовых отношений, находящиеся в распоряжении субъектов хозяйствования и государства и предназначенные для удовлетворения различных общественных потребностей;

3) с определённой степенью допускается, что функционирование заработной платы можно рассматривать как процесс посторонний, так как заработная плата носит конкретный характер, а финансы имеют одностороннее движение стоимости.

Функции финансов.

Все ученые выделяют две основные функции:

1.Распределительную

2.Контрольную

Распределительная функция обеспечивает непрерывность общественного воспроизводства и проявляется:

· В распределении созданной стоимости между участниками производства. На этой основе формируются основные или первичные доходы. Это этап распределения, обеспечения продолжения воспроизводства отдельного хозяйствующего субъекта. Но этого распределения недостаточно для обеспечения общественного воспроизводства.

· В распределении функций, выраженных в перераспределении части национального дохода между первичными собственниками и гос-вом с целью формирования фондов, необходимых для финансирования бюджетной сферы и приоритетных отраслей. В результате перераспределения образуются вторичные доходы. Их уровень зависит от пропорций первичного распределения и объема перераспределенной части.

Контрольная функция – обеспечение соблюдения финансового законодательства, т.е. правильности формирования и использования финансовых ресурсов.

ОБЕ ФУНКЦИИ ДЕЙСТВУЮТ ОДНОВРЕМЕННО!

Высшим органом государственного финансового контроля является Счетная Палата Российской Федерации.

Она обладает организационной и функциональной независимостью и подчиняется Федеральному Собранию РФ – высшему органу управления финансами.

Федеральное собрание состоит из:

· Нижней палаты (Гос. дума)

· Верхней палаты (Совет Федерации)

Помимо контрольной функции, Счетная Палата РФ выполняет экспертно-аналитическую функцию, т.е. дает заключение по федеральным законопроектам, международным и межгосударственным договорам; предполагает использование гос. средств.

Наши рекомендации