Соотношение понятий денег, финансов и кредита

Соотношение понятий денег, финансов и кредита

Когда финансы превращаются в прилагат.(финансовые фонды, финансовые ресурсы и т.п.), тогда финансы становятся уже деньгами. Финансы — это сист. экон. (денеж.) отношений, с помочью . кот. создаются и расходуются фонды ден. средств. Финансы – совокупность объективно обусловленных эконом. отношений, имеющих распределит. характер, ден. форму выражения и материализуемых в денежных доходах и накоплениях, формируемых в руках государства и субъектов хозяйствования для целей расшир. воспроизводства, материального стимулирования работающих, удовлетворение соц. и др. потребностей. КРЕДИТ. Фонды банков формир. на стадии перераспред., т.е. кредит завершает распределит. процесс. Кредит. ресурсы формир. в рез.-те того, что появляется несоотв. в наличии собств. средств и их потребностью. Кредит дополняет фин. ресурсы и позволяет происх. процессу расшир. воспроизводства. Особенности:1. средства банка выдают на опред. срок; на опред. условиях и при условии возвратности.2. средства при финансир. выдаются на опред. цели; бесплатно безвозвратно. С пом. кредита происх. перераспред. фин. ресурсов между предприятиями, организациями и гражданами. Постоянно происх. переливание кредитных ресурсов в фин. ресурсы и наоборот. Все фонды предприятия концентр. на счетах в банках и явл. источниками ссудных фондов банков для выдачи кредитов. Между кредитом и финансами много общих черт, но основной явл. широкое исп.-е обеих в кругообороте и воспроизводств. процессе.Деньги — специф. товар (вещь), кот. явл. универсальным эквивалентом стоимости др. товаров или услуг. Через деньги выраж. стоимость др. товаров, т.к. деньги легко обмениваются на любой из них Но не деньги делают товары соизмеримыми, а наоборот: именно потому, что все товары представл. собой овеществлённый человеч. труд и сами по себе соизмеримы по колич. затраченного труда, именно поэтому стоим. всех товаров измеряется одним и тем же специфич. товаром, превращая этот последний в общую для них меру стоим., то есть в деньги.

Сущность финансов, их роль в обществе, основные функции

Финансы – совокупность объективно обусловленных экономических отношений, имеющих распред характер, денежную форму выражения и материализуемых в денежных доходах и накоплениях, формируемых в руках государства и субъектов хозяйствования для целей расшир-го воспр-ва, матер. стимул-ния работающих, удовлетворение соц. и других потребностей.ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ:распределительная (распределяет созданный продукт; с помощью этой функции создаются фонды);перераспределительная (перераспределение созданного продукта, т.е. вторичное распределение между членами общества);регулирующая (финансы могут как стимулировать производство. так и угнетать его);контрольная (благодаря финансам общество имеет возможность наблюдать все финансовые потоки в государстве для того, чтобы вовремя повлиять на тот или иной товары. Особенно велика роль финансов в расширенном воспроизводстве предприятий различных форм собственности, поскольку при их непосредственном участии создается ВВП и происходит его распределение внутри предприятий и отраслей. На уровне конкретных субъектов хозяйствования финансовые параметры (например, прибыль) утверждаются в роли не только оценочных показателей эффективности производственно-хозяйственной деятельности, но и главной цели самого функционирования предприятия. Наиболее наглядно место финансов в общественном воспроизводстве и экономике в целом можно рассмотреть на примере процесса формирования и распределения финансовых ресурсов, комплексно отражающего финансовые отношения на всех уров-нях управления.

Финансы выступают важным элементом воспроизводства рабочей силы, в стоимость которой помимо оплаты труда входят также расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Расширение сферы социальных расходов вызывается во многом требованиями научно-технической революции. Быстрая качественная перестройка производства требует постоянного изменения профессиональной структуры рабочей силы, что влечет за собой дальнейший рост расходов на образование и переквалификацию кадров.

Бюджетная система РФ

Бюджетная система Российской Федерации представляет собой совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Государственная бюджетная система России состоит из бюджетов трех уровней:

¨ федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

¨ бюджеты субъектов РФ

¨ местные бюджеты (около 29 тыс. городских, районных, поселковых, сельских бюджетов).

Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

Федеральный бюджет и разрабатывается и утверждается в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставом муниципальных образований.

Местный бюджет (бюджет муниципального образования) является формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к ведению местного самоуправления.

Бюджеты субъектов РФ – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к их ведению.

Система бюджетных доходов

Доходы бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Доходы бюджета выражают систему экономических отношений, возникающих при формировании фондов денежных средств. Налоги - обязательные платежи(имеют 2 функции!1)фискальная - налоги формируют государственный бюджет!2)регулирующая - налоги влияют на экономическую систему государства).

Существуют:

-Прямые налоги (устанавливаются на доход или имущество)

-Косвенные налоги (в виде надбавки в цене товара или тарифу).

По характеру использования налоги делятся на общие и специальные. Общие налоги поступают на государственные нужды, а специальные используются только по назначению.

В РФ установлены виды налогов и сборов:

1)федеральные– налоги и сборы, установленные НК РФ и обязательны к уплате по всей территории РФ по единым ставкам (ЕСН, НДФЛ, акцизы, НДС, НДПИ, ННП, гос пошлина, водный налог, сбор за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов);

2)региональные– налоги, вводимые в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и обязательных к уплате на территории соответствующих субъектов РФ (налог на игорный бизнес, транспортный, на имущество организаций);

3)местные –налоги, установленные НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательных к уплате на территориях, составляющих муниципальные образования (имущество физ лиц, земельный).

Виды налоговых доходов: налог на прибыль организации; налоги и взносы на социальные нужды; налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ; налоги на товары, ввозимые на территорию РФ; налоги, сборы иррегулярные платежи за пользование природными ресурсами; гос пошлина, сборы.

Система бюджетных расходов

Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Распределение государственных средств по отдельным расходным статьям закрепляется законодательно, в составе законов о бюджете. Его планирование, обсуждение, исполнение и контроль является центральным элементом бюджетного процесса.

По своему экономическому содержанию расходы бюджета делятся на текущие и капитальные.

I. Текущие расходы:

Государственные закупки. Услуги в области государственного управления, национальной обороны и т.п., на рынке закупить нельзя, поэтому для их обеспечения создаются государственные предприятия и учреждения.

Социальные трансферты. Трансферты направляются на поддержку тех слоев населения, которые оказываются исключенным из рыночного процесса распределения доходов и не могут самостоятельно обеспечить себе достойный образ жизни. Речь идет о полностью или частично нетрудоспособных гражданах (инвалидах, пенсионерах), а также иных социально-незащищенных категориях населения. Помимо этого, целью трансфертов может быть поддержка тех, кто имеет особые заслуги перед обществом (ветераны войн, ликвидаторы последствий чрезвычайных ситуаций, люди, отмеченные за особые трудовые достижения), и поощрение общественно-желательного поведения (например, стимулирование рождаемости).

II. Капитальные расходы. Специфика капитальных расходов бюджета в том, что они выходят за пределы бюджета одного года и нацелены на получение эффекта в длительной перспективе. Планирование таких расходов строится с учетом их долгосрочного характера.

Бюджетные инвестиции. Целью бюджетных инвестиций является создание мощностей по производству общественных благ (учреждений образования, здравоохранения, оборонных предприятий и др.).

Бюджетные кредиты. Они могут быть использованы для финансирования не только государственных предприятий и учреждений, но и негосударственных субъектов экономики. Особенность данной формы государственных расходов - возмездность: кредиты предоставляются на возвратной основе, и на них начисляются проценты как плата за пользование кредитом.

Налоговая система РФ

Действующая в настоящее время в России налоговая система имеет относительно короткую историю. Она начала складываться только в 1992 г., а основные законы, регулирующие вопросы нало­гообложения, были приняты парламентом России в декабре 1991 г. На протяжении прошедших лет российская налоговая систе­ма подвергалась множеству изменений, уточнений и модификаций, однако основные элементы и принципы построения этой системы в целом сохранились и поныне.

Налоговая система России включает следующие элементы:

¾ взаимосогласованная совокупность налогов, сборов и платежей, используемых в той или иной стране для финансирования государственного бюджета и внебюджетных фондов;

¾ система законов, указов и подзаконных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты в бюджет различных налогов, сборов и иных налоговых платежей.

Налоговая система Российской Федерации состоит из трех групп налогов: федеральные налоги; региональные налоги (налоги республик в составе Российской Федерации, налоги краев, областей, автономной области, автономных округов) и местные налоги и сборы.

К федеральным налогамРоссийской Федерации в настоящее время относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы на отдельные виды и группы товаров, налог на операции с ценными бумагами, таможенная пошлина, платежи за пользование природными ресурсами, подоходный налог (налог на прибыль) предприятий, подоходный налог с физических лиц, налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, государственная пошлина, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, налог на покупку валюты.

К республиканским налогамотносятся налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц.

К местным налогам и сборамотносятся налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, составляющие группу общеобязательных налогов, а также целый ряд других налогов и сборов (курортный сбор, лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями, налог на содержание жилого фонда и объектов социальной сферы и ряд других налогов и др.).

Методы кредитования

Под методами кредитования следует понимать способы выдачи и погашения кредита в соответствии с принципами кредитования. В настоящее время при выдаче ссуд коммерческие банки используют другие методы кредитования, опираясь на имеющийся зарубежный опыт, который также основывается на двух методах кредитования. Сущность первого метода состоит в том, что вопрос о предоставлении ссуды решается каждый раз в индивидуальном порядке. Ссуда выдаётся на удовлетворение определённой целевой потребности в средствах. Этот метод применяется при предоставлении ссуд на конкретные сроки, т.е. срочных ссуд. При втором методе ссуды предоставляются в пределах заранее установленного банком для заёмщика лимита кредитования, который используется им по мере потребности путём оплаты предъявляемых к нему платёжных документов в течение определённого периода. Такая форма предоставления кредита называется открытием кредитной линии. Открытая кредитная линия позволяет оплатить за счёт кредита любые расчётно-денежные документы, предусмотренные в кредитном соглашении. Кредитная линия открывается в основном на один год, но может быть открыта и на более короткий период. Кредитная линия открывается, как правило, клиентам с устойчивым финансовым положением и хорошей репутацией. По просьбе клиента лимит кредитования может пересматриваться.

Рис.4

В целях регулирования денежно-кредитной политики ЦБ РФ привлекает следующие инструменты:

ставки учетного процента (дисконтную политику);

нормы обязательных резервов кредитных учреждений;

операции на открытом рынке;

регламентации экономических нормативов для кредитных учреждений.

Для осуществления кассового обслуживания кредитных учреждений, а также других юридических лиц на территории РФ создаются расчетно-кассовые центры при территориальных главных управлениях ЦБ. Наличные деньги выпускаются в обращение на основе эмиссионного разрешения - документа, дающего право ЦБ подкреплять оборотную массу за счет резервных фондов денежных банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением ЦБ в пределах эмиссионной директивы, т. Е. Предельного размера выпуска денег в обращение.

5)формы безналичных расчетов

При осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
2. Стороны по договору вправе избрать и установить в договоре любую из форм расчетов, указанных в пункте 1 настоящей статьи. Платежи на территории России могут осуществляться наличными деньгами и в безналичной форме. До принятия нового ГК РФ порядок и формы производства расчетов в России регулировались нормами банковских правил. ГК РФ -подробно регламентирует расчетные отношения, предусматривая конкретные формы безналичных расчетов. Банковские правила, предусматривающие правовое регулирование расчетных отношений, применяются постольку, поскольку они не противоречат нормам ГК РФ и федеральным законам, в частности Федеральному закону «О банках и банковской деятельности». Расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения сумм или в безналичном порядке.

Расчеты между хозяйствующими субъектами, как правило, производятся в безналичном порядке путем перечисления средств со счета плательщика на счет получателя в кредитной организации. Расчеты наличными деньгами допускаются лишь в случаях и пределах, устанавливаемых законодательством Российской Федерации1. Хозяйствующие субъекты обязаны своевременно рассчитываться по своим обязательствам. Порядок и конкретная форма расчетов определяются сторонами при заключении соответствующего договора. В соответствии с Законом РФ «О банках и банковской деятельности» формы, правила и стандарты безналичных расчетов устанавливаются Банком России. Применяются также и формы, принятые в международной банковской практике при международных расчетах. ГК РФ в ст. 862 устанавливает наиболее распространенные формы безналичных расчетов.

Безналичные расчеты между хозяйствующими субъектами могут производиться в следующих формах: платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Расчеты платежными поручениями производятся как с одногородними, так и иногородними получателями. Платежное поручение — это поручение плательщика обслуживающей его кредитной организации о перечислении определенной суммы со своего счета на счет третьего лица. Платежное поручение — это банковский перевод. Кредитная организация, принявшая поручение, обязуется от своего имени, но за счет клиента-плательщика осуществить платеж третьему лицу — получателю средств. В литературе было высказано мнение о том, что кредитная организация, выполняя поручение клиента, действует как комиссионер2. В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлено, что общий срок безналичных расчетов, в том числе и банковского перевода, не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта Федерации, пяти операционных дней — в пределах Российской Федерации. Договором и обычаями делового оборота могут быть установлены более короткие сроки для совершения безналичных расчетов. Для выполнения платежного поручения кредитная организация плательщика имеет право привлекать и другие кредитные организации. Клиент вправе требовать от кредитной организации информацию об исполнении поручения (отчета). Платежными поручениями производятся, например, расчеты за полученные товары и оказанные услуги при условии наличия указания на номер и дату товарно-транспортного или другого документа, подтверждающего отпуск товара или оказание услуг; по нетоварным операциям (например, платежи в доход бюджета соответствующего уровня); авансовые платежи. Платежные поручения используются для производства и иных платежей.

6)Денежная масса и ее агрегаты.

Денежная масса — совокупность наличных денег, находящихся в обращении и остатков безналичных средств на счетах, которыми располагают физические, юридические лица и государство[1].

Денежные агрегаты представляют собой иерархическую систему — каждый последующий агрегат включает в свой состав предыдущий. Чаще всего используют следующие агрегаты[1]:

§ М0 = наличные деньги в обращении,

§ М1 = М0 + чеки, вклады до востребования (в том числе банковские дебетовые карты).

§ М2 = М1 + средства на расчётных счетах, срочные вклады

§ М3 = М2 + сберегательные вклады

§ L = M3 + ценные бумаги

7)платежная система россии

Безналичные расчеты в Российской Федерации осуществляются через платежную систему Банка России и частные платежные системы, которые представлены внутрибанковскими платежными системами для расчетов между подразделениями одной кредитной организации, платежными системами кредитных организаций для расчетов по корреспондентским счетам, открытым в других кредитных организациях, платежными системами расчетных небанковских кредитных организаций, а также системами расчетов между клиентами одного подразделения кредитной организации (филиала).(схемка не забудь)

10) Финансы предприятий – система денежных отношений, которые возникают в процессе распределения и перераспределения выручки и прибыли хозяйствующего субъекта, по поводу образования, распределения и использования доходов и финансовых ресурсов с целью удовлетворения общественных интересов и потребностей.

Финансы предприятий служат основой финансовой системы страны. Финансовое состояние предприятий существенно влияет на финансовое положение страны в целом.

Финансы предприятий функционируют в сфере общественного производства, где создаются валовой внутренний продукт, материальные и нематериальные блага, национальный доход – основные источники финансовых ресурсов. Именно поэтому от состояния финансов предприятий зависит возможность удовлетворения общественных потребностей, улучшение финансового состояния страны.

11) http://www.sgqconsulting.ru/finansi-ekonom-pokazateli.htm

12,13) Финансы граждан — стоимостной показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг. Различают фактические и нормативные финансы граждан, последние выполняют роль ориентиров в проведении социальной политики, являясь социальными нормативами государственной политики доходов. Финансы граждан могут быть разных стандартов — минимальные, рациональные и элитарные финансы граждан, что отражает различный уровень удовлетворения потребностей.

Существуют три основных уровня удовлетворения потребностей: минимальный, нормальный и уровень роскоши. Первому из них соответствует минимальный потребительский бюджет, характеризующий ту структуру и уровень удовлетворения потребностей, которые общество на данном этапе экономического развития считает минимально допустимыми. Второму и третьему уровню удовлетворения потребностей (уровень достатка и роскоши) соответствуют рациональный (бюджет социального достатка) и элитарный потребительские бюджеты. Эти бюджеты рассчитаны на структуру и уровень потребления людей со средними и высокими (сверхвысокими) доходами.

В Российской Федерации в условиях перехода к рынку основное внимание уделяется разработке бюджетов прожиточного минимума, рассчитанных на кризисные условия функционирования российской экономики.

Рассмотрим методологические подходы к разработке финансов граждан различных уровней.

Финансы граждан включают, как правило, несколько сотен товаров и услуг в ценах реальных покупок. Этот набор товаров и услуг называется потребительской корзиной. Таким образом, потребительский бюджет представляет собой стоимостную оценку продовольственной и непродовольственной потребительских корзин, а также включает плату за услуги и налоги.

В структуре финансов граждан обычно предусматриваются следующие статьи расходов:

• питание;

• одежда, белье, обувь;

• предметы санитарии, гигиены, лекарства;

• мебель, посуда, товары длительного пользования;

• жилище и коммунальные услуги;

• культурно-просветительные мероприятия и отдых;

• бытовые услуги;

• транспорт;

• связь;

• прочее.

Финансы граждан, как правило, дифференцируются по социально-демографическим и профессиональным группам населения, а также по регионам страны. Так, например, прожиточный минимум рассчитывается в среднем на душу населения и отдельно для детей до 6 лет, детей 7-15 лет, мужчин в трудоспособном возрасте, женщин в трудоспособном возрасте, пенсионеров. Кроме того, территория России условно поделена на 16 зон проживания, характеризующихся сходными природно-климатическими условиями, национальными традициями и местными особенностями потребления, что позволяет определять специальный минимальный набор продуктов питания для каждой из них.

Финансы граждан могут быть определены в расчете на одного человека и на семью разного состава, в последнем случае речь идет о потребительском бюджете семьи. Отметим, что разработаны специальные коэффициенты, учитывающие снижение семейного бюджета за счет совместного проживания членов семьи. Это позволяет формировать прожиточный минимум практически любых по составу семей: супружеская пара с детьми и без детей, матери-одиночки и т. д.

В мировой и отечественной практике выработаны следующие методы формирования финансов граждан1:

• Нормативный — бюджет определяется на основе нормативов потребления отдельных товаров и услуг (нормативной потребительской корзины) и их фактической стоимости. В зависимости от вида разрабатываемого бюджета нормативы могут быть минимального или нормального уровня.

• Статистический — бюджет устанавливается на уровне доходов, которыми реально располагают определенные слои населения страны. Так, для бюджета прожиточного минимума рассматриваются доходы 10-20% самых бедных граждан страны. Базой для установления элитарных потребительских бюджетов могут быть доходы состоятельных и богатых людей страны.

• Комбинированный (как правило, нормативно-статистический) метод — расходы на питание устанавливаются по нормативам потребления, а остальные статьи — статистическим путем.

• Субъективный метод — на основе опросов общественного мнения и экспертов о необходимом уровне соответствующего бюджета.

• Ресурсный метод — исходя из возможностей государства в данный период обеспечить определенный уровень минимального потребительского бюджета или бюджета прожиточного минимума.

Система потребительских бюджетов различных стандартов обеспечивает выполнение следующих задач:

• обеспечивает объективную оценку достигнутого и прогнозируемого уровня жизни населения;

• помогает обосновать государственную политику доходов и систему распределительных отношений;

• обеспечивает анализ социальной дифференциации в обществе и экономического положения отдельных социальных групп;

- • является базой для адресной социальной политики, критерием экономического положения конкретных семей и ориентиром для регулирования доходов и потребления малообеспеченных семей.

14)слишком много матриала

15)Кредит - это движение ссудного капитала, осуществляемое на началах срочности, возвратности и платности.

Основные источники ссудного капитала:

  • денежные резервы экономических агентств, высвобождаемые в процессе кругооборота капитала;
  • денежные резервы, выступающие в виде специальных денежных фондов;
  • денежные доходы и сбережения населения;
  • государственный денежный резерв;
  • эмиссия денежных знаков, осуществляемая в соответствии с потребностями роста оборота наличных денег.

Функции кредита:

  • аккумуляция временно свободных денежных средств;
  • перераспределительная - это перераспределение денежных средств на определенных условиях и с последующим возвратом;
  • экономия издержек обращения - это частное замещение наличных денег кредитными деньгами через развитие безналичного расчета;
  • регулирующая функция - это регулирование объема совокупного денежного оборота, осуществляемое государством в целях воздействия на хозяйственные процессы;
  • эмиссионная функция - выражается в том, что в процессе кредитования создаются платежные средства;
  • контрольная функция - реализуется в процессе наблюдения за деятельностью заемщиков и кредиторов при оценке кредитоспособности и платежеспособности клиентов при контроле за соблюдением принципов кредитования.

По сроку возврата кредит подразделяется на:

  • долгосрочный;
  • краткосрочный;
  • среднесрочный.

Характерные черты современных денежных систем:

1. Обмен официального золотого содержания, обеспечение и размена банкнот на золото;

2. Переход к неразменным на золото кредитным деньгам, которые перерождаются в бумажные деньги;

3. Выпуск денег в обращение не только в порядке банковского кредитования хозяйства, но и в значительной мере для покрытия расходов государства;

4. Преобладание в денежном обращении безналичного оборота;

5. Усиление государственно регулирования денежного обращения.

Формы кредита:

1. Коммерческий кредит - кредит, предоставляемый хозяйствующими субъектами друг другу в товарной форме путем отсрочки платежа;

2. Банковский кредит - предоставляется кредит финансовыми учреждениями любым хозяйствующим субъектам в виде денежных ссуд;

3. Межхозяйственные кредит - предоставляется частями лицам для приобретения потребительских товаров длительного пользования;

4. Потребительский кредит - предоставляется частями лицам для приобретения потребительских товаров длительного пользования;

5. Ипотечный кредит - предоставляется в виде долгосрочных ссуд под залог недвижимости (земля, здания, сооружения);

6. Государственный кредит - предоставляет собой систему кредитных отношений, в которой заемщиком выступает государства, а население и честный бизнес - кредиторами денежных средств;

7. Международный кредит - это движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений. Он представляется в товарной или денежной форме.

19) http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook085/01/part-003.htm

Или это:

Коммерческие банки являются деловыми предприятиями, выполняющими функции финансовых посредников. Так, они привлекают сбережения населения, капиталы, прочие свободные средства, которые высвобождаются в ходе хоздейятельности, для предоставления их в пользование другим субъектам экономической деятельности, временно нуждающимся в дополнительных средствах.

Для решения этих задач банки осуществляют банковские операции. Основными операциями этого направления являются операции, называемые активными и пассивными.

Пассивные операции коммерческих банков необходимы для привлечения и концентрации капиталов как оборотных средств. Активные операции имеют целью размещение привлеченных ресурсов для получения прибыли. Пассивные операции коммерческих банков называют операциями по аккумулированию собственных ресурсов, которые необходимы для проведения активных операций (включая кредитные).

Формирование ресурсов банка происходит за счет привлечения средств населения во вклады, эмиссии банковских ценных бумаг, получение кредитов сторонних банков и других операций, которые приводят к увеличению средств, появляющихся в распоряжении банковского учреждения.

Пассивные операции коммерческих банков включают прием депозитов; выпуск банковских ценных бумаг (векселей, облигаций, сберегательных, депозитных сертификатов); ведение счетов разных клиентов, включая банки-корреспонденты; операции репо; получение межбанковских кредитов, включая централизованные кредитные ресурсы; евровалютные кредиты.

Коммерческие банки являются специфическими учреждениями, которые, с одной стороны, аккумулируют временно свободные денежные ресурсы, а с другой – предоставляют имеющиеся у них в наличии средства нуждающимся в русурсах предприятиям и населению во временное пользование за определенное вознаграждение.

Пассивные операции коммерческих банков определяют размер банковских ресурсов и, соответственно, определяют возможные масштабы их деятельности. При пассивных операциях средства концентрируются на пассивных или же активно-пассивных счетах банка. Пассивные операции помогают банкам приобретать кредитные ресурсы на свободном рынке.

Выделяют четыре основных формы пассивных операций: отчисления от собственной прибыли на увеличение или формирование фондов; первичная эмиссия банковских ценных бумаг (взносы в уставный капитал); получение кредитов от прочих юридических лиц; операции по депозитам (привлечение средств клиентов).

Пассивные операции коммерческого банка опосредуют привлечение денег, которые уже находятся в обороте. Прежде всего, к пассивным операциям относят депозитные операции по привлечению средств юрлиц и граждан во вклады либо срочные, либо до востребования. Именно депозитные операции и составляют основную часть пассивов банка.

Срочные депозиты определяются сроками, прописанными в договоре. По таким вкладам выплачивается более высокий процент вознаграждения, чем по вкладам до востребования. Последние же представляют собой средства на счетах, которые связаны с осуществлением расчетов и вкладами до востребования.

Активно пассивные операции коммерческих банков называются комиссионными, посредническими операциями, которые банки выполняют по поручению клиентов за плату - комиссию. Эти операции называют услугами. Выделяют расчетные услуги по внутренним и международным расчетам; трастовые услуги, которые подразумевают куплю-продажу банком инвалюты, ценных бумаг, драгметаллов по поручению клиентов; посредничество в размещении облигаций и акций; консультационное и бухгалтерское обслуживание клиентов и др.

20) http://pidruchniki.ws/12331119/politekonomiya/faktoringovye_operatsii

Или это:

Соотношение понятий денег, финансов и кредита

Когда финансы превращаются в прилагат.(финансовые фонды, финансовые ресурсы и т.п.), тогда финансы становятся уже деньгами. Финансы — это сист. экон. (денеж.) отношений, с помочью . кот. создаются и расходуются фонды ден. средств. Финансы – совокупность объективно обусловленных эконом. отношений, имеющих распределит. характер, ден. форму выражения и материализуемых в денежных доходах и накоплениях, формируемых в руках государства и субъектов хозяйствования для целей расшир. воспроизводства, материального стимулирования работающих, удовлетворение соц. и др. потребностей. КРЕДИТ. Фонды банков формир. на стадии перераспред., т.е. кредит завершает распределит. процесс. Кредит. ресурсы формир. в рез.-те того, что появляется несоотв. в наличии собств. средств и их потребностью. Кредит дополняет фин. ресурсы и позволяет происх. процессу расшир. воспроизводства. Особенности:1. средства банка выдают на опред. срок; на опред. условиях и при условии возвратности.2. средства при финансир. выдаются на опред. цели; бесплатно безвозвратно. С пом. кредита происх. перераспред. фин. ресурсов между предприятиями, организациями и гражданами. Постоянно происх. переливание кредитных ресурсов в фин. ресурсы и наоборот. Все фонды предприятия концентр. на счетах в банках и явл. источниками ссудных фондов банков для выдачи кредитов. Между кредитом и финансами много общих черт, но основной явл. широкое исп.-е обеих в кругообороте и воспроизводств. процессе.Деньги — специф. товар (вещь), кот. явл. универсальным эквивалентом стоимости др. товаров или услуг. Через деньги выраж. стоимость др. товаров, т.к. деньги легко обмениваются на любой из них Но не деньги делают товары соизмеримыми, а наоборот: именно потому, что все товары представл. собой овеществлённый человеч. труд и сами по себе соизмеримы по колич. затраченного труда, именно поэтому стоим. всех товаров измеряется одним и тем же специфич. товаром, превращая этот последний в общую для них меру стоим., то есть в деньги.

Наши рекомендации