Методические рекомендации по выполнению курсовой работы
Процесс выполнения курсовой работы включает в себя ряд этапов, основными из которых являются следующие:
1) выбор темы курсовой работы;
2) разработка плана курсовой работы;
3) подбор и изучение литературных источников;
4) сбор, анализ и обобщение практических материалов исследования;
5) написание курсовой работы;
6) оформление курсовой работы;
7) рецензирование работы научным руководителем;
8) защита курсовой работы.
Рекомендации по выбору темы курсовой работы приведены в соответствующем разделе настоящих методических рекомендаций.
После того, как студент выбрал тему курсовой работы, он приступает к разработке её плана. При этом необходимо ориентироваться на предложенный в приложении примерный план курсовой работы, а также учитывать особенности темы и исследуемой организации. Целесообразно предварительно ознакомиться с основными теоретическими положениями по теме курсовой работы.
План курсовой работы должен отвечать требованиям, изложенным в настоящих методических указаниях. Разработанный студентом план курсовой работы необходимо согласовать с научным руководителем. Следует обратить внимание на необходимость указания в наименованиях темы курсовой работы, её глав и параграфов (за исключением теоретической главы), названия организации, по материалам которой выполняется работа.
Работу с литературой целесообразно начать с изучения законодательных и нормативных актов, регламентирующих изучаемые в курсовой работе вопросы. Далее необходимо ознакомиться с научными изданиями (монографиями, статьями) и учебной литературой по исследуемому вопросу.
При подборе литературных источников целесообразно использовать справочно-правовые системы («Гарант», «Консультант - Плюс», «Кодекс»), сеть Internet, а также систематические указатели книг и статей в библиотеках.
Законодательные и нормативные акты а также проблемные вопросы бухгалтерского учёта широко освещаются в периодических бухгалтерских изданиях, таких как журналы: «Бухгалтерский учёт», «Главбух», «Всё для бухгалтера», «Нормативные акты для бухгалтера», «Финансово-бухгалтерские консультации», «Бухучёт и налоги», «Бухгалтерский бюллетень», «Бухгалтерский учёт в торговле и общественном питании» и т. п., а также газеты: «Учёт, налоги, право», «Бухгалтерская газета», «Финансовая газета», «Экономика и жизнь». В целях экономии времени целесообразно просмотреть указатели статей в данных изданиях, которые приводятся в заключительных номерах года (в части изданий – и по полугодиям).
Специальную литературу целесообразно изучать по изданиям за последние 2-3 года, предшествующих выполнению курсовой работы.
Изучение действующих нормативных актов по бухгалтерскому учёту по избранной теме является обязательным при выполнении курсовой работы. Необходимо также обратить особое внимание на основные понятия, связанные с темой работы.
При изучении литературы следует выявить вопросы, вызывающие дискуссию. По данным вопросам целесообразно привести и сопоставить мнения нескольких авторов и дать их критическую оценку.
Для выполнения практической части курсовой работы необходимо получить и проанализировать материалы конкретной организации. К ним относятся данные годовой отчётности за последние 2-3 года, предшествовавшие году написания курсовой работы, копии документов, организующих работу бухгалтерии (учётной политики, графика документооборота, должностных инструкций бухгалтеров и т.п.), а также копии первичных документов, учётных регистров и отчётности по изучаемому участку учётной работы. Копии документов могут быть сделаны с помощью копировального аппарата или вручную. К курсовой работе обязательно должны быть приложены заполненные копии первичных документов и учётных регистров по теме работы. При подборе данных материалов необходимо использовать принцип рациональности: копируемые документы должны отражать все стороны (типичные и особенные) по изучаемому участку бухгалтерского учёта в исследуемой организации, но не должны выходить за рамки темы работы. Документы, оформляемые однотипно по нескольким хозяйственным организациям, достаточно скопировать однократно. Полученные копии документов необходимо критически проанализировать с точки зрения правильности оформления и соответствия хозяйственной операции.
Данные годовой отчётности используются для анализа экономического положения организации, по материалам которой выполняется курсовая работа.
После изучения литературы, анализа и обобщения практических материалов формируется окончательный развёрнутый план курсовой работы и осуществляется её написание и оформление.
Развёрнутый план курсовой работы представляет собой детализацию утверждённого научным руководителем плана. При этом выделяются подвопросы, детализирующие и развивающие наименования параграфов и подпараграфов курсовой работы.
Общие требования к структуре и содержанию курсовой работы представлены в соответствующем разделе настоящих методических рекомендаций. Ниже приводятся методические рекомендации по выполнению отдельных разделов работы на основе примерного плана курсовой работы (приложение).
Введение является вступительной частью курсовой работы. Объём введения не должен превышать 2-3 страницы. Во введении обосновывается актуальность изучаемой темы, её практическая значимость. Формулирование цели и задач курсовой работы является важной составляющей написания введения. При формулировке цели необходимо ориентироваться на конечный результат курсовой работы, который состоит в том, чтобы на основе изучения литературных источников и критического анализа практики учёта по отдельному участку в исследуемой организации разработать предложения по совершенствованию бухгалтерского учёта. Задачи курсовой работы детализируют цель и показывают последовательность её достижения. Также во введении отражают объект, изучаемый в курсовой работе, т.е. по материалам какой организации она выполнена (указывается полное наименование организации, местоположение и основной вид деятельности). При необходимости автор может указать предмет, исследованию которого посвещена работа. В завершении введения перечисляют использованные при выполнении курсовой работы методы исследования (монографический, экономико-статистический, логический анализ, экспертный, метод финансовых коэффициентов и др.), а также наиболее важные источники информации и календарный период, за который проведено исследование.
Основная часть курсовой работы состоит из двух глав – теоретической и практической.
Основная часть курсовой работы должна строго соответствовать теме, а содержание граф и параграфов – их наименованиям. Главы должны быть взаимосвязаны, обязательно должна прослеживаться логика достижения поставленной цели.
Первая глава курсовой работы – теоретическая. Её объём не должен превышать 20-25 % общего объёма работы. В теоретической главе необходимо показать состояние изученности темы по литературным источникам. В данной главе приводятся основные понятия и определения по теме работы, систематизируются требования законодательных и нормативных актов по бухгалтерскому учёту по теме (с обязательными указаниями и ссылками на эти документы), показывается место изучаемого предмета (например, товаров или денежных средств) в кругообороте средств хозяйствующего субъекта, излагается методика бухгалтерского учёта и обращается внимание на спорные вопросы. При этом сопоставляются мнения ряда авторов, студент должен обосновать своё мнение по изучаемым вопросам. Ссылки на источники информации обязательны. В теоретической главе целесообразно выделить 2-3 параграфа. В конце каждого параграфа необходимо сделать краткий вывод, обобщающий изложенный материал (например, о существующих проблемах в методике учёта или её положительных сторонах). Изложение материала должно быть логически последовательным и взаимосвязанным.
На основе изложенных теоретических основ бухгалтерского учёта проводится анализ практики его ведения в конкретной организации, результате которого отражаются во второй главе курсовой работы. В виде исключения допускается построение второй главы курсовой работы на материалах условной организации.
В данную главу необходимо включить краткую экономическую характеристику исследуемой организации, анализ организации бухгалтерского учёта, анализ практики ведения бухгалтерского учёта по изучаемому участку работы, а также предложения по совершенствованию учёта.
Общий объём второй главы должен составлять 50-65 % всего объёма курсовой работы.
При подготовке второй главы курсовой работы используются практические материалы. Необходимо обратить внимание на то, что для составления экономической характеристики должны использоваться данные годовой отчётности за последние минимум 2-3 года, предшествовавшие году написания работы, а данные текущего бухгалтерского учёта (первичные документы, учётные регистры) – за один из месяцев последнего отчётного периода. Для иллюстрации практики учёта редко происходящих операций допускается использование материалов других отчётных периодов.
В первом параграфе главы 2 («Краткая экономическая характеристика организации») необходимо отразить организационно-правовую форму исследуемой организации, её местоположение, экономические, социальные и, при необходимости, природно-климатические условия деятельности, основных поставщиков и покупателей, конкурентные условия, виды деятельности, а также организационную структуру или структуру управления. Также в данном параграфе характеризуют специализацию и размер организации, её основные экономические и финансовые показатели деятельности. Для выявления специализации организации определяют структуру товарной продукции (для производственных предприятий) или структуру товарооборота (для торговых организаций) за последний отчётный год. Показатели размера изучают в динамике за исследуемый в курсовой работе период. К основным показателям размера организации относятся следующие: стоимость валовой продукции, стоимость товарной продукции или объём продаж, среднегодовая стоимость основных производственных фондов, численность работников. Показатели специализации и размера организации должны быть оформлены таблицами и сопровождаться выводами.
Основные экономические показатели деятельности включают показатели эффективности деятельности организации и уровня интенсивности производства. К ним относятся показатели обеспеченности организации основными производственными фондами и трудовыми ресурсами, показатели эффективности их использования (фондоотдача, фондоёмкость, производительность труда, трудоёмкость и т.п.), уровень себестоимости основных видов продукции, прибыли, рентабельности и другие показатели эффективности в зависимости от видов деятельности организации. Показатели должны быть приведены в динамике за последние 2-3 года, оформлены таблицами. Выводы по таблицам должны отражать динамику показателей, причины изменения показателей и рекомендации автора по улучшению экономического положения организации.
Также в данном параграфе студент может (по желанию) проанализировать финансовое состояние организации за последний отчётный год (на начало и конец года) по показателям финансовой устойчивости, ликвидности, платежеспособности, деловой активности. По окончании параграфа необходимо сделать обобщающий вывод об экономическом положении исследуемой организации.
В общем объёме курсовой работы первый параграф второй главы должен составлять 10-15 %.
Во втором параграфе главы 2 («Организация бухгалтерского учёта в организации») необходимо охарактеризовать состав бухгалтерии организации, применяемую форму бухгалтерского учёта, имеющиеся организационные документы бухгалтерии (распределение обязанностей, график документооборота, график выполнения учётных работ, график (план) проведения инвентаризации, план (график) составления отчётности, должностные инструкции бухгалтеров и т.д.), особенности рабочего плана счетов, учётную политику организации для целей бухгалтерского и налогового учёта, организацию хранения документов, применяемое программное обеспечение автоматизации учётных работ. Содержание параграфа должно быть проиллюстрировано копиями вышеперечисленных документов, которые необходимо критически проанализировать, выявив как их положительные стороны, так и существующие проблемы в содержании и оформлении документов. Необходимо обратить внимание на возможные последствия выявленных недостатков и наметить пути их устранения. По содержанию приложенных документов необходимо привести примеры в тексте работы.
При изложении материала данного параграфа особое внимание следует уделить вопросам, связанным с организацией учёта по изучаемому участку учётной работы.
В завершении параграфа также необходимо сделать обобщающий вывод, отметив положительные стороны и недостатки в организации бухгалтерского учёта в исследуемой организации.
В общем объёме курсовой работы второй параграф второй главы должен составлять примерно 10 %.
В третьем параграфе главы 2 («Бухгалтерский учёт........................... в организации») необходимо критически охарактеризовать практику ведения бухгалтерского учёта по изучаемому участку в исследуемой организации. При построении плана курсовой работы в данном параграфе целесообразно выделение нескольких подпараграфов. Третий параграф является основным в курсовой работе, его объём должен составлять не менее 30-35% всего объёма работы.
Студент может сгруппировать материал данного параграфа одним из двух вариантов.
Первый вариант основывается на предложенном в приложении примерном плане курсовой работы и предусматривает выделение подпараграфов, характеризующих изучаемый учётный участок как объект учёта, организацию первичного и сводного учёта, практику синтетического и аналитического учёта. Также могут быть выделены дополнительные подпараграфы, обусловленные необходимостью полного раскрытия темы курсовой работы (например, инвентаризация товаров или производственных запасов и отражение её результатов в учёте; отражение данных бухгалтерского учёта в отчётности; исчисление себестоимости продукции, работ или услуг; методы оценки производственных запасов и т.п.).
Альтернативным вариантом выделения подразделов является группировка информации по проводимым операциям или по участкам учёта, если в тему включены два и более учётных участка, или по элементам анализируемой работы (в темах по организации бухгалтерского учёта, учётной политике и т.п.) Например, в теме по бухгалтерскому учёту основных средств могут быть выделены подпараграфы отдельно по учёту поступления, выбытия и внутреннего перемещения основных средств. В темах по бухгалтерскому учёту торговых операций могут быть выделены подпараграфы по учёту движения товаров и по учёту продаж и т.п. В теме по организации бухгалтерского учёта целесообразно выделение подпараграфов по элементам организации учёта, таким как учётная политика, состав бухгалтерии и распределение обязанностей, учётные графики и т.п.
Независимо от варианта группировки излагаемого материала в третьем параграфе второй главы курсовой работы необходимо охарактеризовать: особенности изучаемого предмета курсовой работы как объекта учёта в исследуемой организации, практику первичного и сводного, синтетического и аналитического учёта по изучаемому участку учётной работы в организации.
К особенностям исследуемого участка учётной работы в организации, требующим характеристики в курсовой работе, в зависимости от темы относятся: состав и структура основных средств, нематериальных активов, производственных запасов; применяемые методы амортизации; применяемые методы оценки производственных запасов, товаров или готовой продукции; применяемые формы и системы оплаты труда; порядок начисления оплаты труда и удержаний из неё; состав затрат (расходов) по статьям и элементам; применяемая методика исчисления себестоимости; состав подотчётных лиц; применяемые формы безналичных расчётов и т.п. В случае наличия подобных особенностей необходимо привести конкретные примеры и дать им оценку, отметив положительные стороны и недостатки.
При анализе практики первичного и сводного учета используются соответствующие документы исследуемой организации. Копии этих документов размещаются в приложениях с обязательной ссылкой на них в тексте работы. По каждому документу необходимо привести пример его применения в организации и дать его критическую оценку. Каждый документ должен быть рассмотрен по следующей схеме:
1) соответствие применяемой в организации формы документа унифицированной;
2) качество заполнения и соблюдение сроков представления;
3) причины и последствия отклонений от требований;
4) меры по устранению отклонений.
По каждому первичному и сводному документу необходимо показать дальнейшее движение информации до регистров учёта и отчётности. Также необходимо наметить пути устранения выявленных недостатков.
При анализе практики синтетического и аналитического учёта необходимо указать применяемые синтетические счета и субсчета и охарактеризовать их соответствие действующему в РФ Плану счетов, охарактеризовать порядок выделения аналитических счетов, привести корреспонденцию счетов, применяемую в исследуемой организации (необходимо указать конкретные хозяйственные операции и суммы по ним во взаимосвязи с прилагаемыми к работе первичными документами и регистрами учёта), выявить недостатки, ошибочные корреспонденции и пути их устранения, показать порядок отражения информации в отчётности, охарактеризовать качество составления учётных регистров по вышеприведённой схеме.
По каждому выделенному подпараграфу необходимо сделать краткий вывод, в котором обобщить выявленные положительные стороны и недостатки в ведении учёта, а также отметить возможные пути совершенствования.
В четвёртом параграфе главы 2 («Совершенствование бухгалтерского учёта ......................................в организации») необходимо, исходя из изложенных в теоретической главе предложений учёных и практиков и проведённого исследования по материалам организации (в том числе по выявленным недостаткам в организации и ведении бухгалтерского учёта), сформулировать и обосновать пути совершенствования бухгалтерского учёта (как по изучаемому участку, так и по организации бухгалтерского учёта в целом). Предложения и рекомендации автора должны быть конкретными и обоснованными. Необходимо показать механизм внедрения предложенных мероприятий (например, внести изменения в организационные документы бухгалтерии, разработать недостающие, показать изменённую схему записей на счетах бухгалтерского учёта, оформить предлагаемые к применению первичные документы, показать последовательность внедрения или замены программного обеспечения автоматизации учётных работ и т.п.), а также их целесообразность и эффективность. При необходимости выполняются соответствующие расчёты экономического эффекта, который могла бы получить организация от внедрения в практику предложений автора, сделанных в курсовой работе. Для этого определяется соотношение рассчитанного предполагаемого эффекта и затрат на его достижение.
В общем, объёме курсовой работы четвёртый параграф второй главы должен составлять не менее 10 %.
Заключение (его объём – 2-3 страницы) должно содержать выводы автора по результатам проведённого в курсовой работе исследования, а также предложения по совершенствованию, сформулированные автором. Выводы должны быть краткими, конкретными и отражать основное содержание курсовой работы. Обязательно необходимо отразить выявленные положительные стороны и недостатки в организации и ведении бухгалтерского учёта. По предложениям автора необходимо указать величину предполагаемого эффекта от их внедрения в практику ведения бухгалтерского учёта. Выводы и предложения могут быть изложены в виде тезисов.
Список литературы представляет собой перечень использованных при выполнении курсовой работы литературных источников: законодательных и нормативных актов, монографий, учебных пособий, научных и научно-практических статей и т.п. Список литературы должен содержать не менее 30 источников, на каждый из которых должна быть ссылка в тексте курсовой работы.
В приложениях следует помещать вспомогательный и иллюстрирующий материал (дополнительные расчёты, таблицы, схемы, материалы организации – копии первичных документов, учётных регистров, форм бухгалтерской отчётности, организационных документов бухгалтерии и т.п.) с целью сокращения объёма основной части работы. В тексте курсовой работы необходимо сделать ссылки на соответствующие приложения. Приложения необходимо располагать в порядке появления ссылок на них. Прилагаемые копии первичных документов и учётных регистров должны быть заполнены, чистые бланки не прилагаются. Обязательными приложениями к курсовой работе являются: копия учётной политики или выписка из неё, копии других локальных документов, регламентирующих организацию бухгалтерского учёта в исследуемой организации, копии первичных документов и учётных регистров исследуемой организации по теме работы.
Законченная курсовая работа подписывается студентом на титульном листе и в тексте работы после списка литературы с указанием даты завершения работы и представляется для проверки и рецензирования научному руководителю.