Круизный рынок: все «за» и «против» роста
Туроператоры – о перспективах сезона-2017
Туроператоры, представляющие в России мировые круизные компании, прогнозируют оживление спроса. Какие факторы могут повысить интерес к морским круизам, а какие, напротив, стать препятствием? Онлайн-журнал HotLine.travel предложил участникам спецпроекта «Месяц круизов» поделиться своими мнениями на этот счёт.
Откуда рост
Оптимизм в участников круизного рынка вселяет тот факт, что сформировавшийся на нём отложенный спрос имеет все шансы реализоваться в текущем году. Этому способствует и заметное укрепление курса рубля, и появившаяся у потребителей уверенность в большей экономической стабильности, наметившаяся готовность вновь тратить деньги на отдых. «Мы видим эту тенденцию по активизации бронирований, совершённых с начала зимнего сезона», – говорит руководитель департамента круизов PAC GROUP Михаил Фельдман. А корпоративный менеджер по турпродукту туроператора «Инфлот круизы и путешествия» Юлия Дмитриева добавляет, что некоторые международные круизные компании, со своей стороны, сейчас явно проявляют готовность активнее инвестировать в российский рынок.
Стоит упомянуть и о вводе в 2017 году новых лайнеров, – отмечает Екатерина Илюшина, замгендиректора по коммерции «Круизного Дома «МК».
Так, два современных судна спустит на воду MSC, по одному – Norwegian Cruise Line и Silversea Cruises. Правда, надо учитывать, что это стимулирует спрос в основном со стороны туристов, уже бывавших в морских путешествиях. Им есть с чем сравнивать, поэтому постоянная клиентура интересуется новинками и готова их тестировать. Для неискушённой же публики появление новых лайнеров не столь существенно при выборе круизов.
Отличительная особенность круизов – возможность за одну поездку побывать в нескольких странах. И хотя морские путешествия, как правило, небюджетны, это всё равно дешевле, чем отправляться в каждую из стран маршрута по отдельности. «Стремление туристов в условиях ограниченности бюджетов получить большее за адекватные деньги стимулирует спрос на круизы», – отмечает руководитель круизного отдела «Карлсон Туризм» Светлана Пославская.
Доля скепсиса
Круизные туроператоры признают – летом-2017 от них потребуется немало усилий, чтобы перетянуть на свою сторону туристов, привыкших к стандартному пляжному отдыху в формате All inclusive. Вновь открытая для туризма Турция, а также Греция уже сейчас, на этапе раннего бронирования, предлагают серьёзные скидки. Не исключено, что ближе к старту сезона возобновится и авиасообщение с Египтом, который также немедленно включится в ценовое противостояние. При этом из-за ограниченности бюджета большинство клиентуры сейчас может позволить себе только один отдых в году, и не факт, что выбор падёт именно на морские путешествия. Правда, есть на этот счёт и оптимисты. Так, директор по продукту CruClub Татьяна Ларина отмечает, что некоторые круизные компании, например греческая Celestyal Cruises, способны предложить поездки в формате «всё включено», включая чаевые и экскурсии на русском языке, вполне конкурентные по цене даже с самыми доступными пляжными альтернативами.
Сдерживает рост спроса на круизы и относительно небольшое число программ, стартующих из российских портов. По сути, единственной отправной точкой в нашей стране пока остаётся Санкт-Петербург. В 2015 году круизы из Сочи начала делать MSC, однако эксперимент не получил продолжения. Более того, сочинский порт потерял привлекательность даже как промежуточная точка. В 2017 году иностранные лайнеры не будут заходить в него. По словам экспертов, причина исключительно в политике – международные круизные компании по соображениям безопасности значительно сократили интенсивность заходов в Стамбул, из-за непризнанного статуса недоступен для посещения иностранными туристами Крым. Круизным операторам сейчас экономически нецелесообразно включать в маршруты бассейн Чёрного моря, и вряд ли эта ситуация улучшится в ближайшей перспективе.
Турагенты помогут?
По словам экспертов туроператорских компаний, перспективы круизного рынка в России этим летом в значительной степени будут зависеть от того, какую позицию займут турагентства. Если раньше продажей круизов занимались единицы, то сейчас доля тех, кто поставил это на поток, значительно выросла. Например, в PAC GROUP приводят такие данные – 27 % от всей агентской базы.
Росту вовлечённости агентств способствует наметившийся тренд к снижению комиссионных со стороны поставщиков в классическом туроперейтинге. Турагентства видят, что в сегменте морских путешествий сохраняются высокие ставки вознаграждения, кроме того, – здесь весьма значительна доля возвратной клиентуры. Как следствие – агентства начинают активнее продавать круизы, и есть предпосылки, что в 2017 году доля тех, кто предлагает этот продукт своим клиентам, значительно вырастет.
Тем не менее многие розничные продавцы по-прежнему считают для себя круизный продукт слишком сложным в реализации, дорогим или непонятным клиентам, поэтому от туроператоров потребуются немалые усилия, чтобы турагентства массово повернулись лицом к круизному рынку.
Автор Дмитрий Солдатенков
Источник: https://www.hotline.travel/obzory-i-analitika/kruiznyy-rynok-vse-za-i-protiv-rosta/