Финансовые службы предприятия
Тема 7. Финансовые службы, их задачи и функции
План
1. Финансовые службы предприятия
2. Организация денежных расчетов на предприятии
Место финансовой службы в системе управления предприятием. Структура финансовой службы. Задачи и функции финансовой службы.
Основные направления работы финансовой службы: финансовое планирование, контрольно-аналитическая работа, оперативная работа.
Контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организаций. Контроль над использованием собственных и заемных средств, соблюдением расчетно-платежной дисциплины.
Организация денежных расчетов с поставщиками, покупателями, подрядчиками, заказчиками, бюджетом, страховыми организациям, партнерами, акционерами.
Финансовые службы предприятия
Деятельность финансовых служб подчинена главной цели – обеспечению финансовой стабильности, созданию устойчивых предпосылок для экономического роста и получения прибыли
Задачи финансовых служб:
· организация взаимоотношений предприятия с другими субъектами хозяйствования
· поиск внутренних и внешних краткосрочных и долгосрочных источников финансирования, выбор наиболее оптимального их сочетания
· своевременное обеспечение финансовыми ресурсами хозяйственной деятельности предприятия
· эффективное использование финансовых ресурсов для достижения стратегических и тактических целей предприятия
Конкретными формами реализации задач финансовой службы является разработка финансовой политики, элементами которой являются
· учетная политика
· кредитная политика
· политика управления денежными потоками
· амортизационная политика
· управление издержками
· дивидендная политика
Структура финансовой службы должна отвечать масштабам деятельности предприятия, его стратегическим целям и направлению деятельности. Примерная структура финансовой службы крупного предприятия может выглядеть следующим образом.
1. На финансовую бухгалтерию возлагается ведение бухгалтерского учета, составление финансовой отчетности в составе бухгалтерского баланса, Отчета о прибылях и убытках, приложений к этим формам, формирование публичной отчетности в соответствии с утвержденными правилами и национальными стандартами счетоводства. Разрабатывает учетную политику.
2. Аналитический отдел занимается анализом и оценкой финансового состояния предприятия. Готовит пояснительную записку к годовому отчету и возглавляет подготовку к отчетному докладу на общем собрании акционеров. Разрабатывает и анализирует инвестиционные проекты (финансовую часть), составляет прогнозы финансовых показателей.
3. Отдел финансового планирования зарабатывает долгосрочные и краткосрочные финансовые планы. Управляет составлением Основного бюджета предприятия.
4. Отдел налогового планирования разрабатывает налоговую учетную политику, составляет расчеты по налогам и налоговые декларации, представляет их в налоговые органы, контролирует своевременность и полноту уплаты налогов, осуществляет сверку расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.
5. Оперативный отдел ведет расчеты с дебиторами и кредиторами, контролирует взаимоотношения с банками, страховыми компаниями. Обеспечивает соблюдение платежной и расчетной дисциплины.
6. Отдел ценных бумаг и валютного контроля формирует портфель ценных бумаг, управляет движением ценных бумаг и валют. Осуществляет контроль над валютными операциями с целью соблюдения законности и оптимальности.
Рационально выстроенная система управления финансами выполняет функции контролера и казначея компании.