Затраты предприятия - экономический показатель работы предприятия, отражающий финансовые расходы предприятия на производство товаров и услуг.

Затраты в стоимостном выражении накапливаются на счетах бух.учёта и в фин отчётности отражаются как расходы в отчёте о прибылях и убытках.

Расходы являются более широким понятием, чем затраты.

Затраты – это часть расходов отчётного периода. На основе затрат исчисляется себестоимость продукции.

Классификация затрат:

По экономическим элементам (необходимо для формирования себестоимости):

1.1. Материальные затраты (на сырьё, материалы, топливо, упаковку, полуфабрикаты, транспорт);

1.2. Затраты на оплату труда (з\п, премии, отпускные, больничные листы);

1.3. Отчисления на соц нужды;

1.4. Амортизация осн-х ср-в;

1.5. Прочие затраты (некоторые налоги – земельный, платежи по страх. обязательствам П.).

3.По способу включения в себестоимость отдельных видов продукции:

3.1. Прямые расходы – связаны с производством конкретных видов продукции, их можно отнести на выпускаемые изделия по данным первичных документов;

3.2. Косвенные – связаны с производством нескольких видов продукции и распределяются между ними пропорционально принятому базису:

· Кол-во часов работы осн-х производственных рабочих;

· Занимаемая производственная площадь;

· Численность персонала и т.д.

Это деление используется в целях налогового учёта.

4.По технико-экономическому назначению:

4.1. Осн-е расходы – связаны с процессом изготовления продукции;

4.2. Накладные расходы – не связаны с производством, но необходимы для управления П.:

Себестоимость — все издержки (затраты), понесённые предприятием на производство и реализацию (продажу) продукции или услуги.

себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Себестоимость продукции является важнейшим показателем, в котором отражаются все успехи и недостатки производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Она отражает рациональность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия, основных и оборотных фондов, уровень организации производства и труда.

Различают:

- последовательное планирование (новый план составляется по истечении срока действия предыдущего); - скользящее планирование (по истечении части срока действия предыдущего плана производится его ревизия на оставшийся период и составляется новый на период после окончания всего срока предыдущего и т.д.; - жесткое планирование (конкретно указываются все цели и мероприятия); - гибкое планирование (учитывается возможность возникновения неоднозначных условий и пересмотра плана с их учетом).

В принципе любая фирма имеет иерархию планов. В ряду соподчиненности можно различить следующие виды планирования:

- общее (долгосрочное основополагающее, концепция фирмы); - стратегическое (долгосрочное развитие фирмы, сфер быта, производства, НИОКР, персонала); - тактическое (условий хозяйственных операций - производственных мощностей, средств производства, капиталов, инвестиций, персонала и т.д.); - оперативное планирование (конкретных действий на краткосрочный период).

На практи­ке наибольшее распространение получили два метода плани­рования себестоимости продукции: нормативный и планирова­ние по технико-экономическим факторам. Как правило, они применяются в тесной взаимосвязи.

Сущность нормативного метода заключается в том, что при планировании себестоимости продукции применяются нормы и нормативы использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, т.е. нормативная база предприятия.

Метод планирования себестоимости продукции по технико-экономическим факторам является более предпочтительным по сравнению с нормативным методом, так как он позволяет учесть многие факторы, которые будут самым существенным образом влиять на себестоимость продукции в плановом периоде. При этом методе учитываются следующие факторы:

1) технические, т.е. внедрение на предприятии в плановом периоде новой техники и технологии;

2) организационные. Под этими факторами понимается совершенствование организации производства и труда на предприятии в плановом периоде (углубление специализации и кооперирования, совершенствование организационной струк­туры управления предприятием, внедрение бригадной формы организации труда, НОТ и др.);

3) изменение объема, номенклатуры и ассортимента выпу­скаемой продукции;

4) уровень инфляции в плановом периоде;

5) специфические факторы, которые зависят от особен­ностей производства. Например, для горных предприятий — изменение горно-геологических условий разработки полезных ископаемых; для сахарных заводов — изменение содержания сахара в сахарной свекле.

Все эти факторы в конечном итоге влияют на объем выпуска продукции, производительность труда (выработку), изменение норм и цен на материальные ресурсы.

5. Вы́ручка (оборот, объём продаж) — количество денежных средств или иных благ, получаемое компанией за определённый период её деятельности, в основном за счёт продажи товаров или услуг своим клиентам. Выручка отличается от прибыли, так как прибыль — это выручка минус расходы (издержки), которые компания понесла в процессе производства своих продуктов. Прирост капитала в результате увеличения по какой-то причине стоимости активов предприятия к выручке не относится. Для благотворительных организаций выручка включает общую стоимость полученных денежных подарков.

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) включает в себя денежные средства либо иное имущество в денежном выражении, полученные или подлежащие получению в результате реализации товаров, готовой продукции, работ, услуг по ценам, тарифам в соответствии с договорами.

При этом деятельность предприятия можно характеризовать по нескольким направлениям:

§ выручка от основной деятельности, поступающая от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг);

§ выручка от инвестиционной деятельности, выраженная в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг;

§ выручка от финансовой деятельности.

Общая выручка складывается из выручки по этим трем направлениям. Однако основное значение в ней отдается выручке от основной деятельности, определяющей весь смысл существования предприятия.

Выручку от реализации делят на валовую (общую) и чистую. Валовой выручкой предприятия (производителя) являются стоимость реализованной продукции; часть розничной цены продукции; сумма фонда возмещения предприятия, фонда потребления, фонда заработной платы, фонда накопления, налоговых отчислений, платежей из прибыли в бюджет, нераспределенной прибыли и др. Чистая выручка представляет собой валовую выручку, "очищенную" от НДС, акцизов, ценовых скидок, а также стоимости возвращенных покупателями товаров. В планировании выручки используется и вариантный подход, т.е. определяют, каких объемов она может достичь при различных вариантах развития ситуации с продажами - благоприятном, нейтральном и неблагоприятном.

В бухгалтерском учёте применяют два основных метода расчёта выручки:

1. Кассовый метод — выручкой считается поступившая на счета или в кассу предприятия денежная оплата или полученный в оплату обязательств товар (бартер).

2. Метод начисления — выручка начисляется тогда, когда у потребителей возникают обязательства по оплате продукции или услуг предприятия. Чаще всего начисление происходит в момент отгрузки потребителю продукции или предоставления услуг.

6. Платёжеспособность— способность хозяйствующего субъекта к своевременному выполнению денежных обязательств, обусловленных законом или договором, за счёт имеющихся в его распоряжении денежных ресурсов.

Самый лучший вариант, когда у предприятия всегда имеются свободные денежные средства, достаточные для пога­шения имеющихся обязательств. Но предприятие является платежеспособным и в том случае, когда свободных денежных средств у него недостаточно или они вовсе отсутствуют, но предприятие способно быстро реализовать свои активы и расплатиться с кредиторами.

Поскольку одни виды активов обращаются в деньги быст­рее, другие — медленнее, необходимо группировать активы предприятия по степени их ликвидности, т.е. по возможности обращения в денежные средства.

К наиболее ликвидным активам относятся сами денежные средства предприятия и краткосрочные финансовые вложения в ценные бумаги. Следом за ними идут быстрореализуемые активы — депозиты и дебиторская задолженность. Более дли­тельного времени требует реализация готовой продукции, за­пасов сырья, материалов и полуфабрикатов, которые относят­ся к медленно реализуемым активам. Наконец, группу трудно­реализуемых активов образуют земля, здания, оборудование,

продажа которых требует значительного времени, а поэтому осуществляется крайне редко.

Коэффициент восстановления платежеспособности определяется как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его установленному значению. Расчетный коэффициент текущей ликвидности определяется как сумма фактического значения этого коэффициента на конец отчетного периода и изменение этого коэффициента между окончанием и началом отчетного периода в пересчете на период восстановления платежеспособности (6 месяцев). Формула расчета следующая:

Затраты предприятия - экономический показатель работы предприятия, отражающий финансовые расходы предприятия на производство товаров и услуг. - student2.ru

где Ктл.к - фактическое значение (на конец отчетного периода) коэффициента текущей ликвидности,

Ктл.н - значение коэффициента текущей ликвидности на начало отчетного периода,

Т - отчетный период, мес.,

2 - нормативное значение коэффициента текущей ликвидности,

6 - нормативный период восстановления платежеспособности в месяцах.

Коэффициента восстановления платежеспособности, принимающий значения больше 1, рассчитанный на нормативный период, равный 6 месяцам, свидетельствует о наличии реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность. Если этот коэффициент меньше 1, то предприятие в ближайшее время не имеет реальной возможности восстановить платежеспособность.

Ликви́дность — экономический термин, обозначающий способность активов быть быстро проданными по цене, близкой к рыночной. Ликвидный — обращаемый в деньги. Обычно различают высоколиквидные, низколиквидные и неликвидные ценности (активы). Чем легче и быстрее можно получить за актив полную его стоимость, тем более ликвидным он является. Для товара ликвидность будет соответствовать скорости его реализации по номинальной цене.

Инструментами оценки ликвидности могут быть коэффициенты ликвидности — финансовые показатели, рассчитываемые на основании отчётности предприятия для определения номинальной способности компании погашать текущую задолженность за счёт имеющихся текущих (оборотных) активов.

Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности — финансовый коэффициент, равный отношению высоколиквидных текущих активов к краткосрочным обязательствам (текущим пассивам). Источником данных служит бухгалтерский баланс компании аналогично, как для текущей ликвидности, но в составе активов не учитываются материально-производственные запасы так как при их вынужденной реализации убытки будут максимальными среди всех оборотных средств.

Кбл = (Текущие активы — Запасы) / Текущие обязательства

или

Кбл = (Краткосрочная дебиторская задолженность + Краткосрочные финансовые вложения + Денежные средства)/(Краткосрочные пассивы — Доходы будущих периодов — Резервы предстоящих расходов)

Коэффициент отражает способность компании погашать свои текущие обязательства в случае возникновения сложностей с реализацией продукции. Строки баланса (240+250+260) / (690-640-650).

Коэффициент абсолютной ликвидности — финансовый коэффициент, равный отношению денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к краткосрочным обязательствам (текущим пассивам). Источником данных служит бухгалтерский баланс компании аналогично, как для текущей ликвидности, но в составе активов учитываются только денежные и приравненные к ним средства: (строка 260 + строка 250) / (строка 690—650 — 640).

Кал = (Денежные средства + краткосрочные финансовые вложения) / Текущие обязательства

или

Кал = (Денежные средства + краткосрочные финансовые вложения) / (Краткосрочные пассивы — Доходы будущих периодов — Резервы предстоящих расходов)

Считается, что нормальным значение коэффициента должно быть не менее 0,2, т.е каждый день потенциально могут быть оплачены 20 % срочных обязательств. Он показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время.

Коэффициент текущей ликвидности или коэффициент покрытия— финансовый коэффициент, равный отношению текущих (оборотных) активов к краткосрочным обязательствам (текущим пассивам). Источником данных служит бухгалтерский баланс компании (форма № 1): (Строка 290 — строка 230 — строка 220) / (строка 690-650-640).

Ктл = (ОА — ДЗд — ЗУ) / КО

где: Ктл — коэффициент текущей ликвидности;

ОА — оборотные активы;

ДЗд — долгосрочная дебиторская задолженность;

ЗУ — задолженность учредителей по взносам в уставный капитал;

КО — краткосрочные обязательства.

Коэффициент отражает способность компании погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счёт только оборотных активов. Чем показатель больше, тем лучше платежеспособность предприятия. Принимая во внимание степень ликвидности активов, можно предположить, что не все активы можно реализовать в срочном порядке. Нормальным считается значение коэффициента от 1.5 до 2.5, в зависимости от отрасли. Значение ниже 1 говорит о высоком финансовом риске, связанном с тем, что предприятие не в состоянии стабильно оплачивать текущие счета. Значение более 3 может свидетельствовать о нерациональной структуре капитала.

Финансовая устойчивость — составная часть общей устойчивости предприятия, сбалансированность финансовых потоков, наличие средств, позволяющих организации поддерживать свою деятельность в течение определенного периода времени, в том числе обслуживая полученные кредиты и производя продукцию. Во многом определяет финансовую независимость организации.

Коэффициенты финансовой устойчивости характеризуют состояние и динамику финансовых ресурсов предприятий с точки зрения обеспечения ими производственного процесса и других сторон их деятельности.

§ Коэффициент концентрации собственного капитала, Затраты предприятия - экономический показатель работы предприятия, отражающий финансовые расходы предприятия на производство товаров и услуг. - student2.ru , где Sk — собственный капитал, Vb — валюта баланса. Определяет долю средств, инвестированных в деятельность предприятия его владельцами. Чем выше значение этого коэффициента, тем более финансово устойчиво, стабильно и независимо от внешних кредиторов предприятие.

§ Коэффициент финансовой зависимости, Затраты предприятия - экономический показатель работы предприятия, отражающий финансовые расходы предприятия на производство товаров и услуг. - student2.ru , где Sk — собственный капитал, Vb — валюта баланса. Этот коэффициент означает насколько активы предприятия финансируются за счет заемных средств. Слишком большая доля заемных средств снижает платежеспособность предприятия, подрывает его финансовую устойчивость и соответственно снижает доверие к нему контрагентов и уменьшает вероятность получения кредита.

§ Коэффициент маневренности собственного капитала, Затраты предприятия - экономический показатель работы предприятия, отражающий финансовые расходы предприятия на производство товаров и услуг. - student2.ru , где SOS - собственные оборотные средства, Sk - собственный капитал. Коэффициент маневренности характеризует какая доля источников собственных средств находится в мобильной форме и равен отношению разности между суммой всех источников собственных средств и стоимостью внеоборотных активов к сумме всех источников собственных средств и долгосрочных кредитов и займов. Рекомендуемое значение - 0,5 и выше.

§ Коэффициент концентрации заемного капитала, Затраты предприятия - экономический показатель работы предприятия, отражающий финансовые расходы предприятия на производство товаров и услуг. - student2.ru , где Zk- заемный капитал, Vb — валюта баланса. По сути очень схож с коэффициентом концентрации собственного капитала.

§ Коэффициент структуры долгосрочных вложений, Затраты предприятия - экономический показатель работы предприятия, отражающий финансовые расходы предприятия на производство товаров и услуг. - student2.ru , где DP — долгосрочные пассивы, VOA — внеоборотные активы предприятия. Коэффициент показывает долю, которую составляют долгосрочные обязательства в объеме внеоборотных активов предприятия. Низкое значение этого коэффициента может свидетельствовать о невозможности привлечения долгосрочных кредитов и займов, а слишком высокое либо о возможности предоставления надежных залогов, либо о сильной зависимости от сторонних инвесторов.

§ Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств, Затраты предприятия - экономический показатель работы предприятия, отражающий финансовые расходы предприятия на производство товаров и услуг. - student2.ru , где DP - долгосрочные пассивы, Sk — собственный капитал предприятия. Этот коэффициент показывает, какая часть в источниках формирования внеоборотных активов на отчетную дату приходится на собственный капитал, а какая на долгосрочные заемные средства. Особо высокое значение этого показателя свидетельствует о сильной зависимости от привлеченного капитала, о необходимости выплачивать в перспективе значительные суммы денежных средств в виде процентов за пользование кредитами.

§ Коэффициент структуры заемного капитала, Затраты предприятия - экономический показатель работы предприятия, отражающий финансовые расходы предприятия на производство товаров и услуг. - student2.ru , где Dp - долгосрочные пассивы, Zk - заемный капитал. Показатель показывает, из каких источников сформирован заемный капитал предприятия. В зависимости от источника формирования капитала предприятия можно сделать вывод о том, как сформированы внеоборотные и оборотные активы предприятия, так как долгосрочные заемные средства обычно берутся на приобретение внеоборотных активов, а краткосрочные - на приобретение оборотных активов и осуществление текущей деятельности.

§ Коэффициент соотношения заемных и собственных средств Затраты предприятия - экономический показатель работы предприятия, отражающий финансовые расходы предприятия на производство товаров и услуг. - student2.ru , где Sk - собственный капитал предприятия, Zk - заемный капитал. Чем больше коэффициент превышает 1, тем больше зависимость предприятия от заемных средств. Допустимый уровень часто определяется условиями работы каждого предприятия, в первую очередь, скоростью оборота оборотных средств. Поэтому дополнительно необходимо определить скорость оборота материальных оборотных средств и дебиторской задолженности за анализируемый период. Если дебиторская задолженность оборачивается быстрее оборотных средств, что означает довольно высокую интенсивность поступления на предприятие денежных средств.

7.Амортизация — процесс перенесения по частям стоимости основных средств и нематериальных активов по мере их физического или морального износа на стоимость производимой продукции (работ, услуг).Амортизация вычисляется по формуле:

Затраты предприятия - экономический показатель работы предприятия, отражающий финансовые расходы предприятия на производство товаров и услуг. - student2.ru

где A — периодические выплаты, PV — сумма займа, r — стоимость займа (ставка процента заимствования), n — срок займа.

Амортизация в бухгалтерском учете

Согласно российским стандартам бухгалтерского учёта (ПБУ 6/01), существуют четыре основных способа начисления амортизации для бухгалтерского учёта по объектам основных средств:

линейный способ;( В соответствии с пунктом 4 статьи 259 НК РФ линейный метод представляет собой равномерное списание стоимости амортизируемого имущества в течение срока его полезного использования, установленного организацией при принятии объекта к учету.

При применении линейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации, в отношении объекта амортизируемого имущества, определяется как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта.

При применении линейного метода, норма амортизации по каждому объекту амортизируемого имущества определяется по формуле:

K = (1/n) x 100%,

где K - норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества;

n - срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах.)

способ уменьшаемого остатка;( Годовая сумма амортизации определяется исходя из остаточной стоимости объектов основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.) Затраты предприятия - экономический показатель работы предприятия, отражающий финансовые расходы предприятия на производство товаров и услуг. - student2.ru

где Сост – остаточная стоимость объекта; к – коэффициент ускорения; На – норма амортизации для данного объекта.

способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;( исходя из первоначальной стоимости основных средств и годового соотношения, где в числителе - число лет, остающихся до конца срока службы объекта, в знаменателе - количество лет срока служ­бы объекта;) Затраты предприятия - экономический показатель работы предприятия, отражающий финансовые расходы предприятия на производство товаров и услуг. - student2.ru

где СЧЛ – сумма чисел лет выбранного организацией самостоятельно в пределах установленного диапазона срока полезного использования объекта; Сп.и. - выбранный организацией самостоятельно в пределах установленного диапазона срок полезного использования объекта.

Затраты предприятия - экономический показатель работы предприятия, отражающий финансовые расходы предприятия на производство товаров и услуг. - student2.ru

где Сперв – первоначальная стоимость объекта; Тост – количество лет, оставшихся до окончания срока полезного использования; Т – срок полезного использования.

Объект, его первоначальная стоимость умножается на соотношение числа оставшихся лет эксплуатации к сумме лет службы.

способ списания стоимости пропорционально объёму продукции (работ).( Пропорционально объему продукции (работ) в отчетном периоде начисление амортизации производится исходя из показателей натурального или условно-натурального объема продукции и соотношения первоначальной стоимости объекта и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезно- о использования данного объекта основных средств.)

Затраты предприятия - экономический показатель работы предприятия, отражающий финансовые расходы предприятия на производство товаров и услуг. - student2.ru

где А – сумма амортизации на единицу продукции; С – первоначальная стоимость объекта основных средств; В – предполагаемый объем производства продукции.



Деньги, кредит, банки.

1. Теория денег или денежная теория — экономическая теория, изучающая воздействие денег на экономическую систему.

Металлическая теория денег

Покупательную способность денежной единицы определяет металл, из которого сделана монета. Соответственно банкноты металлической теорией денег не признаются. Наиболее ценятся монеты из благородных металлов (золото и серебро). Они имеют высокую стоимость благодаря своим природным свойствам, а не развитию отношений обмена.

Наши рекомендации