Раздел 3. Коммерческие показатели деятельности предприятия
Краткая характеристика по содержанию разделов и параграфов курсовой работы.
Раздел 1. Характеристика предприятия
В соответствии с выбором профиля предприятия необходимо представить статистическую информацию по отрасли деятельности, перспективам ее развития, что станет обоснованием выбора отрасли и направления деятельности Вашего предприятия.
Так же необходимо обосновать выбор организационно-правовой формы и видов деятельности предприятия.
Раздел 2. Экономические показатели деятельности предприятия
В параграфе 2.1 необходимо представить структуру расходов производственной и торговой деятельности предприятия в виде статей расходов (таблица 1 и 2).
Таблица 1 – Смета затрат на производство
Наименование элементов затрат | Сумма, руб. |
1. Материальные затраты (сырье, материалы, топливо, энергия и т. д.) | |
2. Амортизация основных фондов | |
3. Затраты на оплату труда | |
4. Отчисления на социальные нужды | |
5. Прочие расходы: 5.1 арендные платежи; 5.2 расходы на рекламу; 5.3 услуги связи; 5.4 расходы на содержание автотранспорта и. т. д. | |
6. Всего расходы | |
7. Производственная программа, шт./год | |
8. Себестоимость одного изделия, руб./шт. |
Таблица 2 - Расходы торгового предприятия
Наименование элементов затрат | Сумма, руб. |
1. Затраты на оплату труда | |
2. Амортизация основных фондов | |
3. Прочие расходы: 3.1 арендные платежи; 3.2 расходы на рекламу; 3.3 коммунальные расходы; 3.4 расходы на транспортные операции и. т. д. | |
Итого: |
В параграфе 2.2 необходимо привести примеры расчета цен для производственной и торговой деятельности предприятия и представить в виде таблиц 3и 4 финансовые результаты деятельности предприятия по двум направлениям.
Таблица 3- Финансовые результаты деятельности производственного предприятия
Наименование показателя и единицы его измерения | Значение показателя |
1. Объем производства, шт./год | |
2. Цена (без НДС), руб./шт | |
3. Выручка от реализации (без НДС), руб. | |
4. Расходы на производство, руб. | |
5. Расходы на привлечение кредитных средств, руб. | |
6. Прибыль от реализации продукции, руб. | |
7. Поступления от вне реализационных операций, руб. | |
8. Балансовая прибыль, руб. | |
9. Налог на прибыль, руб. | |
10. Чистая прибыль, руб. |
Таблица 4- Финансовые результаты деятельности торгового предприятия
Наименование показателя и единицы его измерения | Значение показателя |
1. Объем реализации, шт./год | |
2. Цена продажи, руб./шт. | |
3. Цена закупки, руб./шт. | |
4. Товарооборот, руб. | |
5. Затраты на закупку, руб. | |
6. Валовой доход, руб. | |
7. Расходы, руб.: 7.1 НДС; 7.2 Издержки обращения; 7.3 Расходы на привлечение кредитных средств, руб. | |
8. Прибыль от реализации продукции, руб. | |
9. Поступления от вне реализационных операций, руб. | |
10. Балансовая прибыль, руб. | |
11. Налог на прибыль, руб. | |
12. Чистая прибыль, руб. |
Полученные результаты расчетов проанализировать в сопоставлении с показателем чистой прибыли.
В параграфе 2.3 необходимо представить структуру продаж по видам продукции в объеме выручки от реализации и по товарообороту, кроме того по товарообороту необходимо представить структуру по видам реализации (оптовая, розничная).
Результаты представить в виде диаграммы и подкрепить выводами.
Раздел 3. Коммерческие показатели деятельности предприятия
В параграфе 3.1 для расчета точки безубыточности необходимо расходы по каждому виду деятельности разделить на постоянные и переменные и представить в виде таблиц (см. пример таблица 5.)
Расчет точки безубыточности для производственной и торговой деятельности провести по формулам 1 и 2 и сделать выводы о деятельности предприятия:
(1)
(2)
где
Рпост – сумма постоянных расходов, руб.;
Рпер на ед. – расходы переменные на единицу товара, руб./шт;
Цпроизв. – цена производителя, руб./шт.;
ТНед. – торговая наценка на единицу товара, руб./шт.
Таблица 5 – Постоянные и переменные расходы производственного предприятия
Постоянные расходы | Переменные расходы, | ||
Наименование расходов | Значение показателя, руб | Наименование расходов | Значение показателя, руб |
1. ………… …… | 1. ……………… | ||
Итого: | Итого: |
Рассчитайте величину покрытия (ВП) по формуле 3, сопоставьте с постоянными расходами и сделайте вывод.
ВП = Цр – Рпер на ед. (3)
- если ВП перекрывает Рпост на ед - следовательно, предприятие прибыльно;
- если ВП не перекрывает Рпост на ед - следовательно, предприятие убыточно.
Параграф 3.2 требует расчета оптимального размера поставки партии, предназначенной для производственных целей с обоснованием вида и суммы расходов на поставку (рв ) и хранение (рхр ) товарной партии.
Оптимальный размер поставки товарной партии определяют по формуле Уильсона (4):
(4)
где
gопт– размер поставки товарной партии;
R – потребность (спрос), в натур. или стоймостных ед.;
рв –затраты на поставку единицы товара;
рхр- расходы на хранение единицы товара.
Частота поставки товарной партии рассчитывается по формуле 5:
(5)
Чп- частота поставки товарной партии;
R – потребность (спрос), в натур. или стоймостных ед.;
gопт– размер поставки товарной партии.
Периодичность поставки товарной партии рассчитывается по формуле 6:
(6)
Пп – периодичность поставки;
Q – количество дней, рассматриваемого периода;
Чп- частота поставки товарной партии
Параграф 3.3 по выбору поставщика продукции основан на методе экспертных оценок, который предполагает формирование группы экспертов, проверенных на компетентность и привлеченных в процесс оценки поставщиков предприятия (на примере одного вида продукции).
Алгоритм данной методики включает следующие этапы:
1. Разработка критериев выбора поставщика (не менее 5 критериев).
2. Сводные данные о поставщиках с учетом разработанных критериев (таблица 1) Таблица 1.
Критерии оценки | Поставщики | ||||
П1 | П2 | П3 | П4 | П5 | |
3. Разработка шкалы предпочтений в виде качественных и количественных значений
4. Определение «значимости» критериев методом парных сравнений (таблица 2)
Таблица 2
Критерии | ТУ | Стаж | ЗП | УС | СВ | ∑ | kзн |
ТУ | - | хi | |||||
Стаж | - | ||||||
ЗП | - | ||||||
УС | - | ||||||
СВ | - | ||||||
Итого | - | - | - | - | - | ∑хi | 1,0 |
Коэффициент значимости рассчитывают по формуле 1:
(1)
где
Хi сумма баллов i –го критерия;
∑ Хi – сумма баллов по всем критериям.
5. Балльная оценка критериев в соответствии с принятой шкалой.
Для критериев, имеющих численные значения балл рассчитывают по формулам (2) и (3):
6. Балльная оценка критериев в соответствии с принятой шкалой.
Для критериев, имеющих численные значения балл рассчитывают по формулам (2) и (3):
(2)
(3)
где
Вкi -оценка к-го поставщика по i –му критерию;
Bmax- максимальная величина баллов в соответствии с принятой шкалой;
- численное значение i-го критерия для к-го поставщика;
наибольшее (наименьшее) значение i-го критерия.
Формула (2) – используется, когда целесообразно увеличить значение показателя;
Формула (3) - используется, когда целесообразно уменьшить значение показателя.
7. Обобщенный показатель оценки поставщика рассчитывается по формуле 4:
(4)
где
ОПк - ообщенный показатель оценки к – го поставщика;
Вki – оценка к-го поставщика по i –му критерию;
Кзнi – коэффициент значимости i –го критерия.
Результаты обобщенных оценок оформить в таблицу и сделать выводы.
Таблица 4 – Обобщенные оценки выбора поставщиков
Критерии | Kзн | Поставщики | |||||||||
П-1 | П-2 | П-3 | П-4 | П-5 | |||||||
балл | оценка | балл | оценка | балл | оценка | балл | оценка | балл | оценка | ||
3.4 Оценка конкурентоспособности товаров предприятия
Конкурентоспособность – динамическая характеристика, отражающая совокупность свойств оцениваемого объекта, что делает его более предпочтительным на конкретном рынке в определенный временной период.
Конкурентоспособность определяется методом экспертных оценок по заданному алгоритму:
Первый этап: Разработка критериев конкурентоспособности оцениваемого объекта.
Второй этап:Определение коэффициента «значимости» критериев (kзн)
назначается экспертами или рассчитывается по формуле 1:
(1)
Хi – cумма баллов всех экспертов по i –му критерию объекта;
Хn - cумма баллов всех экспертов по n –му числу критериев.
Третий этап: Выбор оценочных шкал и «шаг» в пределах шкалы.
Четвертый этап: Определение общей балльной оценки по каждому конкуренту с учетом «значимости» каждого критерия:
, (2)
где
Оj – сумма баллов по i –му критерию j-го конкурента;
kзн i– значимость i-го критерия;
Gij – балльная оценка i-го критерия j –го конкурента;
n – число критериев;
i – критерий;
j – конкурент.
Пятый этап: Расчет интегрального показателя конкурентоспособности по формуле (3): (3)
где
Киj - коэффициент конкурентоспособности j-го конкурента;
Цj - цена объекта j –го конкурента.
Шестой этап:Расчет коэффициента конкурентоспособности объекта по формуле (4):
Кп = Ки н/Кик (4)
где
Кп – коэффициент конкурентоспособности n –го объекта;
Кин - интегрального показателя конкурентоспособности «нашего» объекта;
Кик - интегрального показателя конкурентоспособности конкурентов по объекту оценки.
Результаты оценки сопоставляют с неравенством К ≥ 1 и делают вывод об уровне конкурентоспособности каждого объекта и выносят предложения по повышению его конкурентоспособности.
Результаты обобщенной оценки оформляют в таблицу 1.
Таблица 1 – обобщенные показатели оценки конкурентоспособности
Критерии оценки | К1 | К2 | К3 | ∑ Ср. баллов | kвес | Q | |||||||||||
Э1 | Э | Э3 | Ср балл | Э1 | Э2 | Э3 | Ср. балл | Э1 | Э2 | Э3 | Ср. балл | К1 | К2 | К3 | |||
3.5 Разработка сетевого графика процесса сбыта и его оптимизация
Сетевая модель представляет собой графическое изображение процесса и комплекса работ, направленных на достижение конечной цели с указанием взаимосвязей между этими процессами и работами и сроками их выполнения.
Таким образом, сетевая модель устанавливает логическую взаимосвязь коммерческих операций.
В сетевом графике имеется два основных элемента – работа и событие. Работы соответствуют дугам графа, а события – вершинам. Работами называются любые процессы, действия, приводящие к достижению определенных результатов (событий).
Количественные показатели (время, стоимость, ресурсы), характеризующие работу, проставляются над стрелками.
Событием называется результата произведенной работы. События изображаются кружками, внутри которых – номер события.
Исходное событие в сетевых моделях - это принятие решения о начале комплекса работ; завершающее событие - конечный результат всего комплекс.