Общая характеристика предприятия

Анализ финансового состояния предприятия

2.1. Характеристика учетной политики предприятия

2.2. Структура актива и пассива предприятия, анализ, выводы.

2.3. Анализ финансового состояния предприятия.

2.4. Оценка финансового состояния и критерии неплатежеспособности предприятия.

2.4.1. Оценка финансового состояния предприятия.

2.4.2. Критерии оценки удовлетворительности структуры баланса предприятия

2.4.3. Выводы.

Рынок и конкуренция

3.1. Анализ рынка.

3.1.1. Объем рынка.

3.1.2. Рыночная доля предприятия.

3.1.3. Доля рынка, принадлежащая конкурентам

3.1.4. Группы потребителей продукции отрасли

3.1.5. Группы потребителей продукции предприятия.

3.2. Конкурентоспособность.

3.2.1. Доля продукции предприятия, реализуемая на внешних рынках.

3.2.2. Рыночная доля конкурентов.

3.2.3. Конкурентоспособность по цене

3.2.4. Конкурентные преимущества

3.2.5. Оценка конкурентоспособности.

3.3. Законодательные ограничения.

3.4. Ориентиры конкурентоспособности.

3.5. Ориентиры для цен и балансовой прибыли.

Деятельность в сфере маркетинга предприятия

4.1. Стратегия маркетинга.

4.1.1. Стратегия проникновения на рынок.

4.1.2. Стратегия роста.

4.1.3 Каналы распределения.

4.1.4 Коммуникации.

4.2. Стратегия осуществления продаж.

4.2.1. Характеристика и анализ каналов сбыта.

4.2.2. Объем сбыта продукции по каждому каналу.

Объемы сбыта продукции приводятся за один год, предшествующий наступлению неплатежеспособности предприятия, а также прогнозируемый уровень на период реализации плана финансового оздоровления предприятия

4.3. Продукты и услуги.

4.3.1. Подробное описание продукта (услуги).

4.3.2. Жизненный цикл продукта.

Предприятие на основе изменений темпа роста и прибыли определяет, на какой стадии жизненного цикла находится в настоящее время его продукт, и сообщает об этом в плане финансового оздоровления. Одновременно с этим, в зависимости от установленной стадии жизненного цикла товара, предприятие описывает предпринимаемые им мероприятия (снижение цены, повышение качества, улучшение сервиса, увеличение объема рекламы), которые способствуют поддержанию спроса на продукт.

4.3.3. Исследования и разработки.

Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности

1.1. Перечень мероприятий, анализ, выводы.

Содержит перечень мероприятий по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности предприятия.

В этом перечне приводятся сроки проведения данных мероприятий и показывается внутренний финансовый резерв предприятий (если это возможно), получаемый от предлагаемых мероприятий, который может быть направлен на восстановление платежеспособности.

В качестве мероприятий, способствующих восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности предприятия, рекомендуется использовать следующее:

- смена руководящего звена предприятия;

- инвентаризация предприятия;

- оптимизация дебиторской задолженности (в т.ч. подача исков в хозяйственные суды);

- финансовая реструктуризация;

- уменьшение удельного веса бартера в объеме реализуемой продукции;

- снижение издержек производства;

- продажа дочерних организаций и долей в капитале других предприятий;

- продажа незавершенного строительства;

- оптимизация количества персонала и обеспечение социальных льгот для уволенных;

- продажа излишнего оборудования, материалов и складированных готовых изделий;

- конверсия долгов путем преобразования краткосрочных задолженностей долгосрочные ссуды или долгосрочные ипотеки;

- прогрессивные технологии, механизация, автоматизация производства;

- диверсификация;

- совершенствование организации труда;

- капитальный ремонт, модернизация основных фондов, замена устаревшего оборудования, приобретение дополнительных основных фондов и другие.

План производства

6.1. Производственная программа предприятия

6.2. Планируемый объем продаж

6.3. Потребность в основных фондах.

6.4. Расчет потребности в ресурсах на производственную программу

6.5. Расчет потребности в персонале и заработной плате

6.6. Смета доходов (расходов) и состав затрат, включаемых в себестоимость продукции

6.7. Потребность в дополнительных инвестициях.

Финансовый план

Разработка финансового раздела плана финансового оздоровления (бизнес-плана по восстановлению платежеспособности и поддержанию эффективной хозяйственной деятельности) исходит из посылки, что предполагается оценка его экономической эффективности аналогично оценке экономической эффективности инвестиционного проекта.

Принятие решения о целесообразности инвестиций реализуется путем экономического анализа эффективности намечаемых вложений.

Основная задача финансового планирования состоит в том, чтобы представить предполагаемую производственно-хозяйственную деятельность предприятия и необходимые для ее реализации управленческие решения в производственно-хозяйственных или финансово-экономических расчетных величинах и проанализировать, как эти решения повлияют на доходы и расходы предприятия.

Финансовое планирование служит в первую очередь для сохранения финансового равновесия предприятия, а с другой стороны препятствует накоплению излишних ликвидных средств. Поскольку устанавливать неплатежеспособность ex-post слишком поздно, гораздо большее значение придается прогнозам ликвидности и финансовому планированию на предприятии. Это необходимо для того, чтобы своевременно предоставлять необходимые финансовые средства для реализации как долгосрочных, так и краткосрочных решений.

7.1. Прогноз финансовых результатов.

7.2. Движение денежных средств

7.3. Агрегированный прогнозный баланс.

7.4. Оценка эффективности.

7.4.1. Расчет точки безубыточности (порога рентабельности).

7.4.2. Расчет коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами на основе агрегированной формы прогнозного баланса.

7.4.3. Оценка эффективности мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия на основе методов дисконтирования

7.5. График погашения заемных средств, процентов и штрафов.

Краткие итоговые сведения по плану финансового оздоровления

8.1. Срок реализации плана.

8.2. Сумма необходимых финансовых средств.

8.3. Срок погашения государственной финансовой помощи.

8.4. Финансовые результаты реализации плана (чистая текущая стоимость, внутренняя норма рентабельности, дисконтный (динамический) срок окупаемости проекта.

8.5. Орган управления, через который осуществляется финансирование (наименование, реквизиты).

Бизнес-план индивидуального предпринимательства (ИП)

Бизнес-план для ИП демонстрирует рентабельность предприятия и его финансовую окупаемость. Если вы готовите бизнес-план для кредиторов или банка, необходимо делать упор на финансовые показатели и расчеты.

Для составления полноценного бизнес-плана при получении кредита индивидуальным предпринимателем, в принципе, многие скажут, что достаточно элементарного документального представления о планировании доходов и расходов бизнеса.

Однако практическая ценность такого бизнес-плана будет невысока по следующим причинам:

- исчезает возможность моделирования данных, ведь для этого придётся каждый раз вручную переписывать документ;

- такой бизнес-план не отражает полного состояния дел в бизнесе — не ведётся учёт основных средств и фондов, не учитываются такие показатели как амортизация.

- простое планирование лишает предпринимателя самого главного — возможности строго следовать выбранному пути, основываясь на тщательно прописанный бизнес-план. Для того чтобы бизнес-планирование стало неотъемлемой частью

Главное правило при составлении бизнес-плана для ИП – динамичность подачи материала и малые объемы – не более 10-20 страниц текста.

В содержание плана входят:

Резюме (как помним, составляется в последнюю очередь);

Описание идеи и ее анализ (включает краткое описание сферы деятельности ИП);

Характеристика продукта/услуги (которые Вы планируете производить (продавать), оказывать, новизна вашей услуги);

Анализ рынка (потребители, конкуренты);

План маркетинга

План производства (если таковое имеется);

Управленческий персонал;

Источники и объём требующихся средств;

Общий финансовый план и оценка риска;

Детальный финансовый план.

Бизнес - план приватизируемой организации.

Главная задача:

Обоснование более высокой эффективности работы организации после ее приватизации по сравнению с предприватизационным периодом.

Специфика составления:

1. Охарактеризовать источники выкупа организации, величину ее уставного фонда;

2. Описать организационно-правовую структуру;

3. Охарактеризовать объем инвестиций после приватизации;

4. Определить социальные гарантии для работников организации и т.п.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 19 января 1993 г. № 2103-XІІ «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» определяет условия продажи предприятий (акций), которые необходимо учесть и при составлении бизнес-плана и проведении соответствующих финансовых расчетов (ст.18-19):

объемы, сроки и направления вложения инвестиций;

сохранение и (или) создание определенного количества рабочих мест в течение определенного срока;

переподготовка и (или) повышение квалификации работников;

сохранение в течение определенного срока ассортимента производимых товаров (видов выполняемых работ, оказываемых услуг);

сохранение в течение определенного срока профиля деятельности предприятия;

другие условия.

К вопросу «Оценка экономической эффективности и надежности бизнес-плана»

Анализ и оценка экономической эффективности бизнес-планов включает:

1. Анализ безубыточности бизнес-проекта

2. Оценка и анализ экономической эффективности бизнес-проектов

3. Анализ чувствительности

Основные источники информации для проведения анализа проекта:

1. План прибылей и убытков;

2. План движения денежных средств

3. Прогнозный баланс

Перечень характеристик проекта, подвергаемых диагностике и анализу:

1. Платежеспособность и ликвидность

2. Финансовая устойчивость

3. Деловая активность (оборачиваемость и рентабельность)

На финансовую реализуемость предпринимательского проекта влияют такие факторы экономического окружения как инфляция, система налогообложения, процентные ставки, условия платежей и др.

Сведения об экономическом окружении проекта (основные экономические показатели бизнес-среды) должны включать в себя:

1. прогнозную оценку общего индекса инфляции и прогноз изменения цен на отдельные продукты (услуги) и ресурсы на весь период реализации проекта;

2. прогноз изменения обменного курса валюты или индекса внутренней инфляции иностранной валюты на весь период реализации проекта;

3. сведения о системе налогообложения;

4. сведения об условиях платежей и предоставления кредитов (дебиторская, кредиторская задолженности в днях, процент годовых по краткосрочным кредитам (в рублях и валюте), процент годовых по долгосрочным кредитам (в рублях и валюте) )

Основные экономические показатели внутренней среды проекта:

1. Система цен, используемая в расчетах (текущие цены – без учета инфляции; прогнозные цены – цены, ожидаемые (с учетом инфляции) в течение будущих шагов расчета; дефлированные цены – это прогнозные цены, приведенные к уровню цен фиксированного момента времени путем деления на общий базисный индекс инфляции)

2. Постоянные расходы (управленческие расходы, коммерческие расходы)

3. Амортизационные отчисления и способы их расчета

Анализ безубыточности бизнес-проекта

Анализ безубыточности проекта позволяет определить:

1. Объем продаж, требуемый для покрытия затрат и получения необходимой прибыли;

2. Зависимость прибыли от изменения цены, постоянных и переменных затрат;

3. Вклад каждого продукта в покрытие постоянных затрат

Методы оценки эффективности инвестиционного проекта, можно подразделить на две группы в зависимости от того, учитывается или нет временной параметр:
1. статические - основанные на учетных оценках (не учитывающие разную ценность денег во времени);

2. динамические - основанные на дисконтированных оценках. Дисконтированием называется процесс приведения (корректировки) будущей стоимости денег к их текущей приведенной стоимости. Процесс, обратный дисконтированию, а именно определение будущей стоимости, есть начисление сложных процентов на первоначально инвестированную стоимость.

Статические методы, в которых денежные потоки, возникающие в разные моменты, рассматриваются как равноценные - не предполагающие использование концепции дисконтирования, характеризуются показателями:

- простой срок окупаемости инвестиций (РР);

- коэффициент эффективности инвестиции (бухгалтерская норма доходности) (ARR);

- коэффициент покрытия долга (DCR);

Динамические методы, в которых денежные потоки, вызванные реализацией проекта, приводятся к эквивалентной основе посредством дисконтирования и обеспечивают сопоставимость разновременных денежных потоков, характеризуются показателями:
- чистая текущая (приведенная) стоимость (NPV);

- внутренняя норма прибыли (доходности) (IRR);

- рентабельность инвестиций (индекс рентабельности) (PI);

- дисконтированный срок окупаемости инвестиции (DPP

Мировая практика рекомендует рассчитывать следующие показатели, основанные на методах дисконтирования:

1. Чистый дисконтированный доход

2. Внутренняя норма доходности

3. Индекс доходности

4. Дисконтированный срок окупаемости

Чистый дисконтированный доход (Wet Present Value NPV) (ЧДД) представляет собой интегральный (дисконтированный) показатель ценности проекта, определяемый как сумма дисконтированных значений поступлений, за вычетом затрат, получаемых в каждом году в течение горизонта расчета проекта:

Общая характеристика предприятия - student2.ru

где К- начальное вложение каптала; В- выгода в момент времени t; n- норма дисконта;

T- горизонт (срок) расчета проекта.

С точки зрения инвестора, для признания проекта эффективным необходимо, чтобы его NPV был положительным. При наличии альтернативных проектов предпочтение отдается проекту с большим положительным значением NPV.

В основе метода определения показателей эффективности, предложенного разработчиками Правил, лежит вычисление чистого потока наличности, определяемого как разность между чистым доходом по проекту и суммой общих инвестиционных затрат и платы за кредиты (займы), связанной с осуществлением капитальных затрат по проекту. Расчет чистого потока наличности осуществляется в соответствии с предложенной Правилами таблицей.

Отток наличности представляет собой капитальные затраты по проекту без НДС (таблица «Общие инвестиционные затраты и источники финансирования» в бизнес-плане) и прирост чистого оборотного капитала в связи с реализацией проекта (та же таблица).

ЧДД показывает абсолютную величину дохода, приведенного к началу реализации проекта, и должен иметь положительное значение, иначе инвестиционный проект нельзя рассматривать как эффективный.

По сути же ЧДД — это положительная величина дисконтированного ЧПН (нарастающим итогом) в первый период после достижения окупаемости проекта. Если горизонт прогнозирования значительно превышает срок окупаемости, то показатель ЧДД будет завышен.

Коэффициент дисконтирования должен быть равен либо фактической величине ставки процента по долгосрочным займам на рынке капиталов, либо ставке процентов, выплачиваемой заемщиком. Он всегда меньше единицы, в противном случае деньги сегодня стоили бы меньше, чем деньги завтра (один рубль, который будет получен в будущем, стоит меньше рубля, получаемого сегодня).

Определяется коэффициент дисконтирования по формуле:

К = Общая характеристика предприятия - student2.ru

где r- ставка дисконта (норма прибыли, которую хотят получить инвесторы за согласие отсрочить поступления на будущие периоды.

Правилами по разработке бизнес - планов инвестиционных проектов допускается принятие ставки дисконтирования на уровне ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь при проведении расчетов в национальной валюте или фактической ставки процента по долгосрочным валютным кредитам банка при проведении расчетов в условных единицах. При необходимости может учитываться надбавка за риск, которая добавляется к ставке дисконтирования для безрисковых вложений.

Внутренняя норма доходности (Internal Rate of Return, IRR) технически представляет собой ставку дисконтирования, при которой достигается безубыточность проекта, означающая, что чистая дисконтированная величина потока затрат равна чистой дисконтированной величине потока доходов, т.е. NPV (r=IRR=0)

Внутренняя норма доходности - это такое положительное число, при котором NPV принимает следующие значения:

●при r = IRR →NPV = 0;

●при всех r › IRR →NPV ‹ 0;

●при всех r ‹ IRR → NPV › 0;

Таким образом, внутренняя норма доходности используется не только для оценки эффективности инвестиционного проекта (если при заданной инвестором норме дохода на вложенные средства, внутренняя норма доходности равна или превышает заданный показатель, то инвестиции оправданы), но и для характеристики степени устойчивости проекта (по разности между внутренней нормой доходности и ставкой дисконтирования в процентном исчислении), а также установления участниками проекта нормы дисконта по данным о внутренней норме доходности альтернативных направлений вложения или собственных средств.

Индекс доходности (рентабельности) (Profitability Indexes, PI) характеризует отдачу проекта на вложенные в него средства. Может рассчитываться как для дисконтированных, так и для не дисконтированных денежных потоков. Индекс доходности рассчитывается как отношение суммы приведенных (чистых дисконтированных доходов) к величине инвестиций (общая сумма инвестиционных затрат и платы за кредиты (займы), связанной с осуществлением капитальных затрат по проекту за расчетный период). Если NPV ≥ 0, то PI › 1, и наоборот. Следовательно проект эффективен если индекс доходности больше единицы( PI › 1).

Срок окупаемости характеризует продолжительность периода, в течение которого сумма чистых доходов, дисконтированных на момент завершения инвестиций, равна сумме инвестиций. Содержание этого соотношения можно представить в следующем виде:

Общая характеристика предприятия - student2.ru

где ЧПН- чистый поток наличности по каждому году, n- срок окупаемости (месяц, квартал),

t=0- момент окончания инвестиций, И- суммарные инвестиции в предпринимательский проект, r- ставка дисконта.

Дисконтированный срок окупаемости равен продолжительности минимального периода, по истечении которого чистый дисконтированный доход становится и продолжает оставаться неотрицательным (накопительное значение дисконтированного чистого потока наличности изменяется с отрицательного на положительное). Данный критерий аналогичен простому сроку окупаемости, но использует дисконтированные значение затрат в проект и выгод от его реализации. Дисконтированный срок окупаемости в отличие от простого учитывает реальную стоимость капитала и показывает реальный период окупаемости. Значение данного показателя не должно превышать сроки реализации проекта.

В рамках одного проекта можно ожидать выполнение следующих соотношений:

Если NPV › 0, то PI › 1, IRR › r;

Если NPV ‹ 0, то PI ‹ 1, IRR ‹ r;

Если NPV = 0, то PI = 1, IRR = r;

Анализ чувствительности проекта.

Цели проведения анализа чувствительности:

1. определить степень влияния отдельных варьируемых факторов на финансовые результаты проекта

2. выявить (снизить) риск (риски) вложений в отношении изменения входных параметров бизнес-плана и внешних факторов

3. внести необходимые корректировки в проект в процессе реализации бизнес-плана

Процедура проведения анализа чувствительности:

1. рассчитывают базисный вариант проекта, при котором все исследуемые факторы принимают свои первоначальные значения;

2. выбирают один из исследуемых факторов (рекомендуется начинать с наиболее значимого фактора, задавая его граничные значения, соответствующие пессимистическому и оптимистическому сценарию);

3. варьируют значение исследуемого фактора в определенном интервале при фиксированных значениях остальных факторов;

4. оценивают влияние изменений исследуемого фактора на показатели эффективности проекта;

5. рассчитывают показатель чувствительности как отношение процентного изменения критерия-выбранного показателя эффективности проекта (относительно базисного варианта) к изменению значения фактора на один процент.

Подобным образом определяют показатели чувствительности по каждому из анализируемых факторов.

Наши рекомендации