Кредитование на покрытие овердрафта 15 страница
Субъекты хозяйствования обслуживаются согласно составленных начальником службы инкассации маршрутов и графиков заезда инкассаторской бригады, состоящей минимум из трех человек. С целью снижения рисков на маршрутах при проведении операций по инкассации банком организовываются непрерывное дежурство из наиболее опытных и подготовленных инкассаторов. Бригада инкассаторов при выезде на работу обеспечивается соответствующей доверенностью на сбор денежной выручки, явочными карточками, порожними сумками, специальным талоном государственной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, бронежилетами, ра-
диостанцией, оружием, боевыми припасами под расписку в специальном журнале.
Субъекты хозяйствования для сдачи денежной выручки в банк к каждой сумке выписывают под копирку комплект препроводительной ведомости, первый экземпляр которой вкладывается в сумку, второй передается инкассатору при получении им сумки, третий (копия) остается у субъекта хозяйствования.
При получении сумки с денежной выручкой инкассатор-сборщик предъявляет кассиру субъекта хозяйствования удостоверение личности инкассатора, доверенность, явочную карточку и порожнюю сумку. Кассир в свою очередь предъявляет образец оттиска пломбира, сумку с денежной выручкой, накладную и-копию препроводительной ведомости, в случае второй сумки с валютными ценностями — отдельную препроводительную ведомость к ней. Препроводительные ведомости должны быть подписаны должностными лицами субъектов хозяйствования. После передачи документов и сумок кассир производит запись в явочной карточке. При приеме сумки инкассатор-сборщик проверяет целость сумки, правильность ее опломбирования; соответствие номера принимаемой сумки и суммы денежной выручки, указанной в явочной карточке, накладной и копии препроводительной ведомости; наличие подписей должностных лиц субъекта хозяйствования, соответствие сумм цифрами и прописью в накладной и копии препроводительной ведомости; наличие купюрной описи сдаваемой денежной выручки на обороте накладной и соответствие ее сумме, указанной на лицевой стороне; правильность заполнения всех реквизитов субъекта хозяйствования. В случае выявления нарушений порядка приема сумки ее прием прекращается. В присутствии инкассатора устраняются нарушения ее приема или инкассаторы уезжают, осуществляя повторный заезд в удобное для бригады время, о чем делается соответствующая запись в явочной карточке.
На инкассаторском маршруте сумки с денежной наличностью находятся под ответственностью старшего бригады; доставляются в банк и сдаются в вечернюю кассу в порядке, предусмотренном законодательством. Начальник службы инкассации или дежурный инкассатор, проверив все ли субъекты хозяйствования обслужены инкассаторами и соответствует ли количество сданных сумок количеству выданных, расписывается в журналах учета сумок и явочных карточек, удостоверяя прием выданных документов. Сдача оружия регистрируется в специальном журнале. Бели в банке отсутствует вечерняя касса, хранение сумок с проиикассированной денежной выручкой может осуществ-436
ляться в отдельных сейфах, вскрытие которых на следующий день производится в присутствии всей бригады инкассаторов, соответствующая запись производится в контрольном журнале, подписываемом инкассаторами и работниками охраны.
Доставка денежной наличности субъектам хозяйствования производится службой инкассации на основании договора. За один день до дня доставки денежной наличности субъект хозяйствования предъявляет в банк денежный чек, контрольную марку от которого оставляет у себя. Доставленную инкассаторами денежную наличность кассир субъекта хозяйствования принимает, предъявляя инкассаторам свой паспорт и контрольную марку для сверки ее номера с номером денежного чека. Кассир проверяет целостность упаковки с денежной наличностью, сверяет соответствие номера пломбира на пломбе к сумке номеру, указанному в препроводительной ведомости, принимает полные и неполные пачки денежной наличности по пачкам и корешкам, а денежную наличность, не упакованную в пачки, полистным пересчетом в присутствии инкассаторов. После этого кассир сверяет сумму принятой денежной наличности с суммой, указанной в денежном чеке и препроводительной ведомости, расписывается в них. В случае обнаружения недостачи или излишка денежной наличности составляется акт в двух экземплярах по одному каждой стороне.
При доставке инкассаторами дефектной сумки составляется акт произвольной формы в трех экземплярах и подписывается всеми лицами, присутствовавшими при приеме денег. Первый экземпляр акта передается в банк, второй — в службу инкассации, а третий остается у клиента.
После получения денежной наличности субъектом хозяйствования инкассаторы наклеивают контрольную марку на денежный чек и передают его заведующему операционной кассы, который передает его для отражения операции по счетам бухгалтерского учета и возвращается в операционную кассу для подшивки в кассовые документы дня. Препроводительная ведомость возвращается начальнику службы инкассации для подтверждения о выполнении задания.
Торговая выручка, используемая при определении уровня (процента) инкассации, складывается из поступлений от продажи потребительских товаров, независимо от каналов их реализации в банки, через эксплуатационные предприятия Министерства связи и информатизации Республики Беларусь — наличными деньгами, чеками, безналичными перечислениями, включая расчеты посредством банковских пластиковых карточек, и корректируется на переходящую выручку между
периодами путем исключения суммы выручки, перешедшей из предыдущего квартала, и увеличение торговой выручки на сумму, перешедшую на следующий квартал. Производится также корректировка на переходящую выручку между областями.
Для определения размера неинкассируемой выручки из общей суммы розничного товарооборота вычитается выручка, поступившая через все каналы поступлений. В состав неинкассируемой выручки включается выручка, использованная торговыми предприятиями на выплату заработной платы, стипендий, пенсий, пособий, закупку сельскохозяйственных продуктов, продажу товаров в кредит и прочие источники.
Перечень показателей, используемых для анализа уровня инкассации торговой выручки, может быть расширен. При низком уровне фактически сложившейся инкассации торговой выручки выясняются причины и принимаются меры, способствующие увеличению поступлений торговой выручки в кассы банков наличными деньгами (максимальный возврат наличных денег в организованный оборот) и за счет расширения безналичных расчетов за товары на потребительском рынке.
18.4. Кассовая дисциплина, контроль за ее соблюдением
Кассовая дисциплина — выполнение предприятиями, предпринимателями правил совершения приходных и расходных операций с наличными деньгами, обеспечение расходования денег из выручки в разрешенных пределах, согласован-ных с учреждениями банка, установленных лимитов остатков касс, сроков сдачи выручки в учреждения банка или эксплуатационным предприятиям Министерства связи и информатизации Республики Беларусь. Все эти правила, нормы определены в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также нормативными актами Национального банка Республики Беларусь. Банки имеют право осуществлять контроль за соблюдением правил ведения кассовых операций у предприятий и предпринимателей, являющихся клиентами банка и имеющих у них текущие (расчетные), валютные счета. Освобождены от банковского контроля дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств.
Для проверки в банке выбираются данные по счету клиента о произведенных в проверяемом периоде операциях по поступлениям и выдачам наличных денег. Проверяющий знакомится с уставом предприятия, свидетельством о государственной регистрации предпринимателя, договором текущего (расчетного) 438
банковского счета, установленными лимитами остатка кассы, порядком и сроками сдачи выручки, наличием разрешения банка и установленным размером расходования собственной выручки, результатами предыдущей проверки, а при необходимости — с другими документами.
Результаты проверки соблюдения клиентом правил ведения кассовых операций оформляются актом, в котором отражаются:
• полнота оприходования наличных денег, полученных из кассы банка;
• полнота сдачи наличных денег в кассу банка;
. целевое использование наличных денег, полученных из касс банков;
• соблюдение согласованных с банком условий расходова
ния на месте поступающих в кассу наличных денег;
. соблюдение установленного предельного размера расчетов наличными деньгами между предприятиями;
• соблюдение предприятием установленного банком лимита остатка кассы;
• ведение кассовой книги и других кассовых документов;
• соблюдение порядка выдачи наличных денег под отчет;
• соблюдение сроков и порядка проведения внезапных ревизий кассы предприятия;
• устранение недостатков, выявленных предыдущими проверками, произведенными банком и контролирующими органами Республики Беларусь.
По результатам проверки делаются выводы, вносятся предложения руководству предприятия, составляется акт в двух экземплярах, который подписывается руководителем предприятия, главным бухгалтером и работником банка, проводившим проверку.
Национальным банком Республики Беларусь установлены меры ответственности предприятий и предпринимателей за нарушение правил ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами на территории Республики Беларусь.
Штрафы взыскиваются:
• при отсутствии разрешения руководителя обслуживающего банка на проведение расчетов наличными денежными средствами;
• при совершении предприятием в течение месяца нескольких платежей в общей сумме, превышающей установленный порядком предельный размер расчетов;
• за несвоевременное оприходование в кассу наличных денежных средств;
• за превышение установленных лимитов остатков касс;
• за несоблюдение установленных сроков сдачи выручки в кассу банка, службе инкассации банка либо эксплуатационным предприятиям связи Республики Беларусь;
• за несоблюдение срока возврата неиспользованных сумм, выданных под отчет на командировочные и другие предстоящие расходы;
• за использование выручки сверх установленных банком размеров использования выручки;
• за нецелевое использование наличных денежных средств, полученных из касс банков'.
Штрафные санкции налагаются контролирующими органами в соответствии с установленным законодательством Республики Беларусь. Если предприятие не уплатило штраф по результатам проведенной банком проверки в установленные законодательством сроки, банк направляет в инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь уведомление с копией решения о применении к предприятию экономических санкций и копию акта проверки.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие экономические задачи решаются в процессе организации денежного оборота?
2. С какой целью составляют прогноз наличного денежного оборота по источникам поступлений наличных денег в кассы банков и направлениям их выдачи?
3. По каким направлениям Главные управления и отделения Национального банка анализируют состояние наличного денежного обращения?
4. Когда кассовые работники допускаются к самостоятельной работе с ценностями?
5. Какие банкноты являются платежными, имеющими силу законного средства платежа?
6. Перечислите документы, по которым осуществляется прием денежной наличности от клиентов в кассу банков.
7. Каков порядок формирования папок с кассовыми документами по операциям с наличными белорусскими рублями и наличной иностранной валютой?
8. Что такое «лимит остатка кассы»?
9. Что представляет инкассатор-сборщик кассиру предприятия при получении сумки с денежной выручкой?