Кредитование на покрытие овердрафта 10 страница

Диагностику (анализ) и (или) оценку драгоценных металлов и камней и изделий со вставками из них может проводить На­циональный банк Республики Беларусь. Диагностика (ана­лиз) — определение свойств (характеристик) драгоценных кам­ней и металлов в любом виде и состоянии, в том числе для их классификации, аттестации оценки. Результаты диагностики оформляются в виде заключения или аттестата. Заказчиками диагностики, анализа, оценки драгоценных камней и металлов могут являться как резиденты (в том числе банки), так и нере­зиденты Республики Беларусь.

Прием (выдача) драгоценных металлов должен произво­диться в помещении кассового узла банка или ином обособлен­ном помещении, обеспечивающим необходимые условия и со­хранность драгоценных металлов, а также при наличии соот­ветствующего весового и иного оборудования для работы с дра­гоценными металлами. При этом выдача мерных слитков при проведении банками операций по продаже может осущест­вляться без взвешивания. Рабочее место кассира-эксперта долж­но быть оборудовано весоизмерительными приборами (весами) таким образом, чтобы клиент имел возможность убедиться в правильности определения массы драгоценного металла.

Драгоценные металлы, поступающие кассиру-эксперту, учи­тываются в журнале учета драгоценных металлов, где отража­ются: номер и дата заявки, вид драгоценного металла, его масса в граммах, проба. Экспертиза драгоценных металлов на пред­мет определения пробы и качества производится с использова­нием методов, обеспечивающих необходимую точность уста­новления пробы. Взвешивание драгоценных металлов произво-374

дится на технически калиброванных весах (2-й, 3-й классы точ­ности), зарегистрированных в Государственном реестре средств измерения Республики Беларусь. Масса драгоценных металлов в лигатуре определяется по фактическим показаниям весов в единицах количественного учета с установленной точностью (0,1 г, 1 г) для каждого из металлов в банковских или мерных слитках. При взвешивании драгоценных металлов допустимы весовые расхождения, оговоренные инструкцией по каждому наименованию драгоценного металла, лигатурной массы (в граммах). В случае выявлений при взвешивании драгоценных металлов весовых расхождений, превышающих допустимые нормы, кассир-эксперт информирует заведующего операцион­ной кассой и вместе с ним оформляет акт технологических рас­хождений.

Купля-продажа драгоценных металлов за наличный расчет на внутреннем рынке драгоценных металлов может произ­водиться за белорусские рубли и иностранную валюту в соот­ветствии с законодательством Республики Беларусь с использо­ванием установленных комплектов квитанций или кассовых суммирующих аппаратов, или специальных компьютерных систем в соответствии с законодательством Республики Бела­русь. Условия проведения банковских операций по покуп­ке-продаже драгоценных металлов определяются в договоре между банком и клиентом.

Покупка драгоценных металлов может осуществляться пу­тем безналичного перевода драгоценных металлов или путем передачи наличных драгоценных металлов.

При проведении покупки драгоценных металлов путем пе­редачи драгоценных металлов в хранилище банка клиент (пред­ставитель юридического лица) заполняет заявку с указанием наименования, вида драгоценного металла, предлагаемого ко­личества, своих банковских реквизитов и цены единицы драго­ценного металла на дату заполнения заявки. Кассир-эксперт в присутствии клиента проводит экспертизу и производит расчет его стоимости.

Операция по покупке драгоценных металлов оформляется комплектом квитанций, состоящим из квитанции, копии кви­танции и корешка. Комплект квитанций — это бланки строгой отчетности. Кассир-эксперт выписывает комплект квитанций отдельно на каждое наименование драгоценных металлов и ре­гистрирует его в реестре купленных, проданных, привлечен­ных (выданных) во вклад (депозит) драгоценных металлов. По каждому наименованию драгоценного металла ведется отдель­ный реестр. На основании комплекта квитанций выписывается

расходный кассовый ордер для выплаты денег клиенту за про­данный драгоценный металл. Оплата покупаемых драгоценных металлов может осуществляться по безналичному расчету в ус­тановленном законодательством Республики Беларусь поряд­ке. Принятые в течение дня драгоценные металлы хранятся в сейфе кассира-эксперта, а по окончании операционного дня пе­редаются в хранилище в строго установленном порядке.

Мешки с драгоценными металлами размещаются в храни­лище операционной кассы отдельно от других ценностей в сей­фах, металлических шкафах или на металлических стеллажах (полках), контейнерах при условии, что такие стеллажи (пол­ки), контейнеры имеют решетки и запираются на замок.

Продажа банком драгоценных металлов на внутреннем рын­ке может производиться путем безналичного перевода драгоцен­ных металлов либо путем передачи наличных драгоценных ме­таллов клиенту. При продаже драгоценных металлов путем пе­редачи наличных драгоценных металлов из хранилища банка клиент (представитель юридического лица) заполняет заявку с указанием наименования, вида покупаемого драгоценного ме­талла, необходимого количества, своих банковских реквизитов и цены, по которой он собирается купить драгоценный металл, установленной на дату заполнения заявки. Заявка клиентом предъявляется кассиру-эксперту при предъявлении паспорта и доверенности на право получения драгоценных металлов.

Операции по продаже драгоценных металлов также оформ­ляются комплектами документов, состоящих из квитанций, ор­дера и уведомления. Составляются реестры по каждому прода­ваемому наименованию драгоценного металла. Кассир-эксперт в установленном порядке принимает денежную наличность за реализуемый драгоценный металл с выдачей клиенту квитан­ции. Оплата продаваемых драгоценных металлов может осу­ществляться по безналичному расчету.

Кассир-эксперт, получив комплект документов, в том числе и подтверждающие оплату за драгоценный металл, принимает от заведующего операционной кассой необходимое количество драгоценного металла и взвешивает его. Заведующий операци­онной кассой подготовляет драгоценные металлы для реализа­ции и выдает их кассиру-эксперту под роспись. По окончании операционного дня кассир-эксперт подсчитывает общую массу проданных драгоценных металлов в лигатуре и чистоте (масса химически чистого драгоценного металла, содержащегося в ли­гатурном сплаве) и общую сумму полученных от клиентов де­нежных средств за проданные драгоценные металлы, затем со­ставляет сводный реестр и отчетную справку для заведующего 376

операционной кассой. Если клиентом по окончании операцион­ного дня драгоценные металлы не востребованы, кассир-экс­перт передает их в установленном порядке в хранилище.

Продажа наличных драгоценных металлов с одновремен­ным их зачислением во вклад (депозит) может осуществляться банком без выдачи клиенту на руки данных драгоценных ме­таллов.

Условия и порядок банковской операции по привлечению и размещению драгоценных металлов во вклад (депозит ) опре­деляются в договоре, заключенном банком с клиентом. При проведении депозитных операций на внутреннем рынке драго­ценных металлов проценты по банковскому вкладу (депозиту) могут быть выплачены в национальной валюте или в виде дра­гоценных металлов по договоренности сторон. Депозитные опе­рации с юридическими и физическими лицами производятся по депозитным (вкладным) металлическим счетам. Драгоцен­ные металлы, привлеченные во вклад (депозит), хранятся в хранилище операционной кассы согласно описи и книге учета драгоценных металлов отдельно от других ценностей. В описи и книге отражается наименование и вид драгоценного метала, его масса в лигатуре и чистоте, балансовая стоимость и движение (приход, расход, остаток).

Выдача драгоценных металлов с вкладного металлического счета клиента с одновременной их покупкой банком может осу­ществляться без выдачи на руки клиенту данных драгоценных металлов.

Ревизия драгоценных металлов и проверка порядка их хра­нения проводится одновременно с ревизией ценностей, находя­щихся в хранилище. При ревизии по состоянию на 1 января и в других случаях по распоряжению уполномоченного лица банка производится сплошное контрольное взвешивание банковских слитков. При этом контрольное взвешивание мерных слитков из драгоценных металлов может не проводиться по распоряже­нию уполномоченного лица банка. После контрольного взвеши­вания производится сплошное сопоставление общего фактичес­кого наличия драгоценных металлов по пробам, массе и сумме с данными бухгалтерского учета. По результатам проведенной ревизии драгоценных металлов в соответствии с установлен­ным законодательством порядком составляется акт ревизии.

Банки представляют в Национальный банк отчетность о проводимых операциях с драгоценными металлами по формам, в порядке и в установленные сроки.

16.4. Банковские операции с драгоценными металлами на международном рынке

Международный рынок драгоценных металлов — сфера обращения драгоценных металлов, сформированная в резуль­тате совершения сделок с ними между клиентами-нерезидента­ми, а также клиентами резидентами и клиентами-нерезидента­ми. Рынок драгоценных металлов в широком смысле слова включает всю совокупность разнообразных взаимоотношений между субъектами рынка (добыча, переработка, изготовление ювелирных изделий, использование в производстве, торговля и т.д.). При осуществлении операций на международном рынке драгоценных металлов цены на них формируются исходя из сложившегося спроса и предложения на драгоценные металлы на международном рынке.

Международные стандарты качества драгоценных металлов приняты Лондонской ассоциацией рынка драгоценных метал­лов (LBMA и LPPM). В документах ассоциации определены стандарты для слитков золота, серебра, платины (слитки, плас­тины), палладия (слитки, пластины). В стандартах оговорены: масса слитка; содержание чистого металла в слитке; рекомен­дуемые размеры слитка; длина, ширина, высота; серийный но­мер; проба; клеймо изготовителя; год изготовления; отсутствие каких-либо дефектов.

Особый самостоятельный блок взаимоотношений на между­народном рынке драгоценных металлов занимают банковские операции. Все банковские операции банков с драгоценными ме­таллами на международном рынке проводятся с наличными драгоценными металлами или по металлическим счетам. Бан­ковские операции с драгоценными металлами на международ­ном рынке осуществляются в соответствии с требованиями за­конодательства Республики Беларусь:

• путем подписания сторонами по сделке договора;

• обмена документами, в том числе по системе Свифт или телексу, свидетельствующими о заключении договора;

• заключения сделок с использованием дилинговых систем «REUTERS», «DEALING» или телефонной связи при условии записи телефонного разговора (с обязательным последующим обменом с контрагентом документами, подтверждающими за­ключение сделки).

При заключении сделки с драгоценными металлами согласо­вываются, как правило, следующие основные условия сделки:

а) по сделкам привлечения, размещения драгоценных ме­таллов во вклад (депозит) — наименование (вид) драгоценного металла, его масса, начальная и конечная даты валютирова-378

ння, процентная ставка или иная форма дохода ( в денежных средствах или в драгоценном металле), порядок расчетов;

б) по операциям с производными финансовыми инструмен­
тами (инструментами, созданными на базе драгоценного метал­
ла, — фьючерсы, опционы и др.) -— вид, договора, объем сдел­
ки, цена договора, вид, сумма валюты договора, дата валютиро­
вания, сумма премии (при опционах), порядок расчетов;

в) по сделкам купли-продажи драгоценных металлов — наи­
менование, вид и характеристики драгоценного металла, коли­
чество и качество драгоценного металла, цена, наименование и
сумма валюты сделки, дисконт (премия), дата поставки драго­
ценного металла, дата валютирования, порядок расчетов.

По завершению сделки формируется тикет, который может содержать реквизиты сделки как на русском, так и на англий­ском языке. При заполнении тикета вручную дилер вносит все условия сделки, а также дополнительно указывает:

• для всех сделок — дату заключения сделки и номер тикета;

• по сделкам привлечения (размещения) драгоценных ме­таллов во вклад (депозит) — размер дохода, подлежащего упла­те по сделке.

Распечатанная на тикет-принтере копия переговоров подпи­сывается дилером и передается в соответствующее подразделе­ние банка, которое на основании представленной копии перего­воров подготовляет распоряжение уполномоченного лица банка на зачисление (списание) драгоценных металлов на (с) соответ­ствующие (их) металлические (их) счета (ов). Исполнение и контроль за исполнением сделок и договоров осуществляется в соответствии с установленным в банке порядком.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы особенности операций банков с драгоценными ме­таллами?

2. Какие операции проводятся банками с драгоценными ме­таллами?

3. Что такое «спот», «своп», «форвард», «опцион», «фью­черс»?

4. Какие виды металлических счетов открываются?

5. Что понимается под внутренним и международным рын­ком драгметаллов?

6. Каков порядок операций банков с драгоценными металла­ми на внутреннем рынке?

7. Каков порядок операций банков с драгоценными металла­ми на международном рынке?

Кредитование на покрытие овердрафта 10 страница - student2.ru 17. ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

17.1. Расчетные операции, содержание, значение

Движение денежных средств между экономическими субъ­ектами обеспечивается в основном путем безналичных расче­тов. По оценкам, на проведение расчетных операций затрачива­ется большая часть операционного времени работников банка (до 60 % и более). Выполнение расчетных операций позволяет концентрировать в банках значительные и относительно деше­вые ресурсы, которые используются ими при проведении ак­тивных операций. За свои услуги по расчетам банки, как пра­вило, взимают комиссию, которая является одним из источни­ков их доходов. От того, насколько эффективно организованы безналичные расчеты в банковской системе, в значительной ме­ре зависит общая эффективность функционирования хозяй­ствующих субъектов и экономики в целом.

Безналичные расчеты включают расчеты между физичес­кими и юридическими лицами, а также с их участием, выпол­няемые банками в безналичном порядке. Они осуществляются путем перечислений денежных средств с банковского счета пла­тельщика на банковский счет получателя средств (бенефициа­ра). Если плательщик или бенефициар не имеет счета в банке, в предусмотренных законодательством случаях и порядке допус­кается внесение средств для безналичного перечисления или получение платежа наличными деньгами.

Безналичные расчеты можно классифицировать по ряду признаков (табл. 17.1).

Таблица 17.1

Классификация безналичных расчетов

Признак классификации Вид безналичного расчета
Место проведения Внутренние расчеты (на территории страны) Международные расчеты
Состав участников Клиентские расчеты (хозяйствующих субъектов, населения) Банковские расчеты (внутри- и межбанковские)
Объект платежа Расчеты за товары и услуги Расчеты по нетоварным операциям
Регулярность проведе­ния Периодические платежи Постоянные платежи

Окончание табл. 17.1

-------------------------------------------------- 1

Гарантия платежа Гарантированные платежи (с предварительным

депонированием денежных средств или правом на кредит банка)

_____________________ Негарантированные платежи_________________________

Инициатор перечисле- Дебетовые платежи (инициаторами выступают бе-

ния денежных средств нефициары)

Кредитовые платежи (инициаторами выступают

,______________________ плательщики)_____________________________________

Форма расчетов Расчеты платежными поручениями

Расчеты платежными требованиями

Расчеты платежными требованиями-поручениями

Расчеты аккредитивами

Расчеты чеками

Расчеты с использованием банковских пластико-

______________________ вых карточек______________________________________

Организация безналичных платежей между экономически­ми субъектами в стране предполагает: установливание принци­пов безналичных расчетов, создание условий для их осущест­вления, разработку общего порядка выполнения безналичных расчетных операций и определение форм безналичных рас­четов.

В основе организации банковских расчетных операций ле­жат определенные принципы, соблюдение которых позволяет снизить риски этих операций, обеспечить соблюдение интере­сов и поддержание ликвидности участников расчетов, а также бесперебойность платежного оборота.

Принципы организации безналичных расчетов можно сформулировать следующим образом:

• правовая регламентация порядка проведения безналич­
ных расчетов с целью обеспечения его единообразия. Этот прин­
цип определяет необходимость законодательного регулирова­
ния банковских расчетных операций. Порядок безналичных
расчетов, установленный действующим законодательством, яв­
ляется обязательным для банков и их клиентов;

. свобода выбора субъектами хозяйствования форм безна­личных расчетов и закрепление их в хозяйственных договорах;

• взаимный контроль участников за правильностью прове­
дения расчетов и их материальная ответственность за соблюде­
ние порядка расчетов;

• списание банками средств со счетов только по распоряже­
нию их владельцев, в том числе в форме акцепта расчетных до­
кументов. Расчетные документы могут быть оплачены банком
без согласия плательщика только в случаях, когда безакцепт-

ный порядок списания средств предусмотрен законодательст­вом, или на основании исполнительных документов, выданных судами;

. срочность платежа. Согласно этому принципу платеж дол­жен быть проведен в заранее оговоренные сроки, чтобы бенефи­циар мог планировать движение своих денежных средств, по­требность в кредите и др. Сроки платежей устанавливаются до­говором между плательщиком и получателем средств;

• обеспеченность платежа. Данный принцип подразумева­ет, что у плательщика должны быть либо собственные средства для выполнения платежа в установленные сроки, либо право на получение кредита. Его соблюдение создает гарантию платежей и обеспечивает их бесперебойное проведение.

Условия осуществления безналичных расчетов включа­ют необходимость открытия банковских счетов для безналич­ных платежей и заключение соответствующих договоров меж­ду банками и их клиентами.

Безналичные перечисления денежных средств производят­ся путем записей по банковским счетам, поэтому открытие эко­номическими субъектами счетов в банке является необходи­мым условием организации безналичного платежного оборота. Основным счетом, используемым для проведения безналичных платежей юридических лиц, является текущий (расчетный) счет. Используются также счета банковского вклада (депози­та) и другие банковские счета.

Банки не могут ограничивать права владельцев счетов по распоряжению денежными средствами, находящимися на этих счетах. Бесспорное списание денежных средств производится только в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством, например на основании исполнительных документов.

Потребность в платежах возникает у хозяйствующих субъ­ектов в связи с проведением конкретных сделок, выполнением финансовых обязательств и др. Безналичные расчеты клиентов банков базируются на договорах с их контрагентами на постав­ку товаров, выполнение работ и других (основных договорах). В этих договорах, кроме всего, оговаривается форма, в которой будут осуществляться безналичные платежи.

Банки не имеют права контролировать исполнение клиента­ми обязательств по основному договору и вмешиваться в отно­шения между его сторонами. Обязательства банка по договору. заключенному между ним и его клиентом, не зависят от обяза­тельств основного договора, для исполнения которых прово­дится расчетная операция.

Общий порядок проведения безналичных расчетов уста­навливается законодательством и регламентирует виды и фор­му платежных документов, сроки их исполнения, правила до­кументооборота, очередность платежей, ответственность сто­рон за соблюдение платежной дисциплины и т.д.

Безналичные расчетные операции проводятся банками на основании платежных инструкций.

Платежная инструкция представляет собой указания ини­циатора платежа банку-отправителю1 перевести в пользу бене­фициара (взыскателя) фиксированную или определяемую сум­му денежных средств. Инициатором платежа может выступать и бенефициар, и плательщик.

Национальный банк устанавливает требования к форме и содержанию платежных инструкций. Они могут оформляться в письменной форме или форме электронного документа2. Пла­тежная инструкция юридического лица, выданная в письмен­ной форме, должна содержать подписи лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, и оттиск печати владельца счета. Физи­ческому лицу3 на платежной инструкции необходимо поста­вить свою подпись.

Платежные инструкции могут быть выданы инициатором платежа банку-отправителю двумя способами:

• путем представления ему расчетных документов (платеж­ных поручений, платежных требований и платежных требова­ний-поручений);

• в процессе использования платежных инструментов (че­ков, банковских пластиковых карточек и т.д.).

В предусмотренных Национальным банком случаях допуска­ется представление и использование других расчетных докумен­тов и платежных инструментов. Банк обязан исполнить получен­ные платежные инструкции не позднее банковского дня, следую­щего за днем их представления, если законодательством или дого­вором не предусмотрен иной срок. При необходимости платель­щик имеет право отозвать или изменить выданные банку платеж­ные инструкции. В частности, расчетные документы могут быть отозваны в полной сумме или частично. Для этого плательщику необходимо представить в банк-отправитель соответствующее за­явление в произвольной форме. Однако если банк-отправитель уже приступил к фактическому исполнению платежных инструк-

' Банк, осуществляющий перечисление денежных средств за счет плательщика в банк-получатель в пользу бенефициара.

•Электронный расчетный документ является официальным документом на машинном носителе, представляет собой электронный аналог бумажного расчет­ного документа установленного образца и содержит все реквизиты последнего.

3 За исключением индивидуальных предпринимателей.

ций, т.е. совершил бухгалтерские проводки по счетам или другие действия, он вправе не предпринимать каких-либо шагов по изме­нению или отзыву расчетных документов.

В случае возникновения ситуации, когда банк в силу ка­ких-либо причин не сможет полностью произвести платеж, он имеет право переадресовать частичное исполнение полученных им от клиента платежных инструкций своему банку-коррес­понденту. При определенных обстоятельствах банк может отка­заться выполнять безналичную расчетную операцию. Отказ мо­жет последовать, если существующим договором проведение расчетов в данной форме не предусмотрено или у клиента нет достаточной суммы на счете и права на кредит. Кроме того, банк не проводит безналичные платежи, когда имеются следу­ющие основания: на денежные средства на счете наложен арест или по этому счету приостановлены операции, исполнение пла­тежных инструкций является нарушением законодательства со стороны банка, платежные инструкции ненадлежащее оформ­лены или имеются обоснованные сомнения в их подлинности. Приняв решение об отказе в исполнении платежных инструк­ций, банк обязан уведомить об этом клиента не позднее следую­щего рабочего дня после их получения.

Документооборот — это последовательное перемещение платежных инструкций в процессе совершения платежей. Осо­бенности и длительность документооборота при различных рас­четах зависят от вида платежной инструкции. Банковский до­кументооборот включает движение платежных инструкций со времени их поступления в банк до завершения операции и сда­чи документов в текущий архив. Порядок перемещения пла­тежных инструкций внутри банка, включая сроки их прохож­дения в различных структурных подразделениях, устанавлива­ются банком в соответствии с основными правилами докумен­тооборота, разрабатываемыми Национальным банком Респуб­лики Беларусь.

Банки осуществляют платежи клиентов в той последова­тельности, в какой поступили к ним платежные инструкции по этим платежам. При этом оплата поступивших документов производится в пределах остатка средств на счетах клиентов. Если средств на счете недостаточно для оплаты всех поступив­ших платежных инструкций, для клиента большое значение приобретает очередность, в которой банк будет проводить рас­четы по его обязательствам.

Очередность платежей — это последовательность списания средств с текущих (расчетных) и других счетов для оплаты по­ступивших платежных инструкций при недостатке средств на 384

счете. Очередность платежей устанавливается в законодатель­ном порядке и является для банков обязательной. В пределах остатка средств на счете клиента его платежи выполняются в календарной очередности, т.е. в той последовательности, в ко­торой платежные инструкции поступили в банк (независимо от цели и значения платежей). Однако при нехватке средств ис­пользование такой очередности может привести к тому, что вто­ростепенные для клиента обязательства будут оплачены в ущерб наиболее важным для него платежам. В связи с этим может ус­танавливаться целевая очередность, которая предполагает оп­ределение групп очередности платежей исходя из их экономи­ческого значения. В данном случае оплата документов каждой последующей группы осуществляется только после проведения всех платежей предыдущих групп.

Действующим законодательством в Республике Беларусь предусмотрена очередность платежей, которую в общем виде можно представить следующим образом:

. вне очереди — платежи в счет неотложных нужд хозяй­ствующих субъектов, погашения задолженности по выплате за­работной платы и банковским кредитам, выданным на выплату задолженности по заработной плате. Для внеочередных плате­жей установлены ограничения по суммам;

• первая группа очередности — платежи в бюджет, государ­ственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, по испол­нительным документам о взыскании заработной платы и при­равненным к ней платежам, за реализованные материальные ценности государственного и мобилизационного резервов, а так­же по исполнению обеспеченных залогом банковских обяза­тельств за счет средств от реализации заложенного имущества;

• вторая группа очередности — платежи за энергоресурсы и коммунальные услуги, в счет погашения задолженности по банковским кредитам и процентам по ним, по взысканию пени за несвоевременную оплату энергоресурсов;

• третья группа очередности — платежи за продукцию сель­ского хозяйства, продукты ее переработки, продовольственные товары, лекарственные препараты и книжную продукцию, свя­занную с образованием, наукой и культурой;

. четвертая группа очередности — все остальные платежи.

В пределах одной и той же группы очередности, кроме чет­вертой, расчеты производятся, как правило, в порядке кален­дарного поступления платежных инструкций. В четвертой груп­пе очередность платежей может устанавливаться по усмотре­нию плательщика.

Участники безналичных расчетов несут материальную от­ветственность за соблюдение порядка расчетов. При этом вза-

13-975 385

имные претензии плательщиков и получателей средств, связан­ные с расчетными операциями, рассматриваются ими без учас­тия банка.

Ответственность банков за неисполнение или ненадлежащее исполнение платежных инструкций определяется действую­щим законодательством. При этом под ненадлежащим исполне­нием платежных инструкций клиента понимается их исполне­ние в порядке, не соответствующем законодательству или дого­вору. В частности, по вине банка может произойти несвоевре­менное списание или зачисление денежных средств по счетам клиентов; списание или зачисление денежных средств в сумме, не соответствующей указанной в платежных инструкциях; за­числение денежных средств в пользу ненадлежащего бенефи­циара и т.д. В этих случаях банк обязан возместить клиенту де­нежные средства, необоснованно списанные или недозачислен-ные на его счет, а также переведенные (зачисленные) в пользу ненадлежащего бенефициара.

Если банк не исполнил платежные инструкции или испол­нил их ненадлежащим образом, он должен возместить клиенту понесенный вследствие этого реальный ущерб — уплаченную по основному договору неустойку (штраф, пени), примененные к клиенту санкции или другой убыток. Кроме того, он обязан начислить проценты за пользование денежными средствами, которые были необоснованно изъяты из оборота клиента по ви­не банка. Клиент вправе также потребовать возмещения упу­щенной выгоды, если это предусмотрено договором либо при наличии умысла со стороны банка.

В то же время банки не несут ответственности за неисполне­ние или ненадлежащее исполнение платежных инструкций, ес­ли в них были указаны неверные реквизиты, либо они были по­теряны или искажены организациями связи, либо не по вине банка произошла поломка или авария используемых им техни­ческих средств и др. Банки также имеют право взыскивать штрафы при нарушении порядка проведения расчетных опера­ций другими их участниками. Правомерность наложения штраф­ных санкций за нарушение порядка проведения расчетных опе­раций может быть оспорена участниками расчетов в хозяй­ственном суде.

Наши рекомендации