Пути повышения результативности бюджетных расходов

Формирование объема и структуры расходов областного бюджета на 2013 – 2015 годы будет осуществляться исходя из следующих основных подходов:

1) определение базовых объемов бюджетных ассигнований на 2013 – 2014 годы на основе утвержденных Областным законом от 20.12.2011 № 775-ЗС «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», ограниченных с учетом бюджетных правил;

2) определение базового объема бюджетных ассигнований на 2015 год, исходя из необходимости финансового обеспечения длящихся расходных обязательств;

3) уточнение базовых объемов бюджетных ассигнований на 2013 – 2015 годы с учетом индексации оплаты труда работников областных государственных учреждений с 1 октября 2013 г. на 5,5 процента, стипендиального фонда с
1 сентября 2013 г. – на 5,5 процента, с 1 сентября 2014 г. – на 5 процента, с
1 сентября 2015 года – на 5 процента; материальных затрат областных казенных учреждений (за исключением аппарата управления) в 2013 году с учетом фактически сложившегося уровня инфляции в двух отчетных финансовых годах, в 2014 и 2015 годах – по 5 процентов соответственно, уточнение объема принятых обязательств с учетом прекращающихся расходных обязательств ограниченного срока действия и изменения контингента получателей и дополнительных бюджетных ассигнований в 2013 – 2015 годах на реализацию положений Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.;

4) оптимизация расходных обязательств, включающих сокращение на 5 процентов расходов на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд;

5) оказание мер социальной поддержки отдельных категорий граждан с учетом принципа адресности и нуждаемости;

6) инвентаризация и оптимизация публичных и социально обусловленных расходов областного бюджета.

При формировании расходов областного бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов будут использованы следующие новации.

Индексация материальных затрат, исходя из фактически сложившегося уровня инфляции в двух отчетных финансовых годах, на уровень инфляции, используемый при формировании проекта федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. Индексация расходов на меры социальной поддержки согласно условиям, предусмотренным действующим законодательством.

Сохранение на уровне текущего года расходов, направляемых государственным бюджетным и автономным учреждениям в форме субсидий на оказание государственных услуг (выполнение работ), за счет создания условий и стимулов для сокращения внутренних издержек и привлечения внебюджетных средств, а также использования минимальных нормативов финансовых затрат на оказание государственных услуг (за исключением расходов на заработную плату, которая будет рассчитана в соответствии с принятыми во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» решениями).

При этом объем (количество единиц) оказания государственных услуг (работ) по видам будет рассчитан согласно проекту государственного задания на оказание государственных услуг на 2013 год, формируемого с учетом оценки потребности в предоставлении государственных услуг, анализа выполнения задания за 2011 год и прогноза выполнения за 2012 год.

При формировании объемов бюджетных ассигнований на здравоохранение будут использоваться основные подходы государственной политики в сфере здравоохранения, обусловленные Федеральными законами от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан Российской Федерации» и от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», в том числе следующие:

переход с 2013 года на преимущественно одноканальное финансирование медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования (далее – ОМС);

передача с 2013 года в систему ОМС скорой медицинской помощи, первичной медицинской помощи, оказываемой в фельдшерско-акушерских пунктах, а также медицинского персонала детских дошкольных учреждений, финансовое обеспечение которых будет осуществляться за счет предоставления из областного бюджета межбюджетных трансфертов Территориальному фонду обязательного медицинского страхования;

переход на единый размер страхового взноса на ОМС неработающего населения с ежегодным увеличением в период 2013 – 2015 годов платежей, направляемых в Федеральный фонд ОМС.

С 2013 года планируется постепенное расширение перечня расходов, включаемых в структуру тарифа на оплату медицинской помощи. В структуру тарифа планируется включить расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы (за исключением налогов), расходы на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу. Окончательно перечень расходов будет определен в программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденной Правительством Российской Федерации, а также в территориальной программе, принятой Правительством Ростовской области на 2013 год.

В ближайшие три года приоритетом бюджетной политики останется финансовая поддержка экономических преобразований, которые будут направлены на переход к производству высокотехнологической продукции. Это направление должно учитываться при формировании всех видов поддержки отраслей экономики.

В целях развития агропромышленного комплекса Ростовской области будет продолжена финансовая помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям. Формирование объема и структуры расходов областного бюджета в этой сфере будет осуществляться на основе Областной долгосрочной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010 – 2014 годы.

Вместе с тем подходы к финансовой помощи агропромышленного комплекса Ростовской области должны быть ориентированы на политику, проводимую в этом направлении федеральным бюджетом, и смещены в сторону поддержки наиболее уязвимых секторов сельского хозяйства, имея в виду членство в России во Всемирной Торговой Организации.

Как и в предыдущие годы планируется уделять большое внимание поддержке малого и среднего предпринимательства. Наряду с другими мерами поддержки, следует обеспечить свободный доступ малых и средних компаний к финансовым ресурсам.

В целях улучшения демографической ситуации в Ростовской области был принят Областной закон от 19.06.2012 № 882-ЗС «О ежемесячной денежной выплате на третьего ребенка или последующих детей гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Ростовской области», согласно которому начиная с 2013 года вводятся дополнительные меры социальной поддержки малоимущих семей, имеющих детей, в виде ежемесячной денежной выплаты в размере определенного в Ростовской области прожиточного минимума для детей в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

При рождении (усыновлении или удочерении) третьего ребенка (детей) или последующих детей из малоимущих семей начиная с 2012 года в соответствии с Областным законом от 18.11.2011 № 727-ЗС «О региональном материнском капитале» выдается сертификат на региональный материнский капитал, средства которого с 2015 года могут быть направлены на улучшение жилищных условий, получение ребенком (детьми) образования или лечения, приобретение автотранспортного средства.

В целях реализации мероприятий, направленных на оптимизацию расходов по содержанию органов государственной власти, предлагаются кардинально новые подходы к методике формирования расходов на содержание аппарата управления.

Ряд новаций, связанных с нормированием управленческих расходов в части материальных затрат продолжит начатую в Ростовской области работу по оптимизации управленческих расходов.

Впервые предлагается нормирование аппаратных расходов в части материальных затрат, исходными данными для которого послужили два последних финансовых года (отчетный и текущий).

При этом нормативы по расходам на услуги связи, приобретение канцелярских и расходных материалов, техническое обслуживание и текущий ремонт оборудования предлагается установить исходя из штатной численности органов государственной власти по следующим группам:

Правительство Ростовской области и иные органы государственной власти Ростовской области;

министерства;

иные органы исполнительной власти Ростовской области.

В случае, если сумма бюджетных ассигнований, определенных в соответствии с данной методикой, превышает сумму бюджетных ассигнований, предусмотренных главному распорядителю бюджетных средств на очередной финансовый год, в проект областного бюджета включаются расходы в объеме, не превышающем предусмотренные ассигнования.

Данные подходы предлагается учесть при формировании методики расчета субвенций, предоставляемых местным бюджетам на организацию исполнительно-распорядительных функций. Предлагается привести к единообразию расчет расходов по фонду оплаты труда, установить нормы расходов по материальным затратам и учитывать штатную численность от направленности исполнительно-распорядительных функций.

Заключение

Исполнение федерального бюджета с превышением доходов над расходами на протяжении ряда лет предоставило возможность формирования качественно новой политики государственных расходов, направленной на последовательное повышение уровня жизни населения, устранения инфраструктурных ограничений социально – экономического развития страны, повышение качества государственных и муниципальных услуг.

Расходы бюджета представляют собой выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. Формирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. При этом общий порядок возникновения расходных обязательств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований определяется положениями Бюджетного Кодека. Основы разграничения расходных полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями регулируются Конституцией РФ и основными федеральными законами. Указанные законы и нармативно- правовые акты устанавливают финансовые обязательства государства и органов местного самоуправления предоставить средства из бюджета в целях осуществления соответствующих расходов.

Наши рекомендации