Пути повышения эффективности расходов регионального бюджета

Мировой финансовый кризис, остро затронувший Россию, вызвал дисбаланс доходов и расходов бюджетной системы, и, соответственно, регионального бюджета Пензенской области. Возникший бюджетный дефицит не может быть сокращен без пересмотра расходной части бюджета.

Сложившаяся структура расходов регионального бюджета сочетается с низкой их эффективностью практически по всем направлениям.

Необходимостью является повышение эффективности расходов и корректировка их структуры в сторону увеличения «продуктивных» – при сокращении непродуктивных и низкоэффективных расходов.

Структура расходов должна быть ориентирована на решение задач модернизации экономики, создавая для нее максимально благоприятные условия. С этой точки зрения приоритет должен отдаваться тем расходам, которые принято называть производительными, или продуктивными: на развитие инфраструктуры, образование, здравоохранение, на содействие накоплению физического и человеческого потенциалов.

Объем социальных расходов регионального бюджета имеет достаточно высокое значение. Большая часть социальных расходов носит характер принятых публичных обязательств, поэтому речь об их сокращении не идет – основной подход здесь должен состоять в повышении адресности расходов, лучшем их распределении.

Известно, что рост расходов на социальную поддержку населения не может стимулировать рост экономики – вне зависимости от способа их финансирования, за счет повышения налоговой нагрузки. Текущий уровень социальных обязательств можно назвать критическим, его дальнейшее наращивание недопустимо. Таким образом, в сфере социальной поддержки вопрос реформирования и повышения эффективности – адресности помощи и ее реального влияния на снижение неравенства доходов – стоит довольно остро и требует целенаправленных мер.

В ситуации, когда снижение расходов регионального бюджета является необходимым для возвращения к бюджетной устойчивости и для развития экономики, особое внимание целесообразно уделить проведению назревших структурных реформ, способствующих повышению эффективности расходов.

Вопрос повышения эффективности расходов практически по всем направлениям ставится уже давно, сделан ряд шагов в этом направлении (частичный переход на принципы бюджетирования по результатам, начало реструктуризации бюджетной сети и т.д.).

Законопроект, предусматривающий изменение показателей бюджета Пензенской области на 2014 год, внесен в Заксобрание региона.

Предлагаемые изменения вызваны рядом причин. Так, в связи c отставанием фактически сложившихся темпов роста от предусмотренных и ожидаемым недовыполнением плана уменьшены плановые назначения по доходам от уплаты акцизов на дизельное топливо, производимое на территории РФ, на 166 млн. рублей. Объем безвозмездных поступлений в целом планируется увеличить на 14 млн. 916,4 тыс. рублей.

В целях оптимизации расходов на содержание исполнительных органов государственной власти Пензенской области их предлагается уменьшить на 6 млн. 98,9 тыс. рублей.

В то же время предусмотрено увеличение расходов по разделу «Общегосударственные вопросы» на 30 млн. рублей в связи c необходимостью оплаты исполнительных листов к казне региона по судебным решениям по искам МП «Автотранс», ООО «Корпорация Дилижанс», ООО «Меркурий», а также ОАО «Самарская ППK».

В числе предлагаемых изменений – уменьшение расходов министерству строительства и ЖКХ Пензенской области на 916,3 тыс. рублей в связи c отсутствием в бюджете Нижнего Ломова средств на софинансирование строительства инженерных коммуникаций для участков массовой жилищной застройки.

Также намечено дополнительно направить в Минздрав региона 700 тыс. рублей в целях создания реабилитационного центра на базе горбольницы №3.

В связи с планируемой сдачей объекта капитального строительства – дворца силовых единоборств в Пензе – и необходимостью изготовления вывески облспорткомитету планируется дополнительно выделить 300 тыс. рублей.

По разделу «Обслуживание государственного и муниципального долга» законопроектом предусмотрено увеличение расходов Минфину Пензенской области на 50 млн. рублей в связи с необходимостью увеличения расходов на обслуживание госдолга региона.

Помимо этого, планируется перераспределение расходов бюджета без общего увеличения объема расходной части. Так, расходы министерства строительства и ЖКХ Пензенской области в сумме 1 млн. 308,7 тыс. рублей намечено перераспределить департаменту информационной политики и СМИ региона в целях создания системы активного информирования населения o проводимой тарифной политике, работе по ремонту и сносу аварийного жилья, управлении многоквартирным домом через создание ТСЖ.

С учетом предлагаемых изменений доходы бюджета Пензенской области на 2015 год будут уменьшены в целом на 151 млн. 83,6 тыс. рублей и составят 44 млрд. 191 млн. 936,1 тыс. рублей; на 2016 год не изменятся и составят 38 млрд. 690 млн. 878,6 тыс. рублей.

Расходы бюджета на 2015 и 2016 годы не изменятся и составят 42 млрд. 675 млн. 301,3 тыс. рублей и 42 млрд. 249 млн. 436,2 тыс. рублей.

Дефицит бюджета Пензенской области на 2015 и 2016 годы не изменится и составит соответственно 2 млрд. 676 млн. 579,8 тыс. рублей (9,5% от объема собственных доходов) и 3 млрд. 558 млн. 557,6 тыс. рублей (11,6%).

Потенциал увеличения эффективности бюджетных расходов имеется по всем рассмотренным направлениям, и поэтому важнейшая задача бюджетной политики региона заключается в практической реализации соответствующих возможностей.

Заключение

Уточненные доходы бюджета области на 2012 год составили 42 615 078,4 тыс. рублей, что на 4 877 411,4 тыс. рублей или на 12,9% больше первоначально утвержденного показателя, расходы – 49 359 784,3 тыс. рублей (плюс 7 153 706,6 тыс. рублей или 16,9%).

Объем налоговых и неналоговых доходов в бюджет Пензенской области увеличился в результате внесенных изменений на 869 824,0 тыс. рублей или на 4,4 %, дефицит бюджета увеличился на 2 276 295,2 тыс. рублей и составил 6 744 705,9 тыс. рублей или 32,6% к доходам без учета безвозмездных поступлений и не превысил предельно допустимого бюджетным законодательством уровня.

Анализ доходов бюджета показал, что в структуре доходов бюджета преобладают безвозмездные и налоговые поступления.

Так, в 2012 году доля безвозмездных поступлений составляла: 59,2% или 16162718,8 тыс. руб., в 2013 году доля этой статьи доходов в общей структуре доходов составила 53,4% или 16617335,8 тыс. руб.

В 2013 году сумма безвозмездных поступлений возросла на 454617 тыс. руб., при этом доля данного вида поступлений в общей структуре налогов сократилась на 5,8%. В 2014 г. сумма безвозмездных поступлений сократилась на 3727901 тыс. руб. или на 12%.

В 2014 г. доля безвозмездных поступлений снизилась до 41,4% в структуре доходов регионального бюджета Пензенской области.

Таким образом, доля налоговых поступлений регионального бюджета в 2014 г. составляет 16385016,4 тыс. руб. или 52,7%.

Основными источниками налоговых поступлений в 2014 г. являются:

– налог на доходы физических лиц (5199684 тыс. руб.), поступление которых в объеме налоговых доходов составило 16,7%;

– налог на товары, работы, услуги, реализованные на территории РФ (4083078 тыс. руб.), поступление которых в объеме налоговых доходов составило 13,1%;

– налог на прибыль организаций (3694465,4 тыс. руб.), поступление которых в объеме налоговых доходов составило 11,9%.

Доля неналоговых доходов в составе доходов регионального бюджета составляет 5,9%.

Наибольшую долю в структуре расходов бюджета составляют межбюджетные трансферты (41,9% в 2012 г., 48,3% в 2014 г.), далее следуют расходы на национальную экономику (15,2% в 2012 г., 17,47% в 2014 г.) и здравоохранение (17,6% в 2012 г., 8,97% в 2014 г.). Расходы по другим статьям составляют менее 7% в общей структуре расходов регионального бюджета.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: [федер. закон принят Гос. Думой 31.07.1998 № 145-ФЗ по состоянию на 1 ноября 2009 г.] – М.: Издательство Юрайт, 2009;

2. Закон Пензенской области от 21 декабря 2011 г. N 2173-ЗПО "О бюджете Пензенской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (с изменениями и дополнениями)

3. Закон Пензенской области от 24 декабря 2012 г. N 2323-ЗПО "О бюджете Пензенской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (с изменениями и дополнениями)

4. Закон Пензенской области от 24 декабря 2013 г. N 2488-ЗПО "О бюджете Пензенской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (с изменениями и дополнениями)

5. Большой экономический словарь/ Под ред. А. Н. Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 2010. – 600 с.

6. Баканов М.И. Теория экономического анализа/М.И. Баканов – М.: Финансы и статистика,2011. – 416 с.

7. Бункина М. К. Национальная экономика: Учебное пособие. – М.: Дело, 2012. – 27 с.

8. Баликоев В. З. Общая экономическая теория: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. –М.: ООО «Издательство ЮКЭА», 2012. – 528 с.

9. Борисов Е. Ф. Основы экономической теории. – М.: ВШ, 2013. – 240 с.

10. Ворст И., Ревентлоу П. Экономика фирмы: Учебник/Пер. с дат. А. Н. Чеканского,О. В. Рождественского. – М.: ВШ, 2012. – 294 с.

11. Грузинов В. П. Экономика предприятия и предпринимательство. – М.: СОФИТ, 2012. – 496 с.

12. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель: Пер. с англ. / Общ.ред.Б. Лисовика и Б. Лукашевича. – СПб.: Печатный двор, 2012. – 562 с.

13. Зайцев Н. Л. Экономика промышленного предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2012. –336 с.

14. Кейлер В. А. Экономика предприятия. – М.: ИНФРА-М, НТАЭиГ, 2013. – 132 с.

15. Козырев В. М. Основы современной экономики. – М.: Финансы и статистика, 2012. –326 с.

16. http://sp-penza.ru

17. http://minfin.pnzreg.ru

18. http://penzanews.ru/economy/76286-2014

Приложение

Таблица 1

Структура доходной части бюджета Пензенской области [15]

Наименование 2012 г. 2013 г. 2014 г.
тыс. руб. уд.вес тыс. руб. уд.вес тыс. руб. уд.вес
Налоговые доходы 38,9% 13446540,7 43,2% 16385016,4 52,7%
Налог на прибыль организаций 8,4% 3083573,3 9,9 3694465,4 11,9%
НДФЛ 14,2% 4130963,8 13,3% 16,7%
Налог на товары (работы, услуги), реализованные на территории РФ 6,6% 3229311,1 10,4% 13,1%
Налоги на совокупный доход 440261,4 1,6% 525292,9 1,7% 2,3%
Налог на имущество организаций 1796712,7 6,6% 1896258,7 6,1% 6,7%
Транспортный налог 373647,4 1,4% 573156,1 1,8% 1,9%
НДПИ 22774,4 0,1% 7984,8 0,0% 0,0%
Неналоговые доходы 505947,7 1,9% 1072980,8 3,4% 5,9%
Безвозмездные поступления 16162718,8 59,2% 16617335,8 53,4% 12889434,8 41,4%
ВСЕГО 27302657,5 - 31136857,3 - 31118847,2 -

Таблица 2

Динамика доходной части бюджета Пензенской области [15]

Наименование изменение в 2013 г. изменение в 2014 г.
тыс. руб. % тыс. руб. %
Налоговые доходы 4,30 9,50
Налог на прибыль организаций 790630,3 1,50 610892,1 2,00
НДФЛ 246880,8 -0,90 3,40
Налог на товары (работы, услуги), реализованные на территории РФ 3,80 853766,9 2,70
Налоги на совокупный доход 85031,5 0,10 201116,1 0,60
Налог на имущество организаций -0,50 185188,3 0,60
Транспортный налог 199508,7 0,40 18432,9 0,10
НДПИ -14789,6 -0,10 359,2 0,00
Неналоговые доходы 567033,1 1,50 771415,2 2,50
Безвозмездные поступления -5,80 -3727901 -12,00
ВСЕГО - -18010,1 -

Таблица 3. Структура расходов регионального бюджета в 2012 – 2014 гг.

 
Расходные статьи Сумма расходов, руб. % к общей сумме расходов Сумма расходов, руб. % к общей сумме расходов Темп роста, % Сумма расходов, руб. % к общей сумме расходов Темп роста, %
Общегосударственные вопросы 570188,7 2,9 1431266,9 5,2 251,0 1831296,5 5,22 127,9%
Национальная оборона 13344,3 0,1 16742,4 0,1 125,5 18540,4 0,05 110,7%
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 738397,6 3,8 980247,2 3,6 132,8 1180561,9 3,37 120,4%
Национальная экономика 2972771,9 15,2 4069251,9 14,8 136,9 6126541,4 17,47 150,6%
Образование 9,0 2008023,1 7,3 114,8 2249726,1 6,41 112,0%
Культура 366214,7 1,9 930799,3 3,4 254,2 1430635,1 4,08 153,7%
Здравоохранение 17,6 2816042,9 10,2 81,7 3146041,7 8,97 111,7%
Социальная политика 1067002,5 5,5 1963671,4 7,1 184,0 2243673,4 6,40 114,3%
Обслуживание государственного и муниципального долга   0,0   0,0     0,00  
Межбюджетные трансферты 8180654,9 41,9 12649860,4 46,0 154,6% 48,03 133,2%
ВСЕГО 42771391,8 - 46600000,0 - 140,8 - 134,8%

Таблица 4. Сводные данные по доходам и расходам Пензенской области за 2012-2014 гг.

(тыс. руб.)

Наименование показателя 2014 прогноз Динамика показателя
1. Доходы, в т. ч.: 42615078,4 49300000,0 717529,5 6684921,6/ 115%
- налоговые и неналоговые доходы 6744705,9 30000000,0 - 23255294,1
-Объем безвозмездных поступлений 21917181,5 19300000,0 580606,9 -2617181,5
2. Расходы 42771391,8 46600000,0 738443,4 3828608,2

Наши рекомендации