Предупреждением кризисных ситуаций
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
Калининградский филиал
Профессор Лосев Е.Ф.
МЕНЕДЖМЕНТ
Тема
К О Н Т Р О Л Ь
ВОПРОСЫ
1.Понятие. Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный.
Поведенческие аспекты контроля.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ:
ОСНОВНАЯ:
1. Ильенкова С.Д. Кузнецов В.И. Менеджмент. /Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2003.-71 с.
2. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
v Беркович Д.П. Формирование науки управления производством. Краткий исторический очерк. – М.: Наука, 1973.
v Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 1995.
v Дункан Дж. Основополагающие идеи в менеджменте. – М.: Дело.
v Инновационный менеджмент: Учебник/под ред. С. Д. Ильенковой. –М.: ЮНИТИ, 1997.
v Социальный менеджмент: Учебник/под ред. С. Д. Ильенковой. – М.:
v Управление качеством: Учебник/под ред. С. Д. Ильенковой. – М.:1998.
ВВЕДЕНИЕ
Если МОТИВАЦИЯ это ПРЯНИК, то КОНТРОЛЬ это КНУТ.
Слово КОНТРОЛЬ, как и слово, власть РОЖДАЕТ, прежде всего, ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ.
Для многих людей КОНТРОЛЬ означает, прежде всего, ü ОГРАНИЧЕНИЕ, ü ПРИНУЖДЕНИЕ, ü ОТСУТСТВИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ и т.п. Если спросить менеджера что такое контроль, то чаще всего вам ответят, что это позволяет удерживать работников в определенных рамках. |
В принципе это верно, так как это является одним из аспектов контроля.
Однако сводить контроль только к некоторым ограничениям, исключающим возможность действий, наносящих вред организации и заставляющих вести себя дисциплинированно, - означало бы упустить из виду основную задачу управления.
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
КОНТРОЛЬ - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.
Руководители начинают осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда они сформировали цели и задачи и создали организацию. Без контроля хаос, а объединение деятельности каких - либо групп практически невозможно.
Таким образом, контроль это неотъемлемый элемент процесса управления организациями.
Модель контроля можно представить так:
ФОРМИРОВАНИЕ стандарта (ЭТАЛОНА) для выходного процесса - ПРОДУКТА | ИЗМЕРЕНИЕ фактически достигнутых результатов выходного процесса или ПРОДУКТА | СРАВНЕНИЕ результатов измерения со стандартом (ЭТАЛОНОМ) | Формирование ВОЗДЕЙСТВИЙ для приведения в соответствие результатов со СТАНДАРТОМ |
Необходимость контроля обоснована следующими факторами.
НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬЮ (случайного) состояния ВЫХОДНОГО ПРОЦЕССА (продукта).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕМ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ.
ПОДДЕРЖАНИЕМ УСПЕХА.
Неопределенность.
ПЛАНЫ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ - это лишь картины того, каким хотелось бы видеть будущее руководству.
Как правило, множество обстоятельств воспрепятствует этому. Изменение законов, социальных ценностей, технологий, условий конкуренции и других переменных величин окружающей Среды могут все изменить и сделать планы недостижимыми. А иногда структура выглядящая на бумаге привлекательно и опробованная в другом месте, может не оправдать ваших надежд.
Другим важным фактором неопределенности являются люди выполняющие большинство работ в любой организации. Менеджеры еще далеки от того, чтобы сколько-нибудь детально прогнозировать ответную реакцию на работников на введение новых инструкций и команд, возложение дополнительных обязанностей и прав.