По экономическому анализу деятельности коммерческого банка

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Анализируя деятельность коммерческого банка необходимо учитывать, что основной целью кредитного учреждения является осуществление депозитной и кредитной политики, а также инвестиционной деятельности и операций по купле-продаже ценных бумаг на фондовом рынке. Современный коммерческий банк представляет собой сложную систему, которая должна обеспечить оптимальное сочетание интересов акционеров, которые заинтересованы в максимальном эффекте от капитала и клиентов, ориентирующихся на стабильность и надежность кредитного учреждения, качество и стоимость его услуг. Поэтому, оценивая результаты деятельности коммерческого банка необходимо рассмотреть систему основных показателей, обеспечивающих комплексное описание состояния банка одновременно с детальной расшифровкой отдельных операций.

При прохождении производственной практике по экономическому анализу в коммерческом банке студент должен проанализировать следующие основные показатели:

- при оценке финансового состояния коммерческого банка необходимо проанализировать структуру и качество активов и пассивов кредитного учреждения по двум основным критериям: по виду операций и принципу ликвидности. В зависимости от используемых финансовых инструментов пассивы делятся на собственные, привлеченные и заемные. К привлеченным и заемным средствам относятся: счета до востребования, срочные депозиты, средства, привлеченные через ценные бумаги, средства в расчетах. Активы подразделяются на: кассу, корсчет, средства в расчетах, государственные и негосударственные ценные бумаги, кредиты, основные средства, нематериальные активы, имущество банка. Классификация активов и пассивов по принципу ликвидности (стабильности) позволяет выявить наиболее нестабильные пассивы банка, изъятие которых можно ожидать в любой момент. Нестабильная часть остатков на клиентских счетах находится, в первую очередь, на корсчетах и в кассе или направлена в наиболее ликвидные ценные бумаги;

- при оценке финансовых результатов коммерческого банка необходимо проанализировать эффективность деятельности коммерческого банка, его структурных подразделений и отдельных операций. Важным этапом анализа является определение банковской маржи, то есть разницы между доходностью активов и стоимостью пассивов, сравнение доходности и стоимости банковских операций и их рыночного уровня. Анализ финансовых результатов коммерческого банка проводится с целью оценки влияния различных факторов на изменение показателей доходов и расходов;

- маркетинговый анализ кредитных учреждений обусловлен спецификой банковских услуг и включает два направления: изучение и анализ рынка для привлечения вкладов и депозитов; оценка рынка в целях предоставления кредита и осуществления вложений в различные ценные бумаги. Важнейшим элементом банковской маркетинговой политики является анализ финансового состояния заемщика с учета специфики клиента и спроса на конкретный вид банковских услуг, а также оценка продуктовой и имиджевой рекламы кредитного учреждения;

- оценка организационно-технического уровня кредитного учреждения включает два основных направления: анализ привлеченных средств и оценка эффективности кредитных операций. Анализ привлеченных средств коммерческого банка направлен на определение каждого вида привлеченных средств в ресурсном потенциале кредитного учреждения; детализированной оценке депозитного портфеля; установлении номинальной и реальной стоимости депозитных инструментов; определении качества депозитов с позиции надежности и эффективности использования ресурсов. Анализ портфеля заемных средств включает два основных направления: оценка привлеченных банком межбанковских кредитов и межбанковских депозитов по категориям заемщиков, по срокам погашения, географической и отраслевой принадлежности; анализ портфеля эмитированных банком ценных бумаг, их ликвидности, надежности и срочности.

Наши рекомендации