Финансовый менеджмент в ООО «Агростройсервис».

Финансовый менеджмент направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих в процессе этого движения. Ответ на вопрос как искусно управлять этим движением и составляет содержание финансового менеджмента. В тоже время финансовый менеджмент можно рассматривать как процесс выработки цели управления финансами и осуществления воздействия на них с помощью методов и рычагов финансового механизма.

Главной целью финансового менеджмента является: получение максимального благосостояния собственника в текущем и перспективном периодах.

Для достижения этой цели одной из главных задач является обеспечение максимизации конечной прибыли предприятия.

Кроме этого в число основных задач финансового менеджмента входят:

1.Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов в соответствии с задачами развития предприятия – реализуется путем определения общей потребности в этих ресурсах на предстоящий период, максимизации объемов привлечения собственных ресурсов, а также определении целесообразности использования внешних источников.

2.Обеспечение наиболее эффективного использования сформированного объема финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятий.

3.Оптимизация денежного оборота на основе обеспечения синхронизации поступления и расходования денежных средств по периодам.

4.Обеспечение оптимизации прибыли при заданном уровне финансового риска.

5.Обеспечение минимизации уровня финансового риска при заданном уровне прибыли.

6.Обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития

В данном разделе охарактеризуем формирование и регулирование всех финансовых процессов на предприятии.

На основе приложения к балансу можно изучить состав и структуру дебиторской задолженности предприятия (таблица 22).

Таблица 22 - Состав и структура дебиторской задолженности предприятия.
Наименование показателя Годы Изменения (+/-) 2011 г. к 2009г.
Дебиторская задолженность, всего
Из нее: краткосрочная
в % к итогу -
в т.ч. покупатели и заказчики
долгосрочные - - - -
в % к итогу - - - -

Сумма краткосрочной дебиторской задолженности увеличилась за рассматриваемый период на 5418 тыс. руб., в том числе задолженность покупателей и заказчиков выросла на 5418 т.руб. и составляет 35175 т.руб.

Дадим оценку состава и структуры кредиторской задолженности за три года с помощью таблицы 23.

Объем заемного капитала в анализируемом периоде увеличился на 175701тыс. руб. и составил 632916 тыс. руб. (в 2011 году по сравнению с 2009 годом).

На это увеличение повлияло следующее: сумма кредиторской задолженности увеличилась на 47,9%.

Таблица 23 - Состав и структура кредиторской задолженности предприятия.
Наименование 2009 г. 2010 г. 2011 г.
тыс.руб. % тыс.руб. % тыс.руб. %
Кредиторская задолженность, всего
Из нее: краткосрочная 31,4 28,4 7,2
в т.ч. расчеты с поставщиками и подрядчиками 1,9 1,6 7,2
расчеты по налогам и сборам 0,08 0,07 0,5
кредиты 29,5 20,9 25,2
долгосрочная 68,5 71,5
в т.ч. кредиты 67,6 68,5 54,7
займы - - - - - -
прочая 0,9 3,1 2,3

В структуре кредиторской задолженности краткосрочной на конец анализируемого периода удельный вес: расчетов с поставщиками и подрядчиками составил – 7,2%; прочей кредиторской задолженности – 2,3%. А в долгосрочной – кредиты занимают главную роль и составляют 57 % от общей суммы кредиторской задолженности.

Большая часть задолженности перед поставщиками и подрядчиками приходиться на ОАО "КВС-РУС" ( - 2023,1 тыс.руб.), ЗАО Фирма «Август» (-1804,8 тыс. руб.), ООО»ФС-Агро» (-800 тыс. руб.) и др.

Так как ООО «Агростройсервис» пользуется кредитами мы сможем изучить движение заемных средств на предприятии, а также оценить эффективность использования заемного капитала на основе расчета уровня эффекта финансового рычага и других показателей.

Таблица 24 - Размер и стоимость краткосрочных кредитов по видам

кредиторов.

Кредитное учреждение 2010г. 2011г.
Сумма кредита, тыс.руб. % ставка Сумма кредита, тыс.руб. % ставка
ОАО «Россельхозбанк» 15, 17
Всего: - -

Рассмотрев данную таблицу можно сделать следующий вывод, что ООО «Агростройсервис» берет кредит в основном у ОАО «Россельхозбанк», в 2011 году предприятию понадобился кредиты в общей сумме 7 млн. руб.

Из таблицы 25 можно увидеть, что предприятие в 2010 году получило долгосрочный кредит на сумму 4560 000 руб.

Таблица 25 - Размер и стоимость долгосрочных кредитов по видам

кредиторов.

Кредитное учреждение 2011г.
Сумма кредита, тыс.руб. % ставка
ОАО «Россельхозбанк»
Всего: -

Необходимо провести оценку использования заемного капитала, которая приведена в таблице 26

Таблица 26 - Оценка эффективности использования заемного

капитала

Наименование показателя Годы
2009г. 2010г. 2011г.
Балансовая прибыль
Среднегодовая сумма капитала
Собственного
Заемного
Плечо финансового рычага 1,7 2,5 1,7
Рентабельность совокупного капитала, % 0,24 0,05 0,08
Средняя процентная ставка за кредит, % 0,15 0,15 0,15
Эффект финансового рычага, % 31,8 9,5 11,9

Проведя оценку эффективности использования капитала сделать вывод, что эффект финансового рычага уменьшился 31,8 до 11,9% в 2007 и 2009 годах соответственно. На это оказало влияние такие факторы как: уменьшение балансовой прибыли, а так же увеличение среднегодовой суммы капитала. Из всего вышесказанного можно сказать, что ООО «Агростройсервис» не выгодно брать кредит.

Для определения кредитоспособности заемщика необходимо установить критериальный уровень оценочных показателей и их классность (рейтинг). Исходя из класса кредитоспособности заемщика выявляются условия предоставления кредита.

Клиенты по характеру кредитоспособности делятся банками на 3-5 классов. Критериальные показатели на уровне средних величин являются основанием для отнесения заемщика ко второму классу, выше средних – к первому, а ниже средних к третьему.

Общая оценка кредитоспособности проводится в баллах. Они представляют собой сумму произведений рейтинга каждого покупателя на класс кредитоспособности.

Первому классу заемщика присваивается от 100-150 баллов; второму классу – 151-250 баллов; третьему классу – свыше 251 балла. В соответствие с величиной коэффициентов ликвидности и финансовой независимости, заемщиков подразделяют на три класса (таблица 27).

Таблица 27 - Классы кредитоспособности заемщиков  
Наименование показателя Класс Рейтинг показателя, %
Коэффициент текущей ликвидности более 2.0 от 1.5 до 2.0 менее 1.5
Коэффициент быстрой ликвидности более 1.0 от 0.8 до 1.0 менее 0.8
Коэффициент финансовой независимости более 0.6 от 0.5 до 0.6 менее 0.5

Рейтинг (значимость) показателя устанавливается специалистами банка и в соответствие с фактическими значениями показателей ликвидности и финансовой устойчивости определяется класс кредитоспособности заемщика (таблица 28).

Таблица 28 - Показатели для определения рейтинга заемщика  
Наименование показателя Фактическое значение показателя Класс Рейтинг показателя, % Сумма баллов (гр3хгр4)  
 
Коэффициент текущей ликвидности 1,58  
Коэффициент быстрой ликвидности 0,15  
Коэффициент финансовой независимости 0,32  
Итого - -  

Анализируя таблицу 28 можно сделать вывод о том, что ООО «Агростройсервис» относится ко второму классу заемщика и в случае необходимости может получит кредит в банке.

Таблица 29 - Показатели потребности предприятия в краткосрочном кредите

Наименование показателя 2011 год
Тенденция финансового потребления
Собственные оборотные средства
Потенциальный излишек (недостаток) денежных средств
Реальный излишек (недостаток) денежных средств -15527
Сумма необходимого краткосрочного кредита

Данные таблицы показывают, что текущие финансовые потребления предприятия не покрываются его собственными оборотными средствами, что создает потенциальный излишек (6472 тыс.руб.) и реальный недостаток (-15527 тыс.руб. – за вычетом краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов) денежных средств.

Это говорит о том, что ООО «Агростройсервис» нуждается в краткосрочном, а возможно и в долгосрочном кредитах.

Операционный анализ — один из самых простых и эффективных методов оперативного и стратегического планирования и управления. Он основан на определении зависимости финансовых результатов деятельности предприятия от издержек и объемов производства (продажи) продукции. Изменения в структуре себестоимости могут существенно повлиять на величину прибыли, поэтому операционный анализ носит название — анализ «Издержки — Объем — Прибыль». Рассчитаем основные элементы операционного анализа по пшенице в таблице 26. Фактические показатели выручки и затрат по производству пшеницы возьмем из формы №9 – АПК, а в планируемом 2012 году увеличим выручку на 10 % за счет предполагаемого улучшения плодородия почв за счет внесения удобрений, а следовательно увеличения объема производства пшеницы.

Таблица 30 - Расчет основных элементов операционного анализа по пшенице.

В тысячах рублей

Наименование показателя Факт 2011г. План на 2012г.
Выручка от реализации 35219,8
Переменные затраты 30904,5
Валовая маржа 4315,3
Коэффициент ВМ 0,12 0,12
Постоянные затраты 2653,5 2653,5
Продолжение таблицы 30
Прибыль (убыток) 1269,5 1661,8
Порог рентабельности 22112,5 22112,5
Запас финансовой прочности 9897,2 13107,3
           

На основе рассчитанных показателей можно сделать следующие выводы:

- Валовая маржа – главный показатель покрытия, свидетельствует о том что, у предприятия имеются средства не только на покрытие постоянных затрат, но и на формирование прибыли. Фактически этот показатель в 2011 г. составил – 3923 тыс. руб., планируется в размере – 4315,3 тыс.руб.

- Порог рентабельности – показывает сколько предприятию достаточно выручки, чтобы не остаться банкротом. Фактически этот показатель равен – 22112,5 тыс. руб., а предприятие выручило – 32018 тыс. руб.. В 2012г. планируется, что предприятие сохранит тот же порог рентабельности, но выручка увеличиться и составит 35219,8 тыс.руб.

- Запас финансовой устойчивости – рассчитывается для оценки финансового предприятия и показывает зону безубыточности (безопасности) предприятия. В отчетном году он составил 9897,2 тыс.руб., и планируется в текущем году в размере 13107,3 тыс.руб.

В целом можно отметить, что увеличение объема производства пшеницы на 10% привело к увеличению запаса финансового рычага, а также к росту прибыли.

Наши рекомендации