Анализ рыночной ситуации и конкуренция
Произошедшие в последние годы в России изменения в экономике, связанные с переходом на рыночные отношения и массовой компьютеризации населения, привели к росту предложений по ремонту компьютерной техники. В больших городах сервис по ремонту компьютеров на дому давно не диковинка, но, тем не менее, предлагаемых услуг не хватает из-за постоянно растущего числа владельцев персональных компьютеров. В провинции же спрос превышает предложение из-за нехватки специалистов данного звена. Исходя из вышесказанного вопрос конкуренции в данной сфере услуг еще долго не будет актуален.
Основными конкурентами являются:
«Сеть компьютерных клиник» г. Великий Устюг, пер. Октябрьский, д.4А
ООО «Солярис» г. Великий Устюг ул. Виноградова, 60
План маркетинга
План маркетинга - документ, являющийся важнейшей составной частью стратегического плана предприятия, в котором устанавливаются рыночные цели компании и предлагаются методы их достижения. Схема распространения услуги.
4.1. Ценообразование.
4.2. Реклама.
4.3. Методы стимулирования.
4.5 Формирование общественного мнения о фирме.
4.1 Ценообразование.
Ценовая политика является составляющей конкурентоспособности услуги, конечная цель которой - определить ценовую стратегию, конкурентную цену услуги (товара).
Методика определения оптимального уровня цен учитывает спрос на услугу и чувствительность покупателей к изменению цены; издержки и цены конкурентов.
Определение цены - одна из самых важных и сложных задач. С одной стороны, она должна быть такой, чтобы ее смог заплатить потенциальный клиент, а с другого - чтобы обеспечить прибыльность. В этом разделе рассматривается методика ценообразования, которая схематично может быть представлена такой последовательностью действий:
· подсчитать себестоимость услуги;
· определяется возможный спрос на услугу при установлении цены;
· прогнозируется реакция конкурентов на разные цены.
Методы ценообразования.
Фирмы решают проблему ценообразования, выбирая себе методику расчёта цен, в которой учитывается как минимум одно из этих трёх соображений. Фирма надеется, что избранный метод позволит правильно рассчитать конкретную цену.
Существуют следующие методы расчета цен:
· средние издержки плюс прибыль;
· анализ безубыточности и обеспечения целевой прибыли;
· установление цены, исходя из ощущаемой ценности услуги;
· установление цены на основе уровня текущих цен;
Установление цены на основе ощущаемой ценности товара.
Все большее число фирм при расчете цены начинают исходить из ощущаемой ценности своих услуг. Основным фактором ценообразования они считают не издержки продавца, а восприятие товара покупателями. Для формирования в сознании потребителей представления о ценности товара в комплексах маркетинга используются неценовые способы воздействия. Цена в этом случае призвана соответствовать ощущаемой ценностной значимости товара. Это наблюдается, например, в том, что многие идентичные товары в разных местах стоят по-разному (например, в зависимости от уровня сервиса). Фирме необходимо выявить, какие ценностные представления имеются в сознании потребителей о товарах конкурентов и как много они готовы заплатить за каждую выгоду, присовокупленную к предложению. Если продавец услуги запросит больше признаваемой покупателем ценностной значимости услуги, сбыт фирмы окажется, ниже, чем мог бы быть. Многие компании завышают цены своих услуг, и те плохо идут на рынке. Другие фирмы, наоборот, назначают на свои товары слишком низкие цены. Тогда эти товары прекрасно идут на рынке, но приносят фирме меньше поступлений, чем могли бы при цене, повышенной до уровня их ценностной значимости в представлении покупателей.
Установление цены на основе уровня текущих цен.
Назначая цену с учетом уровня текущих цен, фирма в основном отталкивается от цен конкурентов. Она может назначить цену на уровне, выше или ниже уровня цен своих конкурентов. В олигополистических[1] сферах деятельности все фирмы обычно запрашивают одну и ту же цену. Более мелкие фирмы "следуют за лидером", изменяя цены, когда их меняет рыночный лидер, а не в зависимости от колебания спроса на свои услуги или собственных издержек. Некоторые фирмы могут взимать небольшую премиальную наценку (выходные, праздники) или предоставлять небольшую скидку (постоянные клиенты), сохраняя эту разницу в цене постоянной. Такой метод ценообразования довольно популярен. В случаях, когда эластичность спроса с трудом поддается замеру, фирмам кажется, что уровень текущих цен олицетворяет собой коллективную мудрость отрасли, залог получения справедливой нормы прибыли. И, кроме того, они чувствуют, что придерживаться уровня текущих цен - значит сохранять нормальное равновесие в рамках отрасли.
В купе эти два вида ценообразования являются самыми оптимальными для «компьютерной скорой помощи».
Вот цены на услуги предлагаемые мной:
№ п./п. | Наименование работ | Цена руб. |
1. | Вызов мастера и первые полчаса работы | |
2. | Предварительная диагностика системного блока (если потом выполняется ремонт/без последующего ремонта) | бесплатно/100 |
3. | Установка/замена блока питания | |
4. | Установка/замена оперативной памяти | |
5. | Установка и настройка видео или звуковой платы (с установкой драйверов) | |
6. | Установка/замена жёсткого диска (без переноса операционной системы/с переносом операционной системы и данных) | 50/400 |
7. | Установка/замена флоппи дисковода, CD-ROM/DVD-ROM | |
8. | Установка/замена материнской платы (без переустановки системы/с переустановкой операционной системы) | 300/600 |
9. | Полная сборка системного блока из запчастей | |
10. | Стандартная установка Windows XP SP3, Windows7, Office 2003-2010, драйверы, Winrar, Total Commander, Irfan View, Adobe Reader и т.д. | |
11. | Установка и настройка Microsoft Office XP/2003/2007/2010 | |
12. | Установка других программ (за 1 час работы) | |
13. | Настройка подключения к сети Internet + настройка модема/сетевой карты | |
14. | Установка антивируса® | |
15. | Установка домашней беспроводной сети. (В работу входит приобретение беспроводного роутера, его настройка для доступа в интернет, настройка беспроводного соединения, настройка двух клиентских компьютеров на работу с этой сети. В стоимость входит только работа без стоимости комплектующих.) | |
16. | Установка домашней локальной сети. (В работу входит приобретение проводного роутера, его настройка для доступа в интернет, настройка двух клиентских компьютеров на работу с этой сети. В стоимость входит только работа без стоимости комплектующих.) | |
17. | Монтаж локальной сети (прокладка витой пары в пределах одного помещения, без настройки программного обеспечения) из расчёта локальной сети из 10 компьютеров. | 300 за одно подключение |
18. | Другие работы, не предусмотренные данным прайс-листом (из расчёта за 1 час) |
4.2. Реклама - 4.3. Методы стимулирования.
Информативная реклама преобладает в основном на этапе выведения услуги на рынок, когда стоит задача создания первичного спроса. Так, сервисам в какой-либо сфере нужно сначала проинформировать потребителей о существовании данного вида услуг.
Задачи:
· сообщение рынку о новинке или новых применениях существующего товара;
· информирование рынка об изменениях цены;
· объяснение принципов действия услуги;
· описание оказываемых услуг;
· исправление неправильных представлений или рассеяние опасений потребителя;
· формирование образа фирмы.
Увещевательная реклама приобретает особую значимость на этапе роста, когда перед фирмой встает задача формирования избирательного спроса. Часть увещевательных объявлений смещается в категорию сравнительной рекламы, которая стремится утвердить преимущество своей услуги за счет конкретного сравнения ее с одной или несколькими фирмами в рамках данной сервисной сферы.
Задачи:
· формирование предпочтения к сервису;
· поощрение к переключению на вашу фирму;
· изменение восприятия потребителем;
Эмоциональная реклама, так называемая подкрепляющая реклама, которая стремится уверить нынешних клиентов в правильности сделанного ими выбора. В подобных рекламах часто фигурируют довольные клиенты, располагающая дружеская атмосфера.
Задачи:
· пробуждение у потребителей симпатии к фирме;
· создание имиджа фирмы;
· повышение доверия, как услуге, так и к самой фирме;
· привлечение внимания потребителей к определенному, элитарному поведению.
Напоминающая реклама чрезвычайно важна на этапе зрелости, для того чтобы заставить потребителя вспомнить об услуге. Цель объявлений сервиса, имеющего всеобщее и давно устоявшееся признание - напомнить людям о своем существовании, а вовсе не в том, чтобы проинформировать или убедить их.
В данной сфере самой уместной рекламой будет это реклама в СМИ (газеты) и посредством уже существующих клиентов.
Производственный план.
5.1. Описание производственного процесса.
Ремонт системного блока с заменой материнской платы
1. Выезд к клиенту;
2. Диагностика, выяснение характера поломки;.
3. Разборка системного блока с выемкой материнской платы, кулера, процессора и видеокарты (при наличии таковой в PCI слоте);
4. Установка новой материнской платы при возможности реставрация старой (перепайка конденсаторов, замена северного или южного моста возможно только стационарно);
5. Установка на место процессора, кулера и видеокарты;
6. Установка драйверов новых установленных устройств;
7. Повторная диагностика;
8. На завершающем этапе установка дополнительного программного обеспечения (по желанию клиента);
5.2. Технологическое оборудование.
Основное необходимое диагностическое и ремонтное оборудование:
1. Паяльная станция (для перепайки материнских плат, блоков питания и т.д.);
2. Мультиметр;
3. POST карта;
4. Ноутбук;
5. Щипцы для обжима витой пары;
6. Набор отверток;
7. Кейс для инструмента и запчастей;
8. Аптечка системного администратора;
9. Автомобиль;
Необходимые дорогостоящие запчасти приобретаются клиентом или мною с последующим предоставлением товарного чека.
Организационный план.
Выбранная, оптимально подходящая для рассматриваемого проекта организационно-правовая форма – индивидуальный предприниматель без образования юридического лица (ИП) позволит упростить налогообложение и счетность. Это позволит оптимизировать налогооблагаемую базу, снизить издержки.
Индивидуальная предпринимательская деятельность без образования юридического лица предполагает полную и неограниченную ответственность предпринимателя за результаты своей работы. За долги, возникшие в результате предпринимательской деятельности, предприниматель расплачивается своим имуществом, которое может быть конфисковано по решению суда.
Предприниматель, занимающийся предпринимательской деятельностью, без образования юридического лица имеет право:
· приобретать имущество и имущественные права;
· использовать по соглашению имущество других лиц;
· получать кредиты и открывать счёт в банке;
· самостоятельно распределять прибыль от предпринимательской деятельности;
· нанимать и увольнять работников, при этом каждым из них необходимо заключить трудовой договор.
В своей деятельности необходимо использовать преимущества и возможности индивидуального предпринимателя:
· большая возможность для реализации своих идей, проявления своих способностей;
· независимость действий ИП как субъекта малого предпринимательства;
· возможность организации бизнеса с низким стартовым капиталом;
· официальный доход;
· работа с клиентами и заказчиками на основании договора;
· гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых достижений; возможность быстрых изменений в ответ на требования рынка;
· относительно невысокие затраты на управление;
· возможность работать в государственных и частных организациях, заниматься любой законной деятельностью, если эту работу или должность решено совмещать с предпринимательством;
· возможность рассчитываться за электроэнергию, в том числе на производственные нужды, по тарифам, установленным для населения (в случае применения наёмного труда);
· возможность упрощённого ведения учёта хозяйственной деятельности;
· возможность применения упрощённой системы налогообложения на праве патента на территории Вологодской области;
· возможность быстрого оборота собственного капитала;
· сосредоточение всего размера получаемой прибыли в одних руках – собственника бизнеса.
Выбранный вид предпринимательской деятельности подразумевает применение системы налогообложения в виде единого налога на вменённый доход (далее ЕНВД). Система применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) и решениями представительных органов муниципальных районов.
Риски и гарантии.
Риск – вероятность потери предпринимателем части своих ресурсов, недополучение доходов или появление дополнительных расходов в результате осуществления производственной и финансовой деятельности.
В каждом бизнесе, особенно в новом, существует определенная степень риска. Очень важно выбрать правильные места и способы компенсации потерь.
Наибольшие риски в деятельности предпринимателя могут возникнуть как результат реакции конкурентов, слабости маркетинга, нарушений производственно технологических процессов, просчетов управленческой команды, а также всевозможных трудностей при получении необходимых финансовых ресурсов в финансово-кредитных организациях.
В рассматриваемом бизнесе существует несколько видов риска, в том числе:
· производственно-технологический – связан с поломкой оборудования;
· рыночный – обусловлен сезонным колебанием спроса (минимизировать этот риск возможно путем систематического изучения и анализа спроса и предложения;
· коммерческий – связан с маркетинговым, деловым и финансовым риском, и обусловлен уменьшением емкости рынка, снижением платежеспособности клиентов, появление новых конкурентов;
· страховой – связан с жизнью и здоровьем предпринимателя, а также сохранностью транспортного средства и другого имущества;
· риски, обусловленные форс-мажорными обстоятельствами – это внешние факторы на зависящие от предпринимателя (например: изменение законодательства, регулирующего экономические отношения, социально-политические изменения в стране, возможность боевых действий и стихийных бедствий).
При реализации бизнес – плана могут быть следующие виды потерь:
· материальные – дополнительные, не предусмотренные затраты и потери, растрата оборудования, имущества, материалов;
· трудовые – потери рабочего времени в связи с болезнью;
· финансовые – перерасход денег, выплата штрафов, уплата дополнительных налогов и сборов, утрата денежных средств и ценных бумаг, получение в меньших объемах или не получение средств из запланированных источников, долгов неплатежей, уменьшения выручки от снижения цен на услуги;
· потери времени – запаздывания по срокам выполнения работ и в конечном итоге, срыв намеченных сроков реализации проекта;
· прочие потери – ущерб здоровью и жизни, окружающей среде, авторитета и доверия;
Степени риска подразделяются на:
· допустимый риск (потери, не превышающие расчетную прибыль) – ведет к снижению прибыльности проекта;
· критический риск (возможные потери превышают расчетную прибыль) – ведет к ощутимым потерям;
· катастрофический риск (возможные потери превышают финансовые и имущественные возможности предприятия) – ведет к разорению.
Исходя из ситуации в предпринимательской деятельности из анализа рисков и возможных потерь разрабатываются меры по предупреждению рисков включающие в себя: действенный контроль за потребительским спросом, соответствующая рыночной конъюнктуре ценовая политика, проведение страхования имущества и жизни предпринимателя и т.д.
Финансовый план.