Типы и этапы финансовой политики
Классификация типов финансовой политики представлена тремя группами признаков.
1. В зависимости от степени законодательного или административного регламентирования финансовых отношений различают такие типы:
· жесткая регламентация;
· умеренная регламентация;
· политика минимальных ограничений.
Жесткая регламентация заключается в том, что преобладающая часть финансовых отношений регулируется государством. Права предприятий и граждан в осуществлении финансовых операций определяются не столько их интересами, сколько правилами, установленными законами или административными решениями. Такая политика проводится в условиях или административной экономики и соответствующей ей финансовой модели, или в условиях ограниченности финансовых ресурсов. Подобная финансовая политика малоэффективна, т.к. подрывает стимулы к продуктивной деятельности, поскольку финансовым продуктом деятельности (доходом) больше распоряжается государство, нежели его собственники – юридические и физические лица. Такая политика предусматривает довольно высокий уровень бюджетной централизации ВВП.
Умеренная регламентация осуществляется в законодательной форме и охватывает ограниченную часть финансовых отношений – взаимоотношения с государством и отдельные элементы взаимоотношений на кредитном, фондовом, валютном и страховом рынках. Призвана уравновешивать интересы государства и общества в целом и интересы отдельных юридических и физических лиц. Обеспечивает достаточные стимулы для продуктивной деятельности и одновременно предоставляет возможность государству влиять на социально-экономическое развитие общества.
Политика минимальных ограничений направлена на формирование максимальной заинтересованности субъектов хозяйствования в эффективной деятельности. В данном случае в основном регламентируются только взаимоотношения с государством, которые к тому же сводятся к минимуму. Преимущественная часть финансовых отношений при таких условиях осуществляется на договорных началах между отдельными субъектами.
Таким образом, основой финансовой политики государства является выбор финансовой модели общества. Соотношение между направлениями финансовой политики, применение их отдельных типов определяются характером финансовой модели, которая установлена в данное время.
2. В зависимости от задач, на решение которых направлена финансовая политика,выделяют типы:
· политика стабилизации;
· политика экономического роста;
· политика сдерживания деловой активности.
Политика стабилизации направлена на поддержание макроэкономического равновесия на основе устойчивых объемов производства при стабильности цен.
Различают две разновидности этой политики:
- политика стабилизации после экономического спада, которая имеет стимулирующий характер;
- политика стабилизации в период экономического роста, которая имеет ограничивающее направление.
Политика экономического роста направлена на достижение необходимого для страны уровня ежегодного увеличения объемов ВВП с учетом ее потенциала. Она нацелена на расширение объемов финансовых ресурсов и обеспечение их доступности как по ценам, так и по условиям привлечения. Реализация может осуществляться тремя способами:
1) посредством увеличения государственных расходов (отражает поступление дополнительных внешних ресурсов, необходимых предприятиям для расширения объемов производства);
2) путем снижения уровня налогообложения (это ведет к увеличению внутренних ресурсов предприятий);
3) путем проведения политики «дешевых денег» (заключается в минимизации процентных ставок по кредитам и расширяет возможности предприятий в привлечении кредитных ресурсов).
Политика сдерживания деловой активности применяется для регулирования экономического цикла с целью предотвращения кризиса перепроизводства или недопущения истощения экономики вследствие чрезмерных темпов экономического роста. Она осуществляется такими же способами, как и политика экономического роста, только в обратном направлении:
сокращение государственных расходов;
повышение уровня налогообложения;
установление высоких процентных ставок по кредитам.
3. По характеру реализации ФПделится на типы:
· дискретная (прерывная) политика;
· недискретная (непрерывная) политика.
Дискретная политика предусматривает осуществление государством определенных мер, направленных на реализацию финансовой стратегии и тактики. Конкретные меры, стимулирующие или сдерживающие, применяются соответственно в той ситуации, которая складывается в данное время в экономике.
Недискретная политика заключается в применении определенных финансовых инструментов – так называемых «встроенных стабилизаторов», которые автоматически регулируют ситуацию в экономике. Эту функцию выполняют, прежде всего, налоги, государственные социальные выплаты, субсидии. В то же время полной сбалансированности с помощью только «встроенных стабилизаторов» достичь сложно. Поэтому в финансовой практике используются одновременно и «встроенные стабилизаторы» и средства дискретной политики.
Процесс формирования и реализации финансовой политики охватывает несколько этапов: