Урок 35 формы и виды финансового контроля
Тема 1.6 Государственный и муниципальный финансовый контроль
План:
1.Определение и виды финансового контроля.
2.Объекты и субъекты финансового контроля.
3. Формы финансового контроля по времени проведения
4. Задачи и методы бюджетного контроля.
5.Органы, осуществляющие бюджетный контроль.
Домашнее задание: БК РФ гл. 26; Федеральный Закон от 05.04.2013г. 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».
1. Обязательным условием эффективного функционирования экономики, составным элементом управления экономическими процессами и финансовой системой является финансовый контроль. Такое управление влечет за собой ответственность перед обществом.
Контроль – не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов, законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях, привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.
Он является формой реализации контрольной функции финансов и его назначение состоит в содействии финансовой политике государства.
Финансовый контроль – совокупность действий и операций по проверке финансов и вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и
методов его организации.
Финансовый контроль осуществляется с помощью приемов документального и фактического контроля, направленных на установление обоснованности, целесообразности и экономической эффективности совершения хозяйственных операций. В сферу финансового контроля входят все операции, связанные с использованием денег, включая выделение бюджетных средств, соблюдение финансовой дисциплины, сохранение государственной собственности, достоверность
ведения учета и отчетности с целью выявления недостатков и нарушений в деятельности ревизуемого объекта и пресечения фактов бесхозяйственности, расточительности и т.д.
В зависимости от того, кто осуществляет финансовый контроль (субъект контроля), различают:
государственный финансовый контроль, осуществляемый органами государственной власти. Он обеспечивает интересы государства и общества, проверяет выполнение налогоплательщиками обязательств перед бюджетом и целевое использование бюджетных ассигнований;
ведомственный контроль, проводимый контрольно ревизионными управлениями министерств и ведомств. При этом проверяется расходование бюджетных средств, выделенных по ведомственному признаку бюджетной классификации, а также использование бюджетных ссуд, субсидий, субвенций;
общественный контроль осуществляется неправительственными организациями и учреждениями;
независимый контроль проводится специализированными аудиторскими фирмами и службами;
внутрихозяйственный контроль осуществляется финансово-экономическими службами предприятий, организаций и учреждений;
правовой контроль проводится правоохранительными органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерский экспертизы;
гражданский контроль осуществляется физическими лицами при их налогообложении налоговыми органами, а также при получении средств из бюджета (заработной платы,
Урок 35 Формы и виды финансового контроля
пенсий, пособий и т.д.).
2. Объектом государственного финансового контроля являются:
денежные распределительные процессы, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов, включая процедуру исполнения бюджета и бюджетов внебюджетных фондов;
организация денежного обращения;
использование кредитных ресурсов;
состояние государственного долга РФ и государственных резервов;
предоставление финансовых льгот и преимуществ.
Субъектами государственного финансового контроля являются:
Счетная палата РФ;
Центральный банк РФ;
Министерство финансов РФ;
Федеральное казначейство;
Федеральная налоговая служба;
Федеральная таможенная служба;
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и др.
Под функциями по контролю и надзору понимаются:
осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;
выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.
Организация действенного финансового контроля за полнотой формирования и своевременностью поступления государственных доходов, а также за законностью и эффективностью использования бюджетных средств и распоряжения государственной собственностью становится одним из направлений современной российской экономической политики. Либерализация экономики, развитие рыночных отношений не могут и не должны означать отмену строгого государственного финансового контроля за бюджетным процессом и целевым расходованием финансовых ресурсов страны. Напротив, современные социально-экономические условия требуют дальнейшего развития единой системы государственного финансового контроля.
3.Законодательные (представительные) органы власти и органы местного самоуправления осуществляют различные формы финансового контроля, которые по времени проведенияподразделяется на:
предварительный – проводится в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов по бюджетно-финансовым вопросам;
текущий – осуществляется в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных органов, представительных органов местного самоуправления в ходе рассмотрения слушаний и в связи с депутатскими запросами;
последующий – проводится в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.
Значение предварительного финансового контроля состоит в том, что он позволяет предупредить нарушения законодательства. Текущий финансовый контроль способствует изысканию внутрихозяйственных резервов, обеспечивающих рост накоплений. Последующий – взаимосвязан с предварительным финансовым контролем, с его помощью проверяется целесообразность расходования денежных средств за определенный период времени.
Финансовый контроль органов законодательной власти, осуществляют: Федеральное Собрание РФ, Счетная Палата РФ, законодательные органы субъектов федерации и муниципальных образований.
Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти и местного самоуправления, возлагается законодательством на Министерство финансов РФ, Федеральное
Урок 35 Формы и виды финансового контроля
Казначейство, федеральную службу финансово-бюджетного надзора, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, на главных распорядителей и распорядителей
бюджетных средств.
В рамках контроля контрольные органы имеют право на:
получение от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;
получение оперативной информации об исполнении бюджета;
утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;
вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.
4. Бюджетный контроль – составная часть государственного финансового контроля – рассматривается как совокупность мероприятий, проводимых государственными органами
по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов РФ, субъектов РФ и местных органов самоуправления, выявлении резервов увеличения поступлений доходов в бюджет, улучшении бюджетной дисциплины.
В условиях рыночной экономики, когда усложняются межбюджетные отношения, усиливается роль налогов как основного источника формирования доходной базы бюджета, многократно возрастает значимость бюджетного контроля. Его предназначение состоит в содействии успешной реализации бюджетной политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования средств общегосударственного денежного фонда.
Задачи бюджетного контроля:
обеспечение правильности составления и исполнения бюджета;
соблюдение бюджетного и налогового законодательства;
контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;
проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;
улучшение бюджетной и налоговой дисциплины;
выявление резервов роста доходной базы бюджетов разных уровней;
контроль за функционированием системы межбюджетных отношений;
проверка обращения средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и других кредитных организациях;
контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов и др.
Государственный бюджетный контроль охватывает не только общественный сектор экономики, он, как видно из перечня его задач, распространяется и на частнопредпринимательскую деятельность при:
проверке правильности составления налоговых расчетов и деклараций;
выполнении предприятиями государственных заказов, финансируемых из бюджета;
предоставлении предприятиям различных форм собственности субсидий, дотаций, кредитов, налоговых льгот.
Следовательно, объектом бюджетного контроля выступает не только бюджетно-налоговая сфера и бюджетный процесс, но и весь процесс финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений.
Успешное выполнение сложных задач бюджетного контроля в различных сферах финансово-экономической жизни общества зависит от соответствующей организации, видов контроля, форм и методов его проведения.
Все виды финансового контроля осуществляются с применением определенных форм и методов их проведения.
Основные методы бюджетного контроля – документальная и камеральная проверки, экономический анализ, ревизия, обследование.
Наиболее распространенная и ведущая форма бюджетного контроля – ревизия. Она представляет собой комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности
предприятий, учреждений, организаций, а также работы финансовых органов по составлению и исполнению бюджета.
Объектами ревизии выступают:
государственные и территориальные органы власти и управления, их структурные подразделения;
производственно-коммерческие и акционерные предприятия и организации с государственным участием;
Урок 35 Формы и виды финансового контроля
предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственную помощь в виде дотаций, субсидий, субвенций, трансфертов, ссуды;
общественные неправительственные организации и учреждения;
внебюджетные социальные фонды;
предпринимательские структуры и физические лица в части получения адресной финансовой помощи от государства, уплаты налогов и осуществления деятельности, регулируемой государством.
Самые распространенные и прогрессивные методы финансового контроля - комплексные ревизии, включающие всех участников и стороны деятельности ревизуемого предприятия (организации). Ревизии подвергаются финансовая и хозяйственная деятельность предприятия, взаимосвязь между финансово-экономическими показателями, технологией и организацией производства товаров (работ, услуг), с бюджетом и внебюджетными фондами, сохранность и эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, состояние бухгалтерского учета, достоверности отчетности, соблюдение финансовой дисциплины и другие вопросы.
На основании акта ревизии, в котором фиксируются все нарушения, принимается решение по их устранению, применению финансовых санкций к нарушителям бюджетно-налогового законодательства.