Система управления рисками в бизнесе
Управление риском – это процесс, который имеет своей целью уменьшить или компенсировать ущерб для объекта при наступлении неблагоприятных событий
Необходимость внедрения системы управления рисками в условиях рыночной экономики обусловлена, прежде всего, тем, что в этих условиях бизнес обязан сам позаботиться о создании необходимых резервов или привлечении финансирования из других источников дли организации мероприятий по ликвидации убытков, т.е. организовать эффективную систему управления рисками, в которой выделяются следующие этапы, представленные на рис. 3.3.
Анализ рискаимеет целью получение необходимой информации о структуре, свойствах объекта и имеющихся рисках. Собранной информации должно быть достаточно для того, чтобы принимать адекватные решения на последующих этапах. Анализ состоит из выявления рисков, присущих экономическому объекту, и определения их оценки.
Выявление рисков(качественная составляющая рисков) предполагает определение и подробное описание всех рисков, присущих экономическому объекту.
Оценка рисков– количественное описание выявленных рисков, в ходе которого определяются такие характеристики, как вероятность и размер возможного ущерба.
Рис. 3.3. Схема этапов управления рисками в бизнесе
Выбор метода воздействия на рискиосуществляется для минимизации возможного ущерба в будущем. Как правило, каждый вид риска допускает альтернативные способы его уменьшения. Поэтому в процессе выбора метода воздействия на риски проводится оценка их сравнительной эффективности.
Принятие решенийосуществляется после выбора оптимальных способов воздействия на конкретные риски, когда появляется возможность сформировать общую стратегию управления всем комплексом рисков предприятия. При этом определяются требуемые финансовые и трудовые ресурсы, происходит постановка и распределение задач среди руководителей, осуществляется анализ рынка соответствующих услуг, проводятся консультации со специалистами.
Мониторинг ситуации (риска)выполняется четырьмя основными способами:
1. Избеганиеподразумевает уменьшение вероятности наступления неблагоприятных событий. К таким процедурам можно отнести отказ от определенных рискованных видов деятельности, заключения сомнительных договоров и т.д.
2. Передача рискаозначает передачу ответственности за него третьим лицам при сохранении существующего уровня риска. К ним относятся:
· заключение договоров и передача выполнения каких-либо работ другим фирмам;
· страхование - передача риска страховой компании за определенную плату;
· хеджирование– страхование, снижение риска от потерь, обусловленных неблагоприятными для продавцов или покупателей изменениями рыночных цен на товары по сравнению с теми, которые учитывались при заключении договора;
· финансовые гарантии;
· поручительства и т.д.
3. Ограничение рискапредполагает понижение вероятности наступления какого-либо нежелательного события, а также способность фирмы уменьшить финансовые и прочие потери. В этом случае также может быть использовано страхование, но только от наступления каких-то конкретных событий.
Фирма также может создать специальные резервные фонды (самострахования или риска), из которых будут компенсироваться убытки при наступлении неблагоприятных ситуаций. Такой метод управления риском называется самострахованием.
К мерам, осуществляемым при ограничении риска, могут быть также причислены:
· получение кредитов и займов для компенсации убытков и восстановления производства;
· получение государственных дотаций и др.
4. Сокращение рисковчаще всего достигается при помощи предупредительных организационно-технических мероприятий, к которым относятся:
· различные способы усиления безопасности зданий и сооружений;
· установка систем контроля и оповещения, противопожарных устройств;
· обучение персонала способам поведения в экстремальных ситуациях и т.д.
Контроль и корректировка применяемых процедур.Контроль осуществляется с целью получения информации от менеджеров о произошедших убытках и принятых мерах по их минимизации. Он может выражаться в выявлении новых обстоятельств, изменяющих уровень риска, передаче этих сведений страховой компании, наблюдении за эффективностью работы систем обеспечения безопасности и т.д. Раз в несколько лет должны пересматриваться данные об эффективности используемых мер по управлению рисками с учетом информации о имевших место за этот период убытках.
Все мероприятия по управлению риском могут быть разделены на два вида:
1. Дособытийныепланируются и осуществляются заблаговременно:
· страхование;
· самострахование;
· предупредительные организационно-технические меры по передаче риска и т.д.
2. Послесобытийныепланируются после наступления непредвиденного события К ним относятся получение средств на ликвидацию убытков в виде финансовой помощи, займов и т.д.
Многие меры по сохранению и передаче риска являются по своей сути финансовыми механизмами и никак не влияют на частоту возникновения неблагоприятных событий и масштабы убытков до их компенсации. Специфическим методом управления финансовыми рисками является хеджирование, которое, никак не влияя на частоту наступления убытков в виде уменьшения стоимости портфеля активов, путем специальных мероприятий уменьшает их масштаб.
Содержание риск-менеджмента. Для управления риском на предприятии должно быть создано специальное подразделение – отдел(или отделение) управления риском,возглавляемое так называемым риск-менеджером.
Можно выделить три основных организационных аспекта создания структуры управления риском:
· деятельность ведущего риск-менеджера;
· деятельность подразделения (отдела) управления риском;
· взаимосвязь подразделения с другими структурами организации.
Риск-менеджер – руководитель, который занимается исключительно проблемами управления рисками и координирует деятельность всех подразделений в плане регулирования рисков и обеспечения компенсации возможных потерь и убытков. В ведении риск-менеджерана предприятии находятся вопросы обеспечения безопасности и контроля над рисками, а также контроля и обеспечения качества выпускаемой продукции. Он формирует организационную структуру управления риском на предприятии и разрабатывает основные положения и инструкции, связанные с этой деятельностью.
Основная задача риск-менеджера и его подразделения – разработка стратегии и принципов управления риском на предприятии, которые должны быть изложены во внутренних нормативных документах.
Стратегия управления риском может строиться по-разному в зависимости от следующих факторов:
· направления деятельности предприятия;
· сложившейся структуры управления;
· традиций и деловой практики страны.
Основные внутренние нормативные документы управления рисками:
1. Положение по управлению рисками -содержит результаты анализа риска на предприятии и изложение ключевых моментов управленческой стратегии предприятия в данной области. В нем может быть сделан упор на снижение уровня возможных рисков аварий, создание специальных резервных фондов для компенсации возможных убытков или создание системы страхования.
Положение выражает общую стратегию фирмы по отношению к управлению рисками. В нем должно быть отражено разграничение полномочий между различными структурными единицами, указано, кто отвечает за определенные аспекты управления рисками и т.д.
2. Руководство по управлению рисками– это документ, определяющий конкретные действия. В нем должны содержаться указания на то, каким образом будет решаться каждая конкретная задача управления рисками.
В Руководство следует включить всю информацию, связанную с рисками. В нем устанавливается четкая ответственность всех подразделений и служб организации, определяется взаимодействие различных служб. Отдельные разделы Руководства должны содержать изложение основных подходов к страхованию, описание действий при пожарах, взрывах, производственных травмах и т.д.
Функции отдела по управлению риском заключаются в практической реализации выбранной стратегии предприятия в данной области:
· выявление риска;
· ведение регистрации происшедших инцидентов и их статистическая обработка;
· управление страховыми программами;
· реализация мероприятий по повышению уровня безопасности предприятия;
· реализация программ по повышению квалификации персонала и т.д.
Оценка и финансирование рисков. Большое значение в системе управления рисками имеют количественные методы их оценки, представленные на рис. 3.4.
Рис. 3.4. Основные методы оценки рисков
В общем случае финансирование риска включает в себя три главные статьи расходов.
1. Дособытийное финансирование риска подразумевает отвлечение части средств предприятия на организацию резервных фондов или уплату страховых взносов до того, как произойдут непредвиденные события.
Дособытийное финансирование имеет наибольший удельный вес в общей структуре затрат. В этом случае происходит отчисление части средств предприятия на меры по снижению риска, уплату страховых премий и формирование фонда риска.
2. Послесобытийное финансированиезаключается в получении средств на компенсацию убытков. Послесобытийное финансирование возникает как необходимость предприятия оплатить возникшие убытки.
Убытки по рискам, не защищенным страхованием или превышающие запланированный размер при самостраховании, должны компенсироваться из собственных средств предприятия либо из дополнительных источников. Как вариант можно рассмотреть получение предприятием кредитов или займов, погашение которых отодвигается на еще более удаленные сроки.
3. Текущее финансированиериска складывается из следующих статей:
· административных затрат на обеспечение работы риск-менеджеров;
· организацию мониторинга неблагоприятных ситуаций;
· текущих расходов на компенсацию убытков;
· внедрение и поддержание компьютерных баз данных;
· оплату работы экспертов;
· наём специализированных организаций, выполняющих определенные виды работ – оценку, консалтинг и т.д.
Текущее финансирование целесообразно равномерно распределить по финансовым периодам функционирования предприятия.
Существуют различные пути финансирования риска, к которым относятся:
· текущий бюджет;
· фонды самострахования;
· страховые фонды;
· кредитные и инвестиционные ресурсыбанков и других финансовых институтов;
· государственная поддержка из специальных бюджетных и внебюджетных фондов.