Система управления рисками в бизнесе

Управление риском – это процесс, который имеет сво­ей целью уменьшить или компенсировать ущерб для объ­екта при наступлении небла­гоприятных событий

Необходимость внедре­ния системы управления рисками в усло­виях рыночной экономики обусловлена, прежде всего, тем, что в этих усло­виях бизнес обязан сам позаботиться о создании необходимых резервов или привлечении финансирования из других источников дли организации мероприятий по ликвидации убытков, т.е. орга­низовать эффективную систему управления рисками, в которой выделяются следующие этапы, представленные на рис. 3.3.

Анализ рискаимеет целью получение необходимой информации о структуре, свойствах объекта и имеющихся рисках. Собранной информации должно быть достаточно для того, чтобы принимать адекватные решения на последующих этапах. Анализ состоит из выявления рисков, присущих экономическому объекту, и опреде­ления их оценки.

Выявление рисков(качественная составляющая рисков) пред­полагает определение и подробное описание всех рисков, прису­щих экономическому объекту.

Оценка рисков– количественное описание выявленных рисков, в ходе которого определяются такие характеристики, как вероят­ность и размер возможного ущерба.

Система управления рисками в бизнесе - student2.ru

Рис. 3.3. Схема этапов управления рисками в бизнесе

Выбор метода воздействия на рискиосуществляется для мини­мизации возможного ущерба в будущем. Как правило, каждый вид риска допускает альтернативные способы его уменьшения. Поэтому в процессе выбора метода воздействия на риски прово­дится оценка их сравнительной эффективности.

Принятие решенийосуществляется после выбора оптимальных способов воздействия на конкретные риски, когда появляется воз­можность сформировать общую стратегию управления всем ком­плексом рисков предприятия. При этом определяются требу­емые финансовые и трудовые ресурсы, происходит постановка и распределение задач среди руководителей, осуществляется анализ рынка соответствующих услуг, проводятся консультации со спе­циалистами.

Мониторинг ситуации (риска)выполняется четырьмя основными способами:

1. Избеганиеподразумевает уменьшение вероятности наступ­ления неблагоприятных событий. К таким процедурам можно от­нести отказ от определенных рискованных видов деятельности, заключения сомнительных договоров и т.д.

2. Передача рискаозначает передачу ответственности за него третьим лицам при сохранении существующего уровня риска. К ним относятся:

· заключение договоров и передача выполнения каких-либо работ другим фирмам;

· страхование - передача риска страховой компании за определенную плату;

· хеджирование– страхова­ние, снижение риска от по­терь, обусловленных неблаго­приятными для продавцов или покупателей изменения­ми рыночных цен на товары по сравнению с теми, кото­рые учитывались при заклю­чении договора;

· финансовые гарантии;

· поручительства и т.д.

3. Ограничение рискапредполагает понижение вероятности на­ступления какого-либо нежелательного события, а также способ­ность фирмы уменьшить финансовые и прочие потери. В этом случае также может быть использовано страхование, но только от наступления каких-то конкретных событий.

Фирма также может создать специальные резервные фонды (самострахования или риска), из которых будут компенсироваться убытки при наступлении неблагоприятных ситуаций. Такой метод управления риском называется самострахованием.

К мерам, осуществляемым при ограничении риска, могут быть также причислены:

· получение кредитов и займов для компенсации убытков и вос­становления производства;

· получение государственных дотаций и др.

4. Сокращение рисковчаще всего достигается при помощи пре­дупредительных организационно-технических мероприятий, к ко­торым относятся:

· различные способы усиления безопасности зданий и сооруже­ний;

· установка систем контроля и оповещения, противопожарных устройств;

· обучение персонала способам поведения в экстремальных си­туациях и т.д.

Контроль и корректировка применяемых процедур.Контроль осуществляется с целью получения информации от менеджеров о произошедших убытках и принятых мерах по их минимизации. Он может выражаться в выявлении новых обстоятельств, изменяющих уровень риска, передаче этих сведений страховой компании, на­блюдении за эффективностью работы систем обеспечения безопас­ности и т.д. Раз в несколько лет должны пересматриваться данные об эффективности используемых мер по управлению рисками с учетом информации о имевших место за этот период убытках.

Все мероприятия по управлению риском могут быть разделены на два вида:

1. Дособытийныепланируются и осуществляются заблаговре­менно:

· страхование;

· самострахование;

· предупредительные организационно-технические меры по передаче риска и т.д.

2. Послесобытийныепланируются после наступления непредвиден­ного события К ним относятся получение средств на ликвидацию убытков в виде финансовой помощи, займов и т.д.

Многие меры по сохранению и пере­даче риска являются по своей сути фи­нансовыми механизмами и никак не вли­яют на частоту возникновения неблаго­приятных событий и масштабы убытков до их компенсации. Специфическим ме­тодом управления финансовыми рисками является хеджирование, которое, никак не влияя на частоту наступления убытков в виде уменьшения стоимости портфеля активов, путем специаль­ных мероприятий уменьшает их масштаб.

Содержание риск-менеджмента. Для управления риском на предприятии должно быть создано специальное подразделение – отдел(или отделение) управления риском,возглавляемое так называемым риск-менеджером.

Можно выделить три основных орга­низационных аспекта создания структуры управления риском:

· деятельность ведущего риск-менеджера;

· деятельность подразделения (отдела) управления риском;

· взаимосвязь подразделения с другими структурами организа­ции.

Риск-менеджер – руководи­тель, который занимается исключительно проблемами управления рисками и коор­динирует деятельность всех подразделений в плане регу­лирования рисков и обеспе­чения компенсации возможных потерь и убытков. В ведении риск-менеджерана предприятии находятся вопросы обеспечения безопасности и контроля над рисками, а также контроля и обеспечения качества выпускаемой продукции. Он формирует организационную струк­туру управления риском на предприятии и разрабатывает основные положения и инструкции, связанные с этой деятельностью.

Основная задача риск-менеджера и его подразделения – разра­ботка стратегии и принципов управления риском на предприятии, которые должны быть изложены во внутренних нормативных до­кументах.

Стратегия управления риском может строиться по-разному в зависимости от следующих факторов:

· направления деятельности предприятия;

· сложившейся структуры управления;

· традиций и деловой практики страны.

Основные внутренние нормативные до­кументы управления рисками:

1. Положение по управлению рисками -содержит результаты ана­лиза риска на предприятии и изложение ключевых моментов управленческой стратегии предприятия в данной области. В нем может быть сделан упор на снижение уровня возможных рисков аварий, создание специальных резервных фондов для компенсации возможных убытков или создание системы страхования.

Положение выражает общую стратегию фирмы по отношению к управлению рисками. В нем должно быть отражено разграниче­ние полномочий между различными структурными единицами, указано, кто отвечает за определенные аспекты управления риска­ми и т.д.

2. Руководство по управлению рисками– это документ, опреде­ляющий конкретные действия. В нем должны содержаться указа­ния на то, каким образом будет решаться каждая конкретная зада­ча управления рисками.

В Руководство следует включить всю информацию, связанную с рисками. В нем устанавливается четкая ответственность всех подразделений и служб организации, определяется взаимодействие различных служб. Отдельные разделы Руководства должны содер­жать изложение основных подходов к страхованию, описание дей­ствий при пожарах, взрывах, производственных травмах и т.д.

Функции отдела по управлению риском заключаются в практи­ческой реализации выбранной стратегии предприятия в данной области:

· выявление риска;

· ведение регистрации происшедших инцидентов и их статисти­ческая обработка;

· управление страховыми программами;

· реализация мероприятий по повышению уровня безопасности предприятия;

· реализация программ по повышению квалификации персонала и т.д.

Оценка и финансирование рисков. Большое значение в системе управления рисками имеют коли­чественные методы их оценки, представленные на рис. 3.4.

Система управления рисками в бизнесе - student2.ru

Рис. 3.4. Основные методы оценки рисков

В общем случае финансирование риска включает в себя три главные статьи расходов.

1. Дособытийное финансирование риска подразумевает отвлече­ние части средств предприятия на организацию резервных фондов или уплату страховых взносов до того, как произойдут непредви­денные события.

Дособытийное финансирование имеет наибольший удельный вес в общей структуре затрат. В этом случае происходит отчисление части средств предприятия на меры по снижению риска, уплату страховых премий и формирование фонда риска.

2. Послесобытийное финансированиезаключается в получении средств на компенсацию убытков. Послесобытийное финансиро­вание возникает как необходимость пред­приятия оплатить возникшие убытки.

Убытки по рискам, не защищенным страхованием или превышающие запла­нированный размер при самострахова­нии, должны компенсироваться из соб­ственных средств предприятия либо из дополнительных источников. Как вари­ант можно рассмотреть получение предприятием кредитов или займов, погашение которых отодвигается на еще более удаленные сроки.

3. Текущее финансированиериска складывается из следующих статей:

· административных затрат на обеспечение работы риск-менед­жеров;

· организацию мониторинга неблагоприятных ситуаций;

· текущих расходов на компенсацию убытков;

· внедрение и поддержание компьютерных баз данных;

· оплату работы экспертов;

· наём специализированных организаций, выполняющих опре­деленные виды работ – оценку, консалтинг и т.д.

Текущее финансирование целесообразно равномерно распре­делить по финансовым периодам функционирования предпри­ятия.

Существуют различные пути финансирования риска, к которым относятся:

· текущий бюджет;

· фонды самострахования;

· страховые фонды;

· кредитные и инвестиционные ресурсыбанков и других финансовых институтов;

· государственная поддержка из специальных бюджетных и внебюд­жетных фондов.

Наши рекомендации