Совершенствование системы управления банковскими рисками в карточном бизнесе.

Карточный бизнес, как и любой другой связан с рядом рисков, возникающих на всех стадиях работы. Национальный Банк планируется разработать методические рекомендации для банков по оценке рисков карточных продуктов, но данный проект пока находится в процессе разработки.

Среди рисков, которым подвергается банк при работе с картами можно выделить: кредитный, операционный и стратегический риски. По мнению автора, риск ликвидности, а также валютный и страновой риски не могут быть оценены применительно к отдельному банковскому продукту, так анализируются на уровне всего банка на основе данных обо всех активно-пассивных операциях кредитной организации. Влияние же странового риска на конкретный банковский продукт также спорно.

Кредитный риск

Прежде чем оценить кредитный риск необходимо сначала определить случаи его возникновения. Кредитный риск в отношении платежных карт может проявляться в двух случаях.

Во-первых, как вероятность неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссудной задолженности. В этом случае риск оценивается в рамках общей системы контроля банковских рисков, риск определяется при открытии кредитной линии на базе финансового положения клиента и корректируется в дальнейшем в зависимости от качества обслуживания долга.

Во-вторых, кредитный риск может проявляться как риск возникновения неразрешенного овердрафта. Этот кредитный риск возникает только при работе с платежными картами, поэтому на нем следует остановиться отдельно. Дело в том, что не всегда возникновение ссудной задолженности происходит по вине клиента.

В целом можно выделить следующие случаи возникновения неразрешенного (технического) овердрафта: проведение операций без электронной авторизации; курсовые разницы при совершении операции в валюте, отличной от валюты ведения счета и проведение операции самим банком без блокировки суммы по карте. Под курсовой разницей имеется в виду разница в курсе блокировки суммы при авторизации и списании, в результате чего доступный баланс по карте может временно оказаться больше. Если клиент успевает потратить денежные средства до момента списания, возникает овердрафт, о существовании которого держатель карты может и не догадываться.

К третьему случаю возникновения овердрафта относится проведение операции не по карте, а непосредственно по счету (периодический платеж по кредиту, конвертация/внутренний перевод, внешний перевод, снятие денежных средств со счета без использования карты). Овердрафт возникает, если учет в банке построен на системе операционного дня, а не отражения операций в реальном времени. В данном случае проблема решается с помощью блокировки соответствующих сумм на карте либо установления отрицательных бонусов. Как правило, данные операции осуществляются вручную, поэтому существует человеческий фактор и вероятность ошибки (операционные риски).

При рациональной политике контроля над рисками несанкционированные овердрафты не должны превышать 3% от объема привлеченных ресурсов. Здесь необходимо разделять овердрафты, возникшие с целью мошенничества и без злого умысла. Суммы по мошеннические операциям, как правило, не возвращаются и под них требуется создание 100% резерва, то вторые погашаются добросовестными клиентами, а потери банка носят временный характер.

Справедливости ради стоит заметить, что кредитный риск содержится не только в отношениях между держателем карты и банком, но также охватывает работу с эквайринговой сетью и платежной системой (банком-принципалом или расчетным банком).

Несмотря на существующие отличия в структуре кредитного риска по операциям с платежными картами его оценка происходит в рамках общей методики, принятой кредитной организацией с определением показателей, характеризующих уровень существующего риска (например, доля и сроки просроченной задолженности, объемы созданных резервов и т.д.). Некоторые источники делят кредитный риск в карточном бизнесе на розничные и корпоративные риски.

Для минимизации кредитного риска в банке необходимо тщательно подходить к оценке потенциальных заемщиков и снижению уровня продуктов с высоким уровнем риска. Особое значение имеет разработка системы скоринга, а также политика кредитной организации по качеству выдаваемых ссуд. В любом случае, процесс должен быть максимально автоматизирован для минимизации человеческого фактора, а также возможности работы с большим количеством заявок от клиентов. По мнению автора, агрессивная политика по распространению кредитных карт, особенно рассылка без заявления клиента, крайне негативно отражается на уровне риска. Массовое использование данного канала продаж может привести к серьезному кризису кредитования через платежные карты и подорвет доверие к картам как платежному инструменту. Кроме кредитного и репутационного рисков, такого рода политика приводит к росту мошеннических операций. Как правило, в выигрыше остаются банки, первыми вышедшие на рынок.



Наши рекомендации