Доходы государственного бюджета
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ЯПОНИИ
Развитие японской экономики характеризуется интенсивной структурной перестройкой. Главные направления перестройки - это автоматизация производства и ресурсосбережения, развитие новых наукоемких отраслей и производств, подготовка квалифицированных кадров, совершенствование управленческо-организационных структур.
Финансовая система Япониивключает в себя четыре звена: бюджетную систему; специальные государственные фонды; почтово-сберегательные кассы; госсектор.
В Японии двухуровневая бюджетная система с достаточно высокой автономией местных органов власти. В центральном бюджете аккумулируется около 45% доходов бюджета, в местные бюджеты поступает 55% доходов.
Япония подразделяется на префектуры, в состав которых входят административные единицы – города, поселки, и деревни. Местные бюджеты включают 47 префектуральных, 647 городских, 1985 поселковых и около 3 тыс. деревенских бюджетов. Ресурсы местных финансов распределяются между отдельными префектурами неравномерно.
Ежегодно парламент утверждает общий (генеральный) счет центрального правительства, около 40 специальных счетов (автономных бюджетов), бюджеты ряда публичных и финансовых корпораций, а также государственную программу займов и инвестиций.
За счёт средств на общем счете правительства покрываются основные государственные расходы. Он состоит из доходной (налоги, неналоговые доходы, выпуск облигаций), и расходной частей (средства на социальное обеспечение, общественные работы, образование и содействие науке, на национальную оборону, обслуживание долга и налоговые гранты для местного самоуправления).
Специальные: спецсчета для государственных учреждений; спецсчета для всех видов страхования и пенсионного обеспечения; спецсчета управления государственными учреждениями, больницами; спецсчета государственных инвестиций и займов.
Специальные счета осуществляют займы для программы инвестиций и займов на поселения, водное снабжение, дороги, малый и средний бизнес, региональное развитие, международную кооперацию.
В отличие от Российской Федерации в Японии местное самоуправление получает только субсидии.
За счет средств государственной программы займов и инвестиций финансируется подавляющая часть инвестиций и займов, размеры которых достигают 40-50% расходов центрального бюджета.
Вторым звеном финансовой системы Японии являются специальные государственные фонды: фонды систем страхования здоровья, жизни, от производственного травматизма и компенсаций при автокатастрофах.
Действующая в Японии пенсионная система включает четыре элемента: личное страхование, фонды компаний, фонд министерства социального обеспечения, бюджетную базовую систему для работающих по найму.
Пенсия составляет около 70% месячной зарплаты работника-мужчины. Пенсионные фонды работников государственных и муниципальных предприятий и учреждений формируются из средств обществ взаимопомощи, которые создаются по месту работы\
Большое значение для государства имеет система почтово-сберегательных касс, остатком вкладов в которых распоряжается государство.
Госсектор Японии представлен финансами государственных предприятий: ведомственные; общественные корпорации; смешанные предприятия.
У государственных предприятий есть общий руководитель, осуществляющий контроль за их деятельностью - парламент. Он утверждает цены, планы развития, объемы и источники финансирования, программы использования прибыли.
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС
Бюджетный год в Японии продолжается с 1 апреля по 31 марта. Подготовка проекта бюджета осуществляется министерством финансов и его департаментами. Другие министерства и ведомства готовят предложения относительно объема и структуры своих бюджетов и направляют соответствующие документы в бюджетный департамент министерства финансов.
Бюджетный департамент рассматривает поступившие материалы и на их основе разрабатывает проект бюджета. Проект направляется для согласования в Управление экономического планирования, а затем - на рассмотрение кабинета министров. После внесения поправок правительство представляет проект бюджета на рассмотрение парламента. После обсуждения в бюджетной комиссии парламент утверждает бюджет в виде закона. Парламенту принадлежит исключительное право распоряжаться государственными финансами. Кассовое обслуживание бюджета производит Японский. Министерства и ведомства представляют в Министерство финансов свои платежные сметы, которые министерством рассматриваются и утверждаются. Далее копии смет направляются в Японский банк и последний осуществляет соответствующие операции.
Общий отчет представляется правительству, которое, в свою очередь, отправляет его на рассмотрение ревизионного бюро. После того, как ревизионное бюро даст заключение, отчет утверждается правительством и передается на рассмотрение и утверждение в парламент.
ДОХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
Налоговая система Японии также является двухуровневой и включает налоги центрального правительства и местных органов власти. За счет государственных налогов образуется более 64% всех налоговых поступлений, за счет местных налогов – 36%. Около 64% финансовых распределений расходуется через местные бюджеты.
Основу доходов центрального правительства составляют прямые налоги: подоходный налог (30%); налог на прибыль.
Налог на имуществоуплачивают и юридические, и физические лица по ставке 1,4% от стоимости имущества. Переоценка имущества производится один раз в три года. Объект налогообложения: недвижимое имущество, земля, проценты по банковским депозитам. При приобретении или продаже имущества также уплачиваются налоги.
Среди косвенных налогов Японии основным выступает налог с продаж, который взимается по ставке 5%.
К косвенным налогам относятся акцизы на спиртное, табачные изделия, нефть, газ, бензин; акцизы за услуги: за проживание в гостинице, питание в ресторанах. К этой же группе относятся таможенные пошлины.
Компании Японии платят три местных налогов, взимаемых муниципалитетами: предпринимательский, корпоративный муниципальный и уравнительный.
Особенностью формирования доходов местных бюджетов является значительный удельный вес неналоговых поступлений – 30%.