Налог как финансово-правовая категория. Система налогов и сборов России.
Налог как финансово-правовая категория. Система налогов и сборов в России.
Налоговое право и налоговое законодательство России. .
Исполнение обязанности по уплате налогов .
Налоговый контроль.
Налоговая ответственность и защита прав налогоплательщиков.
Основные федеральные налоги.
Налог как финансово-правовая категория. Система налогов и сборов России.
Как финансовая категория налог выражает денежные отношения, посредством которых государство изымает часть национального дохода в пользу общегосударственных потребностей. Сущность налога проявляется в его функциях:
1) фискальная – основная функция налогов, она направлена на обеспечение государства и местного самоуправления финансовыми ресурсами;
2) регулирующая функция означает, что налоги активно влияют на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его рост, увеличивая или уменьшая платежеспособный спрос населения;
3) контрольная функция проявляется в том, что в ходе налогообложения государство контролирует финансово-хозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов, доходы граждан, источники доходов, использование имущества, в т.ч земли. Только в совокупности учет всех этих функций может обеспечить успешную налоговую политику государства.
Как правовая категория налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения у них денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
При этом следует иметь в виду, что уплата налогов – это конституционная обязанность (ст. 57 Конституции РФ). Они должны быть законно установлены органами власти. Зачисление налогов в бюджетную систему определяет их публичный характер.
Важнейшим юридическим признаком налога является отчуждение части собственности субъектов (денежных средств, принадлежащих им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) в пользу государства или муниципального образования в процессе уплаты налога.
Обязательность налога обеспечивается силой государства в лице налоговых, правоохранительных и судебных органов. Это свидетельствует о том, что уплата налогов носит не добровольный, а обязательный характер.
Существенным признаком налога является индивидуальная безвозмездность его уплаты, которая характеризуется односторонностью, безэквивалентностью и безвозвратностью налогов. Налоги, как правило, не имеют целевого назначения. Они предназначены для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Что касается сборов, то они обычно взимаются за предоставление права участия, права пользования чем-либо или за разрешение осуществлять ту или иную деятельность. Согласно НК РФ (ст.8п.2) « Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами , органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)». [1]
Пошлина представляет собой плату, взимаемую с организаций и граждан за совершение государственными органами юридически значимых действий или за выдачу документов (рассмотрение заявлений, жалоб, регистрацию актов гражданского состояния и т.д.).
Налог считается установленным в том случае, когда определены следующие элементы налогообложения:
- субъекты-налогоплательщики,
-объект налогообложения (прибыль, доход, , имущество и т.д.),
-налоговая база (стоимостная или иная характеристика объекта налогообложения),
-единица налогообложения (величина измерения объекта налога, например, 1 га земельного участка и т.д.),
- налоговый период (период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате),
- налоговая ставка (величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы),
- порядок исчисления налога ,
- порядок и сроки уплаты налога.
Современная налоговая система России сложилась в 1991-1992 гг., в период кардинальных экономических преобразований. Налоговая система – это совокупность всех установленных законным способом налогов, сборов и пошлин на территории страны, действующих в единстве и взаимосвязи.
По уровню бюджетов, в которые поступают налоги и сборы, а также по органам, их устанавливающим и вводящим в действие, различают федеральные, региональные и местные налоги и сборы (ст.12 НК РФ).
Согласно ст.13 НК РФ в состав федеральных налогов и сборов включены:
1) налог на добавленную стоимость, 2) акцизы, 3) налог на доходы физических лиц, 4) налог на прибыль организации, 5) налог на добычу полезных ископаемых, 6) водный налог, 7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, 8) госпошлина.
К региональным налогам в соответствии со ст.14 НК РФ отнесены налоги:
1) на имущество организаций, 2) на игорный бизнес, 3) транспортный.
Местными налогами являются земельный и налог на имущество физических лиц. Начиная с 2013 г. по степени готовности региона будет вводиться налог на недвижимость, который объединит эти два налога.