Правосубъектность юридических лиц.
Правосубъектность = правоспособность + дееспособность.
Основания:
1. В отличие от физических лиц, правоспособность и дееспособность возникает одновременно – с момента регистрации.
2. Нет никаких дополнительных ограничений дееспособности (скажем, какой же тут возраст-то можно…).
3. Но законодатель говорит о правоспособности, но не пишет о дееспособности.
4. Хотя логичнее было бы писать сразу «правосубъектность», всё же законодатель этот термин не употребляет.
Правоспособность – это гипотетические возможности участия в гражданском обороте, то есть те гипотетические права и обязанности, которыми может обладают юридическое лицо в гражданском обороте.
Принято говорить об общей и специальной правоспособности юридических лиц, так вот, общим правилом (как это ни парадоксально звучит), является правоспособность специальная.
Это – часть 1 статьи 49 ГК РФ, в которой закреплено, что юридические лица могут иметь права, соответствующие целям деятельности, указанных в учредительных документах.
В дальнейшем из этого общего правила сделали исключение, которое и стало называться «Общей правоспособностью», поскольку сопоставимо с правоспособностью физических лиц. Так вот, исключение сделано для коммерческих организаций за вычетом унитарных предприятий и означает, что данные организации могут приобретать любые права и обязанности и осуществлять любые виды деятельности, не запрещённые законом.
В целом ряде федеральных законов о коммерческих организациях устанавливают специальную правоспособность – исключение из исключения, отсылают обратно – этакий круг. Скажем, применительно к банкам – будь они хоть ОАО, хоть чем – банкам прямо указаны несколько видов деятельности, которыми они могут заниматься. Также ограничение касается страховых кампаний – возвращены федеральным законом к общему правилу – строго по видам деятельности, указанным в уставе.
Самое интересное – и само юридическое лицо может вернуть себя в русло общего правила, то есть если сами участники решат, что юридическое лицо будет заниматься только теми видами деятельности, которые указаны в уставе, и если это положение закреплено в уставе (написано то, что общество может заниматься только тем-то и ничем больше, этакое самоограничение, сами вернулись в русло общего правила о специальной правоспособности).
Есть нормы гражданского кодекса, дублирующие положения о физических лиц для юридических лиц: юридические лица могут быть ограничены в правоспособности и это может быть оспорено в суде.
Самостоятельное участие юридических лиц. По мысли законодателя все права и обязанности юридическое лицо приобретает через свои органы, через их действия, причём органов, которым не нужны никакие специальные полномочия перед третьими лицами (то есть доверенность не нужна), то есть постоянно действующие органы, деятельность того же директора – это и есть воплощённая дееспособность.
Иногда действия других лиц будут признаваться действиями юридического лица – это как исключения.
Вариант первый: когда в организационно-правовой форме вообще не предусмотрено наличие органов (полное товарищество и товарищество на вере – всего в двух видах, и оба – товарищества). Права и обязанности товариществ приобретаются через действия их участников: либо любым из товарищей, либо сообща, либо любому из них, кому в учредительном собрании поручено приобретать права и обязанности. Общее правило: любой такой товарищ может приобретать права и обязанности для юридического лица.
Второй вариант: когда права и обязанности приобретаются через представителей, то есть выдаётся доверенность – специальное полномочие – третьим лицам для действия от имени и в интересах юридического лица, то есть через представителей.
Принципиальная разница: органы не являются представителями, органы – это и есть часть юридического лица.