Правосубъектность юридических лиц. Индивидуализация юридического лица. Представительства и филиалы юридических лиц

Под правосубъектностью юридического лица — наличие у него качеств субъекта права, т. е. правоспособности и дееспособности.

В гражданском праве различается общая и специальная правоспособность. Общая правоспособность согласно п. 1 ст. 49 ГК - это возможность для субъекта права иметь любые гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности. Такой правоспособностью обладают физические лица и частные коммерческие организации. Специальная правоспособность согласно п. 1 ст. 49 допускает наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и зафиксированы в его учредительных документах. При этом следует разграничить предмет их уставной деятельности и конкретные полномочия по осуществлению такой деятельности, которые в сфере гражданского оборота могут быть шире ее предмета, зафиксированного в уставе. Так, закон разрешает некоммерческим организациям осуществлять коммерческую деятельность для достижения своих уставных целей и соответствующую этим целям.

Дееспособность юридического лица — его способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, возлагать на себя и исполнять гражданские обязанности, т, е. осуществлять уставную деятельность.

Деятельность юридического лица согласно ст. 53 ГК может осуществляться только людьми, являющимися органами юридического лица. Одни осуществляют взаимодействие с другими субъектами гражданского права, другие осуществляют его уставные функции.

К первым относятся представители организации — лица, представляющие интересы юридического лица в отношениях с другими субъектами права.

Органы управления организацией — лица, представляющие юридическое лицо на основании полномочий, установленных для них законом и учредительными документами без доверенности. Органы управления могут быть как коллегиальными такими как общее собрание участников, наблюдательный совет, так и единоличными - директор, президент;

Иные лица, представляющие юридическое лицо на основании переданных им органом управления организацией полномочий по доверенности.

Ко вторым относятся работники организации, осуществляющие деятельность в интересах юридического лица на основании трудового договора без выполнения функций представительства.

Действия как первой категории лиц в рамках предоставленных им полномочий, так и второй категории в рамках их служебных обязанностей рассматриваются правом как действия самого юридического лица, за которые оно несет ответственность.

Индивидуализация юридического лица согласно ст. 54 ГК осуществляется путем определения его местонахождения и присвоения ему наименования.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в его учредительных документах не установлено иное.

Конкретный адрес лица указывается в уставе или учредительном договоре и, как правило, привязан к месту нахождения его постоянно действующего органа.

По месту нахождения лица происходит исполнение обязательств, предъявление исков, применение к нему актов местных органов власти и решение многих других вопросов.

Наименование юридического лица обязательно должно включать в себя указание на его организационно-правовую форму. Все некоммерческие, а также некоторые коммерческие организации (унитарные предприятия, инвестиционные фонды и т. п.) должны включать в свое название указание на характер деятельности.

Фирменное наименование — собственно название коммерческой организации. Право на фирму является личным неимущественным правом коммерческой организации и носит абсолютный характер. Оно неотделимо от самой организации и может отчуждаться вместе с ней.

В гражданском обороте необходимо индивидуализировать не только юридическое лицо, но и его продукцию: товары, работы, услуги. Для того чтобы их различать, используются производственные марки, товарные знаки и наименования мест происхождения товаров.

Согласно Закону РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-I "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (с изм. и доп. от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 11, 24 декабря 2002 г.) производственная марка (маркировка) товара — это словесный (описательный) способ индивидуализации товара. Она в обязательном порядке помещается на самом товаре или его упаковке и обычно включает в себя:

· фирменное наименование изготовителя и его адрес;

· название товара;

· ссылку на стандарты, которым должен соответствовать товар;

· перечень его основных потребительских свойств;

· другие обязательные данные.

Производственная марка применяется юридическим лицом без какой-либо специальной регистрации и сама по себе не пользуется правовой защитой.

Товарный знак представляет собой словесное, изобразительное, объемное или иное условное обозначение товара (или группы товаров), используемое для его отличия от однородных товаров других изготовителей.

Использование товарного знака является субъективным правом товаропроизводителя и возможно только после регистрации знака в Патентном ведомстве. В отличие от производственной марки товарный знак не содержит информации о виде, качестве, свойствах самого товара, (если она и присутствует в знаке, то не пользуется правовой охраной).

Организации, основная деятельность которых заключается в оказании услуг, могут зарегистрировать и использовать знак обслуживания, который приравнивается к товарному знаку.

Свойства некоторых товаров определяются природными условиями или людскими факторами той местности, где они производятся, например, хохломская роспись, дымковская игрушка. Организации, изготавливающие такую продукцию, имеют право зарегистрировать и использовать наименование места происхождения товара.

Право пользования таким наименованием не является исключительным и поэтому может закрепляться за любыми лицами, производящими аналогичный товар в той же местности. В отличие от товарного знака право использования места происхождения товара является бессрочным и не может передаваться по лицензии другим лицам.

Филиалы и представительства согласно ст. 55 ГК — территориально обособленные структурные подразделения юридических лиц, предназначенные для расширения сферы действия создавших их организаций. Их отличие от других структурных подразделений лишь в том, что они расположены вне места нахождения юридического лица.

Филиалы и представительства выполняют разные функции. Представительства призваны выполнять в гражданском обороте функцию представителя юридического лица, т. е. от его имени заключают сделки, контролируют их исполнение, обеспечивают защиту его интересов (претензионно-исковая работа).

Предмет деятельности филиалов шире: они не только представляют интересы юридического лица, но и ведут производственную и иную хозяйственную деятельность, осуществляемую юридическим лицом.

Филиалы и представительства, не имея прав юридического лица, не могут выступать в обороте от своего имени. Их руководители действуют от имени юридического лица на основании предоставленных им полномочий, выраженных в доверенности либо в положении о филиале или представительстве.

Наши рекомендации