Сущность сегментарной отчетности и порядок ее формирования
Многие крупные компании производят разнообразные товары, оказывают широкий спектр услуг, которые различаются по своему техническому уровню, рентабельности и другим условиям. Кроме того, продажа товаров, продукции, работ, услуг совершается в различных географических регионах, которые также имеют свои особенности (уровень спроса, доход потребителей, социально-экономические и другие условия). Информация об этом представляет значительный интерес для пользователей финансовой отчетности, так как она позволяет:
- лучше понять результаты деятельности организации в прошлые периоды времени;
- точнее оценить финансовые риски организации;
- принять максимально обоснованные решения о деятельности организации в ближайшую перспективу.
В связи с этим возникает потребность в формировании сегментарной отчетности, с помощью которой можно оценить качество работы каждого сегмента бизнеса. Требования и порядок формирования сегментарной отчетности сформулированы в ПБУ 12/2000 "Информация по сегментам", утвержденные приказом Минфина России от 27.01.2000 N 11н, которые в свою очередь были разработаны на основе МСФО 14 "Сегментная отчетность". В соответствии с этим положением сегментарную отчетность обязаны формировать коммерческие организации (кроме кредитных), для которых обязательным является выполнение одного из следующих условий:
- организация или ассоциация является составителем сводной бухгалтерской отчетности;
- организация осуществляет различные виды деятельности или производит товары, различающиеся по технологическому процессу, группам потребителей, способам реализации и т.п.;
- организация осуществляет свою деятельность в различных географических регионах.
Основные термины, которые используются в анализе сегментарной отчетности.
"Сегмент" - означает отрезок, часть какого-либо элемента. В системе бухгалтерского учета это понятие используется в том смысле, что в бухгалтерской отчетности сведения о разных частях (сегментах) деятельности организации необходимо раскрывать обособленно. Такими частями (сегментами) могут быть данные о производстве и продажах разных товаров, работ, услуг или данные о продажах одного вида в разных регионах.
"Сегментарная отчетность" - отчетность, раскрывающая информацию по отдельным сегментам деятельности организации.
"Информация по сегменту" - информация, раскрывающая часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях посредством представления установленного перечня показателей бухгалтерской отчетности организации;
"Операционный сегмент" - часть деятельности организации по производству определенного товара, выполнению определенной работы, оказанию определенной услуги или однородных групп товаров, работ, услуг, которая подвержена рискам, и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей по другим товарам, работам, услугам или однородным их группам;
"Географический сегмент" - часть деятельности организации по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг в определенном географическом регионе деятельности организации, которая подвержена рискам, и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей, имеющих место в других географических регионах деятельности организации;
"Отчетный сегмент" - отдельный операционный или географический сегмент, информация о котором является обязательной для раскрытия в бухгалтерской отчетности или в сводной бухгалтерской отчетности.
Порядок составления сегментарной отчетности включает следующие этапы:
-определение отчетных сегментов;
-выбор формата и содержания сегментарной отчетности в соответствии с системой методов и критериев учетной политики организации;
-сбор и обобщение информации по отчетным сегментам из регистров бухгалтерского управленческого и финансового учета;
-раскрытие информации по первичному и вторичному форматам сегментарной отчетности в соответствии с нормативными документами, регулирующими предоставление информации по сегментам.
Перечень сегментов, информация по которым раскрывается в бухгалтерской отчетности, устанавливается организацией самостоятельно, исходя из ее организационной и управленческой структуры.
При выделении отчетных сегментов принимают во внимание следующие виды рисков: общеэкономические; валютные; кредитные; ценовые; политические. При этом не предполагается их количественное измерение и выражение.
При обобщении информации по операционным сегментам несколько видов товаров, работ, услуг могут быть объединены в однородную группу (сегмент) при условии сходства по всем или большинству из следующих признаков:
- назначению товаров, работ, услуг;
- процессу производства товаров, выполнению работ, оказанию услуг;
- потребителям (покупателям) товаров, работ, услуг;
- методам продажи;
- системам управления деятельностью организации (если такое возможно).
Географические сегменты могут быть выделены:
- по определенному государству или нескольким государствам, региону или регионам РФ;
- по местам расположения активов (ведения деятельности) или по местам расположения рынков сбыта (потребителей, покупателей). Как правило, второй критерий используется чаще первого.
Признание сегмента отчетным осуществляется при выполнении следующих условий:
1) значительная часть выручки сегмента получена от продажи внешним покупателям;
2) выручка от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами составляет не менее 10% от общей суммы выручки;
3) финансовый результат сегмента (прибыль или убыток) составляет не менее 10% от финансового результата всех сегментов;
4) активы данного сегмента составляют не менее 10% суммы активов всех сегментов;
5) на отчетные сегменты должно приходиться не менее 75% выручки организации. Если получено менее 75%, то должны быть выделены дополнительные сегменты, даже если они не удовлетворяют "правилу 10%".
При формировании бухгалтерской отчетности по сегментам необходимо выделить первичную и вторичную информацию по сегментам.
Если риски и прибыли организации определяются в основном различиями в производимых товарах, работах, услугах, то первичным является раскрытие информации по операционным сегментам, а вторичным - по географическим.
Если риски и прибыли организации определяются главным образом различиями в географических регионах деятельности, то первичным является раскрытие информации по географическим сегментам, а вторичным - по операционным.
Если риски и прибыли организации определяются в равной мере различиями в производимых товарах, работах, услугах и различиями в географических регионах, то первичной считается информация по операционным сегментам, а вторичной - по географическим сегментам.
В составе первичной информации по отчетному сегменту в отчетности раскрываются следующие показатели, относящиеся к отчетному сегменту:
-общая сумма выручки;
-финансовый результат (прибыль или убыток);
-общая балансовая величина активов (их суммарная величина вместе с не распределенными между сегментами активами должна соответствовать сумме, отраженной в строке под кодовым номером 300 актива баланса);
-общая величина обязательств (без учета задолженности по налогу на прибыль);
-общая величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы;
-общая сумма амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам;
-совокупная доля в чистой прибыли (убытке) зависимых и дочерних обществ, совместной деятельности, а также общая величина вложений в эти зависимые, дочерние общества и совместную деятельность.
Как правило, не составляет больших сложностей определить сумму выручки сегмента и его финансового результата, который определяется как разность между выручкой от продаж и расходами сегмента без общехозяйственных и прочих расходов, относящихся к организации в целом.
Сложнее распределить между сегментами и прочими операциями все остальные показатели. Практика не выработала до сих пор точных методов распределения. Поэтому согласно МСФО 14 «Сегментная отчетность» если распределение сумм активов, обязательств и других показателей является спорным, то лучше их обозначить в отчетности как нераспределенные. Как правило, не составляет труда распределение большинства показателей между сегментами тогда, когда эти сегменты являются составляющими не одной организации, а группы предприятий.
Если вторичной информацией признана информация по географическому сегменту, то в отчетности раскрываются следующие показатели:
- сумма выручки от продажи внешним покупателям в разрезе географических регионов;
- балансовая стоимость активов отчетного сегмента по местам расположения активов;
- сумма капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы по местам расположения активов.
Если же вторичной признана информация по операционным сегментам, то в бухгалтерской отчетности должны быть отражены следующие показатели:
- выручка от продажи внешним покупателям;
- балансовая стоимость активов;
- сумма капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы.
Сумма выручки сегмента и его финансового результата определяется как разность между выручкой от продаж и расходами сегмента без общехозяйственных и прочих расходов, относящихся к организации в целом.
Распределение между сегментами и прочими операциями значений всех остальных показателей, как правило, представляет определенную сложность. Практика не выработала до сих пор точных методов распределения. Поэтому согласно МСФО 14 «Сегментная отчетность» если распределение сумм активов, обязательств и других показателей является спорным, то лучше их обозначить в отчетности как нераспределенные. Как правило, не составляет труда распределение большинства показателей между сегментами тогда, когда эти сегменты являются составляющими не одной организации, а группы предприятий.