Сущность экономического механизма. Основные составляющие.

Опыт экономически развитых государств и передовая отечественная практика показывает, что эффективность работы субъектов хозяйствования определяется адекватностью применяемого экономич. механизма. От соответствия на данный временной период экономич. Отношение производственных и зависит социально - экономич. стабильность любой хозяйствующей системы. В экономич. механизме отражаются производственные отношения, характер экономич. связей, мотивация труда, управление и т.д.

Эффективный экономич. механизм в соврем. условиях - это база для самофинансирования субъектов хозяйствования и отраслей.

Механизм – система, устанавливающая порядок опред. действий, совокупных способов реализации и функций, органов управления.

Экономич. механизм – система, кот. должна обеспечивать соответствие производственных отношений и характеру производственных сил.

Основные составляющие экономич. механизма:

1)планирование; 2) ценообразование; 3) мотивация труда; 4) финансово-кредитные отношения; 5)менеджмент; 6) конкуренция; 7)маркетинг.

Планирование. Сущность. Виды планирования.

Планирование – процесс принятия управленч. решения, кот. базируются на обработке исходной информации и включает следующие процессы: а) выбор и экономич. постановку цели; б) выбор средств и путей достижения поставленной цели посредством сравнит. оценки альтернативных вариантов и выбора наиболее целесообразных из них.

По содержанию планирование подразд. наследующие виды: 1) Директивное. Процесс разработки планов, имеющих силу юридич. закона. Данным видом планирования занимаются отраслевые министерства, правительства, объединения; 2) Индикативное планирование получило большое распространение в мире. Процесс формиров. системы параметрирующих составляющих экономич. гос-ва и устанавливаемой меры государственного воздействия на социальные и экономич. процессы. Индикаторами могут выступать составляющие финансов, денежное обращение, ценообразование, уровень и качество жизни; 3)Стратегическое планирование ориентировано на долгосрочную перспективу и опред. основные направления социально-экономич. развития. Сущность стратегического планирования – это выбор приоритетных направлений развития. В нац. эк-ке выделяют следующее временное действие планов:1)долгосрочные (10 и более лет); 2) среднесрочные (5 лет); 3) текущие (годовые). Планы бывают: 1. Территориальные; 2. Отраслевые (план развития отрасли); 3. Межотраслевые; 4. Прогнозирование ()

Процесс разработки прогноза, кот. дает возможность предвидеть последствия возможных экономич. изменений.

Принципы и методы планирования.

Принципы планир-ия:научной обоснованности планов;информатизации;пропорциональности(означ. обеспеч. рацион-го сочетания всех ресурсов);комплектности;напряженности(означ.,что план должен быть напряженным,но выполненным);многовариантности.Методы:нормативный(это планирование,кот. базируется на исполнении конкретных нормативов),балансовый(самый важный),экспертный(это когда эксперт проверяет составленный план,годен он или нет),экономико-математич-ий(способы расчета экон-их показателей с приминением экон. статистики),программно-целевые(разработка целевых комплексных программ),прогрессивный(планиров.снизу вверх),втречный(планиров. И снизу вверх и наоборот),ретроградный(планир.сверху вниз)

Сущность бизнес-планирования. Основные разделы БП и их характеристика.

Бизнеспланирование – тех.-эконом.обоснование работы предприятия.БП составляется как для действующего предпр., так и для создоваемого.БП зависит от: целей деят-ти предприятия, обьекта планирования, размеров предприятия и т.д.

Основные разделы БП:1.Титульный лист.2. кроткое изложение БП – резюме: 1 раздел: местонахождение, история предприятия, основная продукция, потребность рынка в данном товаре, потребители продукции, тактика и стратеги выхода на рынок, концепция бизнеса. 2раздел План маркетинга: сложившиеся и потенциальные потребности в данном товаре, способы продвижения товаров на рынке, ценообразование, конкурентные преимущества товара, реализация продукции, реклама.3 раздел Инновационный план: Сосотояние продукта его краткая хар-ка, совершенствование изд и созд. Новой продукции, затраты на научные исследования., собственность на активы., план обновления основного капитала, стратегия расширения производства. 4 раздел план производства продукции 6 производственная мощность предприятия, производственный цикл, производственный график выпуска изделий, страегия снабжения предпр. Матер-технич ресурсами, развитие сферы услуг.5 раздел Управление: организациооная структура, руководители, подбор персонала, структура собственности и инвесторы. 6 раздел Персонал: численность, потребность в специальностях, подготовка кадров, стоимость обучения, система оплаты труда. 7 раздел Оценка риска и страхования:виды возможных рисков, профилактика рисков, размеры возможных рисков, затраты на страхование.8 раздел юридический план:форма собственности,правовой статус, профилактика правонарушений, доходы и расходы по судебным делам. 9 раздел издержки предприятия:себестоимость, прибыль и рентабельность, постоянные и переменные расходы, снижение затрат на осн постоянной инновационной деят –ти., перид достижения безубыточности по новым товарам и инвестиционным проектам.10 раздел финансовы план: прибыль и убытки по предприятию, подразделениям и по видам продукции, кредитный план предприятия, долгосрочный план финансирования. Амортизационная политика, баланс предприятия, распределение прибыли прибыли на предприятии,дивидентная политика, бюджет предприятия, финансовые показатели предприятия.11 раздел сопроводительные:резуме.

Цель БП предложить рациональную программу действий для решения поставленной задачи.

59. Отраслевые особенности планирования. Перспективное и текущее планирование, их взаимосвязь.Проекты развития л/х составляются специал-ыми орг-циями, кот. образуют исх. базу для технико-экон. план-ия всего компл-са. При его разработки учитыв. не только природ.-экон. условия состояния развития, но и экон-ая доступность их состояния и устойчивость. План-ие экон-ой деят-сти пред-ия - это база всей с-мы отрас-ого и нар.-хоз. план-ия.По срокам действия планы л/х подразд.: перспективные (5,10,15 лет); текущие (месячные, годовые). Перспек-ые планы в зав. от срока, действия и степени детали-ии подраз-ся на среднесрочные и долгосрочные.Среднеср. план-ие осущ. на период 1-5 лет, может осущ-ся с текущим, в этом случае составляют скользящий текущий план на 5 лет. Долгоср. план-ие охват. период 10,15,20 лет.Такие планы определ. долговрем. стратегию развития пред-ия и отрасли. Концепция программы соц.-эк. развития на среднеср. период, инвес-ая и иннов-ая пол-ка, макропол-ка, соц. пол-ка программы экол-гии и окр.среды. Данные программы испол-ся для ежегодн. разработки ежегодных прогнозов соц.-эк. развития на краткоср.перспективу.Годовой прогноз – исх. база для составления проектов местного и респуб-ого бюджетов и разраб-ка напр-ий ден.-кред. и валют. пол-ки гос-ва.Важную роль играют прогнозы иннов-ого развития, на базе кот. опред. потенц-ые возм-сти отрасли в отдал. перспективе, разраб. концепция развития предпр-ия. Тек. план-ие охват. период до 1 года (кварт.,месяч.,год. план экон. деят-сти пред-ий). По содер-ию план. решений и степени их детализации: стратег-ое, тактич-ое, операт.-календарн.Стратегическое план-ие опред. основ. напр-ия и парам-ры развития пред-ия, отрасли на долговр. перспективу, базир.и исходя из осн.целей и задач.Тактич-ое –связано с осущ. отдел-ых этапов решения задач предусмотр.стратег-им план-ием.В границах тактич. план.оболсновывается план соц.-экон. развития предпр-ия.Операт.-календ. план-ие – заверш. этап план-ия экон. деят-сти пред-ия – это внутрипроиз-ое план-ие, задание кот. доведение план. пок-лей до произв-ых подразд-ий на месяц, на декаду,день, смену.

Стр-ра планов л-го хоз-ва

Страт-ий план развития л.х. Бел. включ-ет след-ие разделы:1. леса и л.хоз. Бел.,современное состояние и практические хар-ки.2. управл-ие лесами,лесн-ая хар-ка и законод-во как основа стр-ии уст-ого развития л.хоз.3. лесн-я экономика и окруж-щая среда.4 управление лесн-ми рес-ми и ведение л.хоз5 лесная эк-ка и соверш-ие учета.6.развитие торговли.7 развитие сис-мы переработки др-ны.8.кадровые образ-ия.9.этапы реал-ции проекта,его эфф-ть.10.развитие межд-го сотрудн-ва. В лесопр-ом комплексе утвержд-ся:-объем пр-ва в натур-ом и стоим-ом выражении;-рост товарной прод-ии;-произв-ть труда;-общий фонд зарплаты;-лимит числ-ти не больше-не меньше;-общая сумма прибыли;-лимит гос-ых капит-ых вложений.Бизнес-план позволяет: 1.опред-ть приорит. и направл-ия работы предп-ия и рынки сбыта прод-ии услуг.2.оценить кадровый потенциал предп-ия и условия мотивации труда,3. дать объект-ый анализ мат-техн.состояния предприятия.

Информационная база планирования

Разработка планов развития предприятия эк-ки в наст.л.х. базируется на применении сист-ы норм и нормативов. Норма- колич-ая мера расхода ресурса,обоснов. допуск. норм-ым документом(рекомендации).Норматив- расчетная основа для опред-ия норм расходов рес-са.Нормы и норм-вы проект-х лесохоз-ых объектов группир-ся в спец. сборниках. Экон-ие нормы и нормативы по объектам их образ-ия группир-я след.образом:-нормативы взаимоотношения с бюджетов(фонд з.п.,начисления на з.п., налоговые платежи);-нормы затрат живого труда;-нормы расхода основных и вспомогат-ых мат-лов;- нормы расхода энергии,тепла. Система экон-их норм и нормативов м. классиф-ться по стадиям жизн-ти учета прод-ии, по степени детализ-ии и укрупн-ия, по назначениям и времени действия.

Наши рекомендации