Вопрос 2. Финансовый механизм: сущность, основные составляющие финансового механизма.

Вопрос 6. Методы финансового контроля.

Основные методы проведения финансового контроля:

  1. Проверка – проводится по отдельным вопросам фин.хозяяйственной деятельности на основе отчетных балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения фин.дисциплины и намеч-ся мероприятия по их устранению.
  2. Обследование ознакомление контролирующих органов с состоянием определенного направления или вопроса фин-хоз.деятельности проверяемого экономического субъекта. Обследование обхватывает отдельные стороны Дея-ти предприятия, а в ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполненных работ, расхода материалов.
  3. Анализ – предполагает детальное изучение периодической или годовой фин.бухлатерской отчетности с целью общей оценки результатов фин.деятельности, оценки финансового состояния, обеспеченности собствен. капиталом и эффективности его использования.
  4. Ревизия – это наиболее глубокий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной дея-ти экономического субъекта с целью проверки ее законности правильности целесообразности и эффективности. По полноте обхвата различаются ревизии полные, частичные, тематические и комплексные.

Вопрос 7. Органы государственного финансового контроля.

Органами фин.контроля назначаются органы специально создаваемые для осуществления контрольных полномочий, либо органы исполнительной власти на которые на ряду с их основными задачами возлагаются контрольные функции в соответствующей отрасли фин.сферы. Конкретные полномочия и функции каждого органа устанавливаются при его создании нормативными документами: законом, постановлением или положением о данном органе.

Госуд.фин контроль проводится органами законодательной и исполнительной власти. Законодательные (представительные) органы формируют фин.политику в области контроля и общее управление контроля. К ним относятся: 1) Президент РФ (через законы и указы и бюджетное послание определяет важные принципы контрольной бюджетной политики страны. 2) Федеральное собрание и соответствующие ему нижестоящие представительные органы власти _ принимают контрольное законодательство и рассматривают отчестность по фин-бюджетным вопросам. Особое место в системе фин.контроля со стороны органов представительной власти принадлежит СЧЕТНОЙ ПАЛАТЕ РФ –это независимый от правительства орган госуд.фин.политики который подотчетен только Федеральному собранию. 3) К субъектам фин.контроля осуществляемыми органами исполнительной власти, местными администраторами муниципальных образований относят (федеральная финансово-бюджетная служба, федеральное казначейство, фин.органы субъектов РФ, фин.органы муниципальных образований, главные распорядители, распорядители бюджетных средств).

Вопрос 8. Бюджетное устройство и бюджетная система РФ.

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях в государственном устройстве и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Основы бюджетного устройства Конституцией страны и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами которой являются республики в составе РФ, края, области, автономные округа.

Бюджетная система РФ: 1уровень: включает Федеральный бюджет и бюджеты госуд.внебюджетных фондов. 2уровень: Бюджеты субъектов Рф состоят из 83 субъектов РФ и бюджетов территориальных госуд.внебюджетных фондов (21 бюджет республик, 9-краевых бюджетов, 46 областных бюджетов, 4бюджета автономных округов, бюджет еврейской автономной области и бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга). 3уровень: Местный уровень включает: бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, городские и сельские поселения).

Каждый из бюджетов на своем уровне служит фин.базой для деятельности соответствующих государственных и местных органов.

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны взаимоотношения между ее отдельными звеньями правовые основы функционирования бюджета входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств.

БУ включает структуру бюджетных систем, принципы построения бюджетной системы, бюджетную классификацию, основы бюджетного устройства страны.

Вопрос 13. Содержание межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения — это взаимоотношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с регулированием бюджетных правоотношений, формированием и исполнением соответствующих обязательств бюджетов.

Межбюджетные отношения в России основаны на следующих принципах:

1) распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;

2) разграничения (закрепления) на постоянной основе доходов по уровням бюджетной системы РФ;

3) равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

4) выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;

5) равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Федерации.

В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ, а из бюджетов субъектов РФ — в местные бюджеты. Используется единая методика расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

Целями организации системы межбюджетных отношений могут быть:

выравнивание бюджетной обеспеченности,

стимулирование роста налогового потенциала,

финансовое управление территориальным развитием,

снижение рисков недофинансирования ключевых бюджетных услуг на местном уровне.

Вопрос 2. Финансовый механизм: сущность, основные составляющие финансового механизма.

Фин.механизм – представляет собой совокупность способов организации фин.отношений применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития. В структуре механизма выделяют 3 составляющие:

1) Ресурсная вкл. в себя ( фин.ресурсы экономических субъектов; материально-технич.ресурсы предназначенные для организации и обеспечения непрерывности фин.дея-ти эконом.субъектов; кадровые ресурсы определяемые численностью работников занятых в формировании фин.ресурсов.

2) Организационная вкл.в себя (финансовые методы и фин.рычаги) К фин.методам относят: прогнозирование, планирование, целевые программы, инвестирование, лизинг, налогообложение, страхование и др. Действие фин.методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов. (Как воздействовать) К фин. Рычагам относят: цена, прибыль, доход, %, дивиденды, арендная плата, паевые взносы, курсы валют. (Чем воздействовать) Это набор фин.показателей через которые управл.система может оказывать влияние на хозяйств.дея-ть.

3) Системы обеспечения вкл. в себя нормативное, правовое, программное, информационное обеспечение и организационную культуру. Правовое обеспечение: законы, Конституция РФ, указы президента, постановления правительства. Нормативное обеспечение: методы указания по применению, инструкции, нормы, нормативы и т.д. Информации.обеспечение: состоит из разного рода и вида экономич, коммерческой, финансовой и прочей информации. Программное обеспечение: включает новые средства коммуникации через сети компьютеров в том числе интернет, которые все активнее входят в экономич. Жизнь субъектов. Организационная культура это способ организации эконом.субъектом своей производственной. Торговой, инвестиционной и фин.дея-ти позволяющей ему с наименьшими затратами времени и ресурсов обеспечить высокий имидж и рейтинг на рынке.

Вопрос 3. Понятие, принципы, значение и содержание финансовой политики.

Финансовая политика – это целенаправленная деятельность государства для достижения определенных целей и решения конкретных задач.

Через фин.политику осуществляется воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества.

Фин.политика – это совокупность государственных мероприятий направленных на обеспечение устойчивого и эффективного функционирования экономики на мобилизацию фин.ресурсов в госуд.бюджет их распределение и использование для выполнения государством своих функций.

Целью фин.политики, явл-ся фин.устойчивость и фин. Независимость, проявляется в профиците бюджета к снижению госуд.долга, твердости нац.валюты и сочетание экономических интересов государства и всех членов общества.

Принципы фин.политики

1) Общее руководство центром при активном участии всех ниже стоящих органов управления;

2) Управление финансами с учетом специфики звеньев фин.системы;

3) Экономическая сбалансированность всех отраслей народного хозяйства.

В разработке фин.политики участвуют законодательные и исполнительные органы власти РФ, но разработка ее является прерогативой федеральных органов управления. В силу особенности Конституции РФ приоритет в разработке фин.политики принадлежит президенту РФ, который в ежегодном послании федеральному собранию определяет основные направления фин.политики на текущий год и перспективу.

В зависимости от дея-ти периода и характера решаемых задач фин.политику подразделяют на фин.стратегию и фин.тактику. Фин.стратегия – это долговременный курс фин.политики рассчитанный на перспективу и предусматривает решение крупномасштабных задач на 5-10 лет. Фин.тактика – направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации фин.связей и перегруппировки фин.ресурсов. Стратегия определяет направление в котором должно происходить решение тактических задач, а тактика позволит с наименьшими потерями и затратами решать задачи направленные фин.стратегией. Для России стратегической задачей явл-ся переход к рыночной экономике и обеспечение роста объемов производства, снижение уровня инфляции, приоритетное финансирование инвестиций и соц.сферы.

Наши рекомендации