Тема: Анализ модели финансово-экономической деятельности модернизируемого акционерного общества
Создадим с помощью Project Expert финансово-экономическую модель модернизируемого промышленного предприятия, которое планирует перейти на производство нового вида продукции – автоприцепов. Для развития предприятия решено арендовать дополнительные площади и установить новое высокопроизводительное оборудование. Для реализации этого проекта и привлечения инвестиционного капитала создается акционерное общество и выпускаются акции. Проект рассчитан на начало 01.01.2002 и на длительность три года. Маркетинговое исследование показало, что целесообразно производить высококачественные автоприцепы и реализовывать их по цене 27 000 руб. Рекомендуемый объем производства, который может быть достаточно легко реализован на рынке, составляет 30–40 шт. в месяц.
В данном проекте учитываются такие важные составляющие проекта, как стартовый баланс, создание активов и их амортизация, инфляция, условия оплаты и поставок, детализация издержек, учет затрат на персонал и на общие издержки, акционерный капитал и ряд других составляющих.
После создания нового файла-проекта и заполнения диалогового окна ЗАГОЛОВОК ввести:
¾ в диалоговом окне ПРОДУКТЫ/УСЛУГИ – начало производства автоприцепов с 01.06.02 г.;
¾ в диалоговом окне ОТОБРАЖЕНИЕ ДАННЫХ – показ результатов по месяцам до 2002 г. включительно и по кварталам до 2004 г. включительно;
¾ в диалоговом окне НАСТРОЙКА РАСЧЕТА – ставки дисконтирования для рублей –25 % и для долларов – 10 % с шагом дисконтирования 1 месяц.
В разделе ОКРУЖЕНИЕ ввести:
¾ в диалоговом окне ВАЛЮТА – курс 29,6 руб./долл. и курсовую инфляцию за 3 года проекта – 8, 6 и 5 % соответственно;
¾ в диалоговом окне ИНФЛЯЦИЯ установить флажок ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ ВСЕХ ОБЪЕКТОВ и ввести уровни инфляции за 3 года проекта – 10, 9 и 8 % соответственно.
В разделе КОМПАНИЯ в модуле Стартовый баланс ввести:
¾ в карточке Активы в поле Денежные средства – 48 000 руб.;
¾ а в карточке Пассивы в таблице Счета к оплате – кредиторскую задолженность 29 000 руб.;
¾ в поле Нераспределенная прибыль – 19 000 руб.
В диалоговом окне КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ввести четыре основных этапа:
1. Аренда и подготовка помещения длительностью 30 дней с 01.01.2002 и стоимостью 200 000 руб.;
2. Приобретение, монтаж и отладка оборудования длительностью 74 дня с 15.02.2002 стоимостью 120 000 руб. и 8 000 долл.;
3. Изготовление штампов и приспособлений длительностью 16 дней с 15.03.2002 стоимостью 50 000 руб.;
4. Производство с датой начала производства 01.04.2002 (с установкой флажка ПРИВЯЗАТЬдату начала продаж к дате начала производства).
Для второго и третьего этапов устанавливаются флажки ЭТАП ЯВЛЯЕТСЯ АКТИВОМ.
Затем в модуле Список активов следует ввести в диалоговом окне ХАРАКТЕРИСТИКИ АКТИВАтип актива – Оборудование – и линейную амортизацию с периодом до ликвидации 60 месяцев для второго этапа и 12 месяцев для третьего этапа. Вид этого диалогового окна представлен на рисунке 68.
В диалоговом окне ПЛАН СБЫТА ввести:
¾ цена автоприцепа – 27 000 руб.;
¾ объем сбыта в 6-м месяце проекта – 15 шт. автоприцепов, с 7-го по 18-й месяц проекта – по 30 шт., с 19-го по 35-й месяц проекта – по 40 шт. и в 36-м месяце проекта – 30 шт.;
¾ в карточке Условия оплаты ввести задержку платежей – 3 дня – и продажу авансом со сроком 30 дней с предоплатой 50 %;
¾ в карточке Условия поставки установить время на сбыт – 1 день, равномерные поставки в течение месяца и запас готовой продукции – 10 % от месячного объема продаж.
Рис. 68. Диалоговое окно ХАРАКТЕРИСТИКА АКТИВА
Одним из наиболее важных этапов создания имитационной модели финансово-экономической деятельности предприятия является этап формирования плана производства. Для этого необходимо ввести следующие данные:
¾ в диалоговом окне ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА – длительность производственного цикла – 30 дней;
¾ в карточке Материалы – величину суммарных прямых издержек – 5 850 руб.;
¾ в карточке Сдельная зарплата указать список операций: лазерная резка – 1 900 руб., токарные работы – 800 руб., сборочные работы – 3 500 руб. и покраска – 400 руб., при этом в окне суммарных прямых издержек появится автоматически подсчитанная сумма – 6 600 руб.;
¾ в карточке Другие издержки – суммарные прямые издержки – 4 500 руб.;
¾ в карточке График производства установить переключатель Неограниченное производство.
В модуле Сырье, материалы и комплектующие ввести:
¾ Металл в ассортименте – 1 комплект стоимостью 2 350 руб.;
¾ Комплектующие изделия – 1 комплект стоимостью 3 500 руб.
¾ в карточке Общие данные ввести для каждого из указанных элементов предоплату 2 дня.
Данные о кадровом составе подразделений служб управления, производства и маркетинга предприятия указать в диалоговом окне ПЛАН ПЕРСОНАЛА:
¾ в карточке Управление ввести: директор (1) с зарплатой 10 000 руб./мес., главный бухгалтер (1) с зарплатой 9 000 руб. и начальник отдела (1) с зарплатой 7 000 руб.;
¾ в карточке Производство – начальник цеха (1) с зарплатой 7 000 руб. и технологи (2) с зарплатой 5 000 руб.;
¾ в карточке Маркетинг – начальник отдела (1) с зарплатой 7 000 руб. Для всех устанавливается режим ежемесячных периодических выплат в течение периода производства, лишь для начальника отдела маркетинга устанавливается режим ежемесячных выплат на период с 1-го по 8-й месяцы проекта.
В модуле Общие издержки для все трех карточек (Управление, Производство и Маркетинг) ввести Коммунальные услуги с ежемесячной оплатой 600, 700 и 500 руб. соответственно в течение всего проекта.
Таким образом, имитационная модель финансово-экономической деятельности предприятия в основном создана – осталось только решить вопросы финансирования проекта. Примем, что при формировании акционерного общества выпущены акции с номинальной стоимостью
100 руб. и что гг. Иванов, Петров и Сидоров приобрели 01.1.2002 по 1000, 700 и 500 акций соответственно. Привилегированные акции не использовались. Ввод этих данных производится в модуле Акционерный капитал
Затем необходимо установить размер и порядок выплаты дивидендов акционерам. Для этого следует воспользоваться модулем Распределение прибыли, введя долю прибыли, идущую на выплату дивидендов, – по 20 % ежегодно в конце года. Вид соответствующего диалогового окна показан на рисунке 69.
Рис. 69. Диалоговое окно РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ
После проведения расчета проекта с помощью процедуры Дефицит раздела ЗАЙМЫ можно получить величины дефицита наличных средств, представленные в графическом виде на рисунке 70.
Рис. 70. График дефицита наличных средств
Затем нужно подобрать необходимое финансирование заемными средствами с помощью процедуры автоматического подбора (кнопка ПОДБОР в диалоговом окне КРЕДИТЫ). В диалоговом окне ПОДБОР КРЕДИТА ввести требование подбора кредита для периода с 1-го по 20-й месяц с обеспечением страховочного остатка на счете 30 000 руб. с процентной ставкой кредита 20 % и с отсрочкой первой выплаты 6 месяцев. В результате автоматического расчета необходимых заемных средств получено, что величина кредита составляет 1 007 403 руб., который поступает и возвращается по предлагаемым рациональным схемам.
Баланс наличности за время реализации проекта показан на рисунке 71.
Рис. 71. График баланса наличности на время реализации проекта
Получаемая в процессе реализации этого проекта чистая прибыль показана графически на рисунке 72.
Рис. 72. График чистой прибыли
Видно, что, начиная с 20-го месяца, имеет место устойчивая чистая прибыль, достигающая величины около 60 000 руб. в месяц.
Полученные для данного инвестиционного проекта показатели эффективности инвестиций показаны в таблице 10. Эти показатели свидетельствуют о достаточно высокой экономической привлекательности этого проекта.
Таблица 10