Функции управленческого учёта.
Управленческий учет — это установленная организацией система сбора, регистрации, обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности организации и ее структурных подразделений для осуществления планирования, контроля и управления этой деятельностью.
Целью управленческого учета является подготовка и представление менеджерам организации достоверной, полной и своевременной информации для принятия управленческих решений, направленных на достижение целей организации.
Основными пользователями информации управленческого учета являются высшее руководство организации, руководители структурных подразделений и специалисты.
Высшее руководство формирует стратегические цели управления организацией. Для достижения этих целей необходимы:
- интегрированные управленческие отчеты о результатах производственной, финансовой и инвестиционной деятельности организации, и ее основных структурных подразделений за прошедший отчетный период и на конкретный период времени;
- материалы анализа влияния внутренних и внешних факторов на результаты деятельности организации, и ее основных структурных подразделений;
- плановые и прогнозные показатели на предстоящий период.
Руководители структурных подразделений формируют оперативную стратегию реализации долгосрочных целей развития организации. Они получают управленческие отчеты о деятельности подразделений на конкретный момент времени, результаты их аналитической обработки, плановую и прогнозную информацию о подразделении, а также информацию о смежных подразделениях и контрагентах.
Специалисты получают информацию в пределах своей компетенции о деятельности организации и ее структурных подразделений, а также прогнозы внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на результаты хозяйственной деятельности.
Система управленческого учета в организации действует посредством ряда функций. Все функцииможно разделить на две группы
1. Среди функций, обеспечивающих организацию информационных потоков, можно выделить следующие:
- разработка и/или внедрение систем обмена информацией между различными сегментами организации и представления информации (подготовка разного рода внутренних управленческих отчетов);
- анализ информации;
- планирование деятельности.
2. Функции, определяющие содержание информационных потоков, — это:
- координация деятельности подразделений, сегментов организации или отдельных сотрудников;
- мотивация персонала;
- контроль за выполнением планов.
Цель управленческого учета достигается в рамках указанных функций посредством решения ряда задач, которые сами по себе могут конкретизироваться подзадачами (задачами более низкого уровня).
Можно сформулировать множество задач, решаемых в системе управленческого учета в организации. Во всех случаях набор индивидуален и зависит от целей и задач самой организации, от того, какая ситуация сложилась в ее бизнес-среде, какой рыночной стратегии и тактики придерживается ее руководство, от того, насколько формализованы и стандартизированы учетно-аналитические процедуры и процесс принятия решений в организации. В качестве основных задач,решаемых в системе управленческого учета большинства организаций, в рамках названных функций можно назвать следующие:
Представление информации
1. Оценка запасов.
2. Обоснование продажных цен.
3. Исчисление прибыли.
4. Формирование информационных файлов о доходах и затратах (расчет себестоимости).
5. Разработка и представление руководству организации различных внутренних отчетов.
Анализ
1. Определение путей наиболее эффективного использования ресурсов, в том числе ограниченных.
2. Выявление возможности роста финансовой результативности (внутренних резервов) и межпериодная оптимизация финансового результата.
3. Подготовка информации для принятия решений о структуре и объемах выпуска продукции.
4. Подготовка информации для принятия решений о способах финансирования различных проектов, сегментов, видов деятельности и т. д.
5. Разработка вариантов инвестирования.
Планирование
1. Прогнозирование будущих значений показателей.
2. Разработка оперативных и тактических планов.
3. Подготовка информации для принятия решений о системе краткосрочных или долгосрочных целей и задач организации.
Мотивация
1. Мотивация сотрудников и менеджеров.
2. Разработка способов участия сотрудников и менеджеров в прибыли компании.
3. Разграничение сфер ответственности менеджеров.
4. Выработка способов оценки эффективности работы подразделений и менеджеров.
Координация
1. Координация деятельности различных сегментов бизнеса.
2. Оптимизация структуры бизнеса.
3. Выработка политики в области распределения накладных расходов между подразделениями организации и/или продуктами.
4. Организация текущего обмена информацией между подразделениями и менеджерами.
Контроль
1. Организация внутреннего финансового контроля.
2. Организация внутреннего аудита.
3. Сравнение фактически достигнутых с плановыми показателями и разработка рекомендаций руководству по устранению или недопущению выявленных отклонений в будущем.