Тема 5: организация управленческого учёта

Основой построения управленческого учёта в организации является её организационная и производственная структура, её внутренний экономический механизм. Независимо от масштабов, организации производственной структуры и других специфических характеристик организация управленческого учёта в организации подчинена следующим принципам:

1. Обеспечение персонала разных уровней управления необходимой для принятия решений информацией.

2. Обобщение информации по каждому центру ответственности.

3. Контроль за объёмом производства, затратами и прибылью каждого структурного подразделения.

4. Увязка смет (бюджетов) структурных подразделений с общей сметой (главным бюджетом) предприятия.

На современном предприятии возникает понятие финансовой структуры, то есть совокупности центров ответственности. Предполагается, что финансовая структура более мобильна, что состав центров ответственности может меняться по бюджетным периодам в соответствии с целями деятельности (при неизменной орг.структуре).

Следовательно, организация управленческого учёта базируется на концепции децентрализации управления и выделения в рамках организационной структуры предприятия так называемых центров ответственности.

Центр ответственности – это элемент финансовой структуры организации, возглавляемый менеджером, который несет ответственность за выполнение установленного перечня контролируемых им показателей.

Необходимость такой децентрализации в управленческом учёте связана с тем, что большая часть информации о фактическом использовании ресурсов и формировании доходов подконтрольна центрам ответственности.

Исходя из различий функциональной направленности деятельности таких структурных подразделений, их места в организационной структуре управления, а так же широты полномочий их руководителей выделяют ряд типов центров ответственности в рамках предприятия (рисунок 5.1).

тема 5: организация управленческого учёта - student2.ru

Рисунок 5.1 – Типы центров ответственности

Сегментирование организации на подразделения, связанные вертикальными связями, порождает необходимость трансфертного ценообразования.

Трансфертная цена – это условная цена на продукцию одного центра ответственности, передаваемую другому центру ответственности.

Практика зарубежного опыта организации управленческого учёта выработала 3 основных метода трансформаторного ценообразования:

1. Трансфертные цены, основанные на рыночных ценах.

2. Трансфертные цены, основанные на затратах.

3. Договорные трансфертные цены.

Рыночные трансфертные цены имеют широкое распространение и обычно приводят к оптимальным решениям, способствующим достижению общефирменных целей.

Использование рыночных цен в качестве трансфертных цен хорошо подходит к концепции центров прибыли и даёт возможность оценки деятельности центров ответственности по финансовым результатам.

Однако применение рыночных трансфертных цен ограничено рядом условий:

· наличием разработанного рынка промежуточных продуктов и услуг, аналогичных продуктам и услугам центров ответственности;

· существованием устойчивых цен;

· высокой степенью децентрализации, когда подразделения свободны продавать или покупать у себя или на стороне.

В связи с этим универсальной формулой расчёта трансфертной цены, которая лежит в основе отношений между подразделениями сложной по структуре организации, может быть, например, следующая:

ТЦ = переменная себестоимость единицы продукции + маржинальный доход, потерянный на единицу продукции.

Рыночное трансфертное ценообразование базируется на следующих принципах:

1. Покупающее подразделение покупает у себя до тех пор, пока продающее соблюдает внешние рыночные цены и желает продавать у себя.

2. Покупающее подразделение может покупать на стороне, если продающее не соблюдает внешние «справедливые» цены.

3. Продающее подразделение имеет свободу в продажах на сторону.

4. Для решения конфликтов по поводу трансфертного ценообразования должен быть создан беспристрастный совет или комиссия.

При формировании трансфертных цен на основе затрат возможны различные подходы:

· переменные затраты;

· полные затраты (переменные + постоянные);

· «себестоимость плюс» (например, себестоимость + 25% или 125% полных затрат).

Переменная себестоимость применима только к центру затрат и вызывает ряд проблем:

Ø Она не возмещает постоянные затраты и не показывает прибыль.

Ø Если фактические затраты данного центра затрат автоматически передаются следующему центру ответственности, то менеджер лишён стимула их снижать.

Частичный выход: стандартные (нормативные в наших условиях) затраты.

Полная себестоимость в качестве трансфертной цены вызывает практически те же проблемы, что и переменная. Но появляется и проблема справедливого отнесения постоянных (накладных расходов).

В варианте «себестоимость плюс» высшее руководство имеет ещё одну возможность перераспределения прибыли от одного подразделения другому.

Договорная трансфертная цена отражает, как правило, «смягчённые» уступкой условия. Она используется там, где нет цен (они не получаются) промежуточного рынка.

Например, одно подразделение разрабатывает новую продукцию и ему нужны комплектующие, которые могут быть произведены другим подразделением. На основании взаимной договорённости двух руководителей первое подразделение будет добавлять к своим затратам какую-то «предельную» величину при назначении трансфертной цены.

Статистика трансфертного ценообразования такова: более 1/3 фирм применяют рыночные трансфертные цены, более 5% – переменная себестоимость, более 30% – полная себестоимость, около 20%– договорные цены.

Выбор метода исчисления трансфертных цен зависит от 3 основных факторов:

1. Типа ценообразования.

2. Состояния рынка промежуточных продуктов, аналогичных тем, на которые устанавливается трансфертная цена.

3. Степени децентрализации внутрифирменного управления (покупать и продавать: внутри и на стороне).

Практическое занятие 12. Тема:Формирование финансовой структуры организации.

Вопросы:

1. Организационная структура организации и факторы, её определяющие.

2. Типы организационных структур.

3. Производственная структура организации, её сущность и основополагающие факторы.

4. Типы производственных структур.

5. Сущность внутреннего (внутрихозяйственного) экономического механизма организации.

6. Структурные элементы внутрихозяйственного механизма.

7. Роль и назначение организационной структуры, производственной структуры и внутрихозяйственного экономического механизма в построении системы управленческого учёта.

8. Понятие финансовой структуры организации.

9. Понятие центров ответственности.

10. Основные типы центров ответственности.

11. Характеристика центра затрат.

12. Характеристика центра прибыли.

13. Характеристика центра инвестиций.

Другие типы центров ответственности:

- доходов;

- продаж;

- обслуживания.

14. Этапы формирования управленческого учёта на основе центров ответственности.

Задание 1 На основе организационной структуры управления (приложение А) и производственной структуры ОАО «Витебский мясокомбинат» (приложение Б), сформируйте финансовую структуру организации.

Задание 2.Предприятие выпускает два вида изделия –А и Б.

Косвенные затраты производственных подразделений предприятия (раскройный цех, цех прессования, цех монтажа конструкций, участок обработки декоративных изделий, участок упаковки) составляют 44640 тыс д.е. и распределяются по продукции пропорционально сдельной заработной плате производственного персонала.

1) Распределите косвенные затраты производственных подразделений предприятия на два изделия пропорционально сдельной заработной плате производственного персонала. Согласно данным системы учета, величина сдельной заработной платы, выплаченной за производство изделия А, составила 4840 тыс д.е., за производство изделия Б составила 5380 тыс д.е.

2) Проведение финансовой структуризации (выделение в составе производства предприятия центров финансовой ответственности ЦФО) позволило повысить степень точности калькулирования, поскольку косвенные затраты каждого ЦФО распределяются на продукцию пропорционально индивидуальным базам. В частности, базой распределения косвенных затрат для ЦФО «Раскроечный цех» и для ЦФО «Цех прессования» было выбрано время работы оборудования, ЦФО «Цех монтажа конструкций» и ЦФО «Участок упаковки» - время работы персонала. Через ЦФО «Участок обработки декоративных изделий» проходят только изделия Б, что дает все основания относить всю сумму косвенных расходов только на эту продукцию. Результаты расчетов представить в таблице 5.1.

Распределите косвенные затраты производственных подразделений предприятия на два изделия согласно проведенной финансовой структуризации. Исходные данные представлены в таблице 5.1:

Таблица 5.1 – Исходные данные

Показатели Раскройный цех Цех прессования Цех монтажа конструкций Участок обработки декоративных изделий Участок упаковки ВСЕГО
Материальные затраты  
Сдельная заработная плата  
Оклады  
Амортизация  
Аренда  
Обслуживание оборудования  
Прочие затраты  
Всего            
В том числе:            
Прямые затраты            
Косвенные затраты            

Таблица 5.2 - Результаты расчетов по распределению косвенных затрат

  Раскройный цех Цех прессования Цех монтажа конструкций Участок обработки декоративных изделий Участок упаковки ВСЕГО
База распределения затрат время работы оборудования время работы оборудования время работы персонала время работы персонала время работы персонала  
Изделие А 45% 35% 60% 0% 45%  
Изделие Б 55% 65% 40% 100% 55%  
Распределение косвенных затрат
Изделие А            
Изделие Б            

Практическое занятие 13. Тема: Трансфертное ценообразование.

Вопросы:

1. Понятие трансфертной цены.

2. Трансфертная цена как выражение отношений структурных подразделений между собой.

3. Трансфертная цена как выражение отношений структурных подразделений с организацией в целом.

4. Свобода рыночных операций структурных подразделений и её влияние на деятельность организации в целом.

5. Основные методы трансфертного ценообразования.

6. Условия применения рыночных трансфертных цен.

7. Принципы рыночного трансфертного ценообразования.

8. Достоинства и недостатки рыночного трансфертного ценообразования.

9. Подход к формированию трансфертных цен на основе затрат.

10. Преимущества и недостатки использования переменной себестоимости в качестве трансфертной цены.

11. Преимущества и недостатки использования полной себестоимости в качестве трансфертной цены.

12. Преимущества и недостатки использования варианта «себестоимость плюс» в качестве трансфертной цены.

13.Сущность договорных трансфертных цен и сфера их применения.

14.Статистика трансфертного ценообразования.

15.Основные факторы, определяющие выбор метода исчисления трансфертной цены.

Задание 1.ОАО «Туфелька» занимается производством и реализацией женской обуви. Фирма состоит из головной организации и филиала. Головная организация занимается непосредственно производством, а филиал осуществляет сбыт продукции.

За ряд лет наметилась тенденция роста товарооборота филиала, а поэтому взаимосвязь филиала и головной организации должны строиться на прогрессивных взаимовыгодных условиях.

Однако до последнего момента администрация фирмы упускала одну из возможностей воздействия на эффективность функционирования фирмы, т.е. не применяла трансфертных цен, а передача продукции в филиал осуществлялась по производственной себестоимости.

Менеджер организации предложил три возможных варианта формирования трансфертной цены: на рыночной основе, на базе затрат и договорные. Определите наиболее оптимальный метод определения трансфертной цены для ОАО «Туфелька», если имеются следующие данные.

Таблица 5.3 – Исходные данные

Головное подразделение, у.е.
Переменные затраты на 1 пару туфель 22,68
Постоянные затраты на 1 пару туфель 46,54
Полная себестоимость на 1 пару туфель 69,22
Рыночная цена для внешних покупателей
Филиал, у.е.
Переменные затраты на 1 пару туфель 43,78
Постоянные затраты на 1 пару туфель 30,8
Полная себестоимость на 1 пару туфель 74,58
Рыночная цена для внешних покупателей

Расчёт трансфертной цены с использованием каждого метода исходя из

объёма реализации 100 пар туфель сведён в таблицу 5.4. По результатам таблицы сделайте выводы.

Таблица 5.4 – Возможные варианты расчёта трансфертной цены

Показатели Затратные цены, у.е. Рыночные цены, у.е.
200% переменных расходов 100% полной себестоимости
Головная организация      
Выручка      
Переменные расходы      
Постоянные расходы      
Прибыль от реализации      
Филиал      
Выручка      
Закупочная цена      
Переменные расходы филиала      
Постоянные расходы филиала      
Прибыль от реализации      
Прибыль ОАО «Туфелька»      

После проведенного анализа менеджер организации пришёл к выводу, что трансфертную цену необходимо устанавливать на уровне 250% от полной себестоимости. Прав ли менеджер организации. Аргументируйте свою точку зрения опираясь на расчёты (таблица 5.5).

Таблица 5.5 – Влияние трансфертной цены на финансовый результат головной организации, филиала и фирмы в целом.

Показатели Затратная трансфертная цена (250% от полной себестоимости)
Головная организация  
Выручка  
Переменные расходы  
Постоянные расходы  
Прибыль от реализации  
Филиал  
Выручка  
Закупочная цена  
Переменные расходы филиала  
Постоянные расходы филиала  
Прибыль от реализации  
Прибыль ОАО «Туфелька»  

Практическое занятие 14. Тема: Внутренняя отчётность подразделений.

Вопросы:

1. Учёт и контроль по центрам ответственности и его основные задачи.

2. Проблемы определения статей затрат при закреплении ответственности менеджера.

3. Аналитический учёт затрат и его роль в организации учёта по центрам ответственности.

4. Содержание ежемесячных отчётов об исполнении бюджетов.

4.1. Содержание отчётности центра затрат.

4.2. Содержание отчётности центра прибыли.

4.3. Содержание отчётности центра инвестиций.

5. Классификация отчётности в зависимости от уровня управления.

5.1. Содержание и назначение информационной отчётности.

5.2. Содержание и назначение отчётности об экономических результатах.

5.3. Содержание и назначение результативной отчетности о деятельности.

6. Статус центра ответственности и его влияние на содержание внутренней отчётности.

Задание 1. На основе организационной структуры ООО «Альянс», представленной в приложении В, сформируйте финансовую структуру организации:

а) на основе бизнес-процессов;

б) на основе функционального критерия.

Известно, что основными видами деятельности организации являются оптовая и розничная торговля автозапчастями и автохимическими средствами.

Разработайте:

1) форму бюджета продаж центра дохода и отчета по нему;

2) форму бюджета центра затрат «Бухгалтерия» и отчета по нему.

Тесты по теме:

1. На организацию управленческого учёта влияют:

а) организационная стуктура;

б) производственная структура;

в) внутренний (внутрихозяйственный) экономический механизм организации;

г) всё вышеперечисленное.

2. Организационная структура зависит от:

а) формы организации и степени его децентрализации;

б) объектов учёта затрат;

в) номенклатуры объектов калькулирования;

г) способов распределения накладных расходов.

3. Производственная структура показывает:

а) сочетание продуктовой и территориальной формы управления;

б) состав и структуру цехов, служб; формы построения взаимосвязи между ними;

в) масштаб и тип производства;

г) внутренний (внутрихозяйственный) экономический механизм организации.

4. Типы производственных структур:

а) массовая и серийная;

б) специализированная и специальная;

в) продуктовая и технологическая;

г) полная и усечённая.

5. Внутренний (внутрихозяйственный) экономический механизм организации включает в себя такие элементы, как:

а) масштаб и тип производства, формы его организации, уровень автоматизации;

б) планирование, ценообразование, стимулирование, учёт, контроль и регулирование;

в) учёт, контроль и анализ;

г) документацию, инвентаризацию, оценку, калькуляцию, планирование и лимитирование.

6. Организация управленческого учёта базируется на:

а) децентрализации управления;

б) централизации управления;

в) сочетании технологической и продуктовой структуры;

г) всё вышеперечисленное.

7. Финансовая структура организации представляет собой :

а) состав цехов, служб и взаимосвязи между ними;

б) совокупность экономических служб организации;

в) совокупность форм финансовой отчётности;

г) совокупность центров ответственности.

8. Основные типы центров ответственности:

а) центр затрат, центр прибыли и центр инвестиций;

б) центр доходов, центр расходов и центр денежных средств;

в) центр затрат, затрат, центр услуг и центр продукции;

г) центр управления, центр обслуживания и центр производства.

9. Менеджер центра затрат несёт ответственность

а) за расходы и доходы центра;

б) за расходование средств в соответствии с доведённым до него бюджетом;

в) за доведенные ему задания по формированию прибыли;

г) за эффективность вложений в активы центра.

10. Менеджер центра прибыли несёт ответственность

а) за расходы и доходы центра;

б) за расходование средств в соответствии с доведённым до него бюджетом;

в) за доведенные ему задания по формированию прибыли;

г) за эффективность вложений в активы центра.

11. Менеджер центра инвестиций несёт ответственность

а) за расходы и доходы центра;

б) за расходование средств в соответствии с доведённым до него бюджетом;

в) за доведенные ему задания по формированию прибыли;

г) за эффективность вложений в активы центра.

12. Трансфертная цена – это:

а) условная цена на продукцию одного центра ответственности, передаваемую другому центру;

б) цена на продукцию без налогов, изымаемых из выручки;

в) отпускная цена на продукцию;

г) все ответы не верны.

13. Методы трансфертного ценообразования:

а) плановый, фактический и нормативный;

б) рыночный, затратный и договорной;

в) затратный, доходный и балльный;

г) доходный, расходный и комбинированный.

14. К центру затрат применима трансфертная цена:

а) рыночная;

б) определяемая на основе затрат;

в) договорная;

г) все ответы не верны.

15. К центру прибыли применимы трансфертные цены:

а) рыночные, «затраты плюс», договорные;

б) переменная себестоимость, полная себестоимость, «затраты плюс»;

в) определяемые на основе взаимных уступок подразделений;

г) все ответы верны.

16. Выбор метода трансфертного ценообразования зависит от:

а) типа центра ответственности;

б) состояния рынка промежуточных продуктов;

в) степени децентрализации внутрифирменного управления;

г) все ответы верны.

17. Основным отчётным документом центра затрат является:

а) отчёт об исполнении сметы (бюджета);

б) отчёт о прибыли;

в) отчёт о рентабельности активов (инвестиций);

г) отчёт о доходах и расходах.

18. Основным отчётным документом центра прибыли является:

а) отчёт об исполнении сметы (бюджета);

б) отчёт о прибыли;

в) отчёт о рентабельности активов (инвестиций);

г) отчёт о доходах и расходах.

19. Основным отчётным документом центра инвестиций является:

а) отчёт об исполнении сметы (бюджета);

б) отчёт о прибыли;

в) отчёт о рентабельности активов (инвестиций);

г) отчёт о доходах и расходах.

20. Основные принципы организации управленческого учёта:

а) обеспечение менеджеров разных уровней управления необходимой для принятия решений информацией;

б) обобщение информации по каждому центру ответственности;

в) контроль за затратами, объёмом производства и прибылью структурных подразделений;

г) все ответы верны.

Наши рекомендации