Формы и уровни социального партнерства в сфере труда.
В статье 26 ТК РФ законодатель различает следующие уровни социального партнерства:
1) федеральный – Российская Федерация;
2) межрегиональный – два и более субъектов Российской Федерации;
3) региональный – субъект РФ;
4) отраслевой – отрасль (отрасли) хозяйства;
5) территориальный – муниципальное образование;
6) локальный – организация, индивидуальный предприниматель.
Кроме того, отраслевые (межотраслевые) соглашения заключаются на разных уровнях: федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном.
Таким образом, на федеральном уровне могут заключаться генеральные и отраслевые соглашения;
На межрегиональном – межрегиональные и отраслевые соглашения;
На уровне субъекта РФ – региональные и отраслевые соглашения;
В муниципальных образованиях заключаются территориальные и отраслевые соглашения;
На локальном уровне (в организации, у индивидуального предпринимателя) могут заключаться коллективные договоры.
Таким образом, система социального партнерства, т.е. система взаимоотношений его сторон и участников, в России сложилась по территориально-отраслевому принципу.
Основные формы социального партнерства определены законодателем в ст. 27 ТК РФ.
1) Коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений.
В этой форме реализуется право работников и работодателей на осуществление коллективно-договорного регулирования трудовых отношений. Она осуществляется на всех уровнях социального партнерства.
2) Взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Консультации на локальном уровне проводятся в рамках участия работников в управлении организацией (ст. 53 ТК РФ). Проведение консультаций предусматривается ст. 372, 373 ТК РФ при осуществлении локального регулирования трудовых отношений или расторжении трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, указанным в законе. Коллективным договором могут быть предусмотрены и другие случаи проведения консультаций с представителями работников (например, в случае реорганизации организации либо массового увольнения работников). Консультации проводятся с целью учета законных интересов работников, обеспечения гарантий их прав.
3) Участие работников, их представителей в управлении организацией.
Оно должно учитывать интересы работников при принятии работодателем тех или иных решений.
Законодатель в ст. 53 ТК РФ называет несколько форм такого участия. На практике самой важной формой участия работников в управлении организацией признается учет мнения представительного органа работников при осуществлении локального регулирования трудовых отношения (ст. 372 ТК РФ) и принятии конкретных управленческих решений: при составлении графика сменности (ст. 103 ТК РФ), при утверждении правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ), при установлении норм труда (ст. 162 ТК РФ).
4) Участие представителей работников и работодателя в рассмотрении и разрешении трудовых споров. КТС – альтернативный суду орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (ст. 382 ТК РФ). Статья 384 ТК РФ предусматривает формирование КТС из равного количества представителей работников и работодателей. Так, при разрешении коллективных трудовых споров используется внесудебная примирительная процедура рассмотрения спора: по соглашению сторон из их представителей создается примирительная комиссия, стороны участвуют в выборе посредника, в создании трудового арбитража (ст. 398, 401-404 ТК РФ).