Формы и уровни социального партнерства в сфере труда.

Социальное партнерство в РФ в своей совокупности представляет определенную систему, которая состоит из следующих уровней:

1) федерального, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере использования несамостоятельного труда в РФ (на федеральном уровне могут заключаться генеральное и отраслевые (межотраслевые) соглашения;

2) межрегиональный, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ (субъектах), на этом уровне могут заключаться межрегиональные (между двумя и более субъектами РФ и отраслевые (межотраслевые) соглашения;

3) региональный, закрепляющий основы регулирования отношений в сфере труда лишь в одном субъекте РФ. Он предполагает заключение регионального и отраслевого или межотраслевого соглашения;

4) отраслевой, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в рамках отрасли или отраслей экономики;

5) территориальный, определяющий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

6) локальный, устанавливающий конкретные взаимные обязательства между работниками и работодателями в сфере использования несамостоятельного труда. На локальном уровне заключается коллективный договор, предусматривающий взаимные обязательства работников и работодателя.

В целях взаимодействия социальных партнеров, их представителей, сближения позиций между ними статья 27 ТК РФ предусматривает следующие формы социального партнерства:

1) коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению. Эта форма социального партнерства является главной, поскольку с ее помощью работники самостоятельно (или через своих представителей) имеют возможность непосредственно участвовать в коллективном договорном регулировании отношений в сфере использования несамостоятельного труда. Данная форма социального партнерства преследует две цели. С одной стороны она направлена на достижение социального мира на соответствующем уровне, а с другой – на упорядочение трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, установление условий труда;

2) взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (взаимные консультации проводятся на федеральном, региональном, территориальном, отраслевых уровнях в соответствующих комиссиях, сформированных с участием сторон социального партнерства). По итогам консультаций могут заключаться соглашения, которые предусматривают проведение соответствующих мероприятий по конкретным направлениям. Важно отметить, что действующий ТК РФ в ряде случаев предусматривает учет мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при разработке некоторых нормативных правовых актов на федеральном уровне. Так, например, особенности исчисления средней заработной платы определяются Правительством РФ с учетом мнения указанной выше комиссии, аналогичное правило действует в отношении определения минимальных размеров повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и(или) опасными и иными условиями труда;

3) участие работников, их представителей в управлении организацией. Как правило, данная форма социального партнерства реализуется на локальном уровне. Основные формы участия работников в управлении организацией закреплены в статье 53 ТК РФ.

К ним относятся: учет мнения представительного органа работников, в случаях, предусмотренных ТК РФ и коллективным договором; проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов; получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников; обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию; обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации; участие в разработке и принятии коллективных договоров и иные формы, которые могут быть определены ТК РФ, федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, локальными нормативными актами. 4) участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров. В соответствии со статьей 384 ТК РФ комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников (представительного органа работников) и(или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа. Для разрешения коллективных трудовых споров используются примирительная комиссия, трудовой арбитраж, которые формируются с участием представителей работников и работодателей. Их деятельность также базируется на принципах сотрудничества сторон социального партнерства.



Наши рекомендации