Формирование и распределение прибыли

  1. Экономическое содержание прибыли
  2. Прибыль от реализации продукции
  3. Распределение и использование прибыли
  4. Сущность и методы вычисления рентабельности

1.

Прибыль:

– основной критерий эффективности хозяйствования

- разница между ценой товара и затратами на его производство

- сумма, на которую доходы превышают затраты

- разность между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции

Существует два подхода к определению прибыли:

  1. Бухгалтерский – результат реализации товаров и услуг
  2. Экономический – результат работы капитала

Окончательный результат деятельности фирмы характеризует чистая прибыль (остается после уплаты налогов и других платежей в бюджет).

Формирование прибыли предприятия (рис.1)

Формирование чистой прибыли (рис.2)

Факторы, влияющие на прибыль:

  1. Внутренние
    1. Производственные

i. Экстенсивные – влияют через количество ( финансовые ресурсы, ФРВ, количество рабочих, объем средств и предметов работы)

ii. Интенсивные – через качество (технологии, повышение квалификации сотрудников, усовершенствования)

    1. Непроизводственные (административные, реклама, сбыт, природо-охранная деятельность)
  1. Внешние (налоги, поставщики, цены на сырье и материалы)

2.

Влияют:

  1. Объем реализации
  2. Себестоимость

Прибыль от продукции = Объем реализации – Себестоимость

На объем реализации влияет:

- объем производства

- изменение остатков нереализованной продукции

- изменение части прибыли в оптовой цене

На себестоимость влияют:

- объем производства

- изменение остатков нереализованной продукции

- изменение затрат

Себестоимость – текущие затраты в денежном выражении

Производственная себестоимость – только себестоимость производства

Полная себестоимость – себестоимость производства и реализации

Затраты, которые включаются в себестоимость обязательно в сфере производства и оборота:

  1. Прямые материальные
  2. Затраты на оплаты труда
  3. Другие прямые затраты
  4. Общепроизводственные затраты

Затраты, которые не включаются в себестоимость (связанные с операционной деятельностью):

  1. Административные
  2. Затраты на сбыт
  3. Другие операционные затраты

Методы расчета прибыли от реализации продукции:

1. Метод прямого расчета – прибыль рассчитывается по отдельным видам продукции, которые производятся и реализуются.
Для расчета необходимы:

- перечень и количество производственной продукции соответствующей номенклатуры, которое планируется к производству и реализации

- Себестоимость единицы продукции

- цена

Например. Планирует реализовать 400 изделий. Себестоимость – 12 грн. Цена – 15 грн. Прибыль = 1200 грн.

2. Метод расчета прибыли на основе показатели затрат на 1 грн продукции. Применяется по предприятию в целом путем расчета прибыли от выпуска реализации всей продукции.
Расчет:

- производственные затраты

- реализации продукции за предыдущий период

- ожидаемое изменение реализации, которое прогнозируется в следующем периоде.

Например. Расходы на 1 грн продукции, которая реализуется в отчетном периоде = 0,82 грн. Планируется снижение расходов на 2 копейки. Объем реализации в плановом периоде в ценах производителя = 1100 тыс грн.

Прибыль = 0.2 * 1000 = 220 тыс грн

3. Экономический или аналитический. Дает возможность определить не только общую сумму прибыли, но и влияние на нее отдельных факторов. Осуществляется в отдельности по сопоставимой и по несопоставимой продукции.

Сопоставимая продукция – производилась в предшествующем периоде.

Несопоставимая – не производилась в предшествующем периоде.

По сопоставимой:

  1. Определяется ожидаемая базовая прибыль и базовая рентабельность (т.е. та, что была в прошлом периоде)
  2. Сопоставимая продукция планового периода определяется по себестоимость периода, который предшествовал плановому.
  3. Исходя из уровня базовой рентабельности продукции рассчитывается прибыль по сопоставимой продукции в плановом периоде
  4. Рассчитывается влияние отдельных факторов на изменение прибыли в периоде, который планируется.

По несопоставимой прибыль может быть рассчитана методом прямого расчета.

3.

Прибыль – налог на прибыль = чистая прибыль

Чистая прибыль распределяется:

  1. Отчисления на благотворительные цели
  2. Уплата штрафных санкций
  3. Фонды специального назначения:
    1. Фонд накопления

i. Резервный фонд

ii. Фонд развития производства

    1. Фонд выплаты дивидендов
    2. Фонд потребления

i. Фонд социальной сферы

ii. Фонд материального потребления

4.

Что бы сделать вывод об эффективности работы, необходимо полученную прибыль сравнить с понесенными затратами. Такое сравнение называется рентабельностью.

Рентабельность = Прибыль / авансовые или текущие затраты

Текущие затраты:

- себестоимость продукции

- себестоимость продукции – (минус) материальные затраты

- стоимость продукции по ценам производителя

Авансовые затраты:

- весь капитал предприятия

- собственный капитал

- оборотный капитал

- заемный капитал

Показатели рентабельности

Наши рекомендации