Формирование и распределение прибыли
- Экономическое содержание прибыли
- Прибыль от реализации продукции
- Распределение и использование прибыли
- Сущность и методы вычисления рентабельности
1.
Прибыль:
– основной критерий эффективности хозяйствования
- разница между ценой товара и затратами на его производство
- сумма, на которую доходы превышают затраты
- разность между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции
Существует два подхода к определению прибыли:
- Бухгалтерский – результат реализации товаров и услуг
- Экономический – результат работы капитала
Окончательный результат деятельности фирмы характеризует чистая прибыль (остается после уплаты налогов и других платежей в бюджет).
Формирование прибыли предприятия (рис.1)
Формирование чистой прибыли (рис.2)
Факторы, влияющие на прибыль:
- Внутренние
- Производственные
i. Экстенсивные – влияют через количество ( финансовые ресурсы, ФРВ, количество рабочих, объем средств и предметов работы)
ii. Интенсивные – через качество (технологии, повышение квалификации сотрудников, усовершенствования)
- Непроизводственные (административные, реклама, сбыт, природо-охранная деятельность)
- Внешние (налоги, поставщики, цены на сырье и материалы)
2.
Влияют:
- Объем реализации
- Себестоимость
Прибыль от продукции = Объем реализации – Себестоимость
На объем реализации влияет:
- объем производства
- изменение остатков нереализованной продукции
- изменение части прибыли в оптовой цене
На себестоимость влияют:
- объем производства
- изменение остатков нереализованной продукции
- изменение затрат
Себестоимость – текущие затраты в денежном выражении
Производственная себестоимость – только себестоимость производства
Полная себестоимость – себестоимость производства и реализации
Затраты, которые включаются в себестоимость обязательно в сфере производства и оборота:
- Прямые материальные
- Затраты на оплаты труда
- Другие прямые затраты
- Общепроизводственные затраты
Затраты, которые не включаются в себестоимость (связанные с операционной деятельностью):
- Административные
- Затраты на сбыт
- Другие операционные затраты
Методы расчета прибыли от реализации продукции:
1. Метод прямого расчета – прибыль рассчитывается по отдельным видам продукции, которые производятся и реализуются.
Для расчета необходимы:
- перечень и количество производственной продукции соответствующей номенклатуры, которое планируется к производству и реализации
- Себестоимость единицы продукции
- цена
Например. Планирует реализовать 400 изделий. Себестоимость – 12 грн. Цена – 15 грн. Прибыль = 1200 грн.
2. Метод расчета прибыли на основе показатели затрат на 1 грн продукции. Применяется по предприятию в целом путем расчета прибыли от выпуска реализации всей продукции.
Расчет:
- производственные затраты
- реализации продукции за предыдущий период
- ожидаемое изменение реализации, которое прогнозируется в следующем периоде.
Например. Расходы на 1 грн продукции, которая реализуется в отчетном периоде = 0,82 грн. Планируется снижение расходов на 2 копейки. Объем реализации в плановом периоде в ценах производителя = 1100 тыс грн.
Прибыль = 0.2 * 1000 = 220 тыс грн
3. Экономический или аналитический. Дает возможность определить не только общую сумму прибыли, но и влияние на нее отдельных факторов. Осуществляется в отдельности по сопоставимой и по несопоставимой продукции.
Сопоставимая продукция – производилась в предшествующем периоде.
Несопоставимая – не производилась в предшествующем периоде.
По сопоставимой:
- Определяется ожидаемая базовая прибыль и базовая рентабельность (т.е. та, что была в прошлом периоде)
- Сопоставимая продукция планового периода определяется по себестоимость периода, который предшествовал плановому.
- Исходя из уровня базовой рентабельности продукции рассчитывается прибыль по сопоставимой продукции в плановом периоде
- Рассчитывается влияние отдельных факторов на изменение прибыли в периоде, который планируется.
По несопоставимой прибыль может быть рассчитана методом прямого расчета.
3.
Прибыль – налог на прибыль = чистая прибыль
Чистая прибыль распределяется:
- Отчисления на благотворительные цели
- Уплата штрафных санкций
- Фонды специального назначения:
- Фонд накопления
i. Резервный фонд
ii. Фонд развития производства
- Фонд выплаты дивидендов
- Фонд потребления
i. Фонд социальной сферы
ii. Фонд материального потребления
4.
Что бы сделать вывод об эффективности работы, необходимо полученную прибыль сравнить с понесенными затратами. Такое сравнение называется рентабельностью.
Рентабельность = Прибыль / авансовые или текущие затраты
Текущие затраты:
- себестоимость продукции
- себестоимость продукции – (минус) материальные затраты
- стоимость продукции по ценам производителя
Авансовые затраты:
- весь капитал предприятия
- собственный капитал
- оборотный капитал
- заемный капитал
Показатели рентабельности