Сущность и функции финансов

Финансы представляют собой экономическую категорию, су­ществующую в различных общественно-экономических форма­циях. Они имеют единую абстрактную сущность во всех форма­циях, но в каждой из них - принципиально новое содержание. Сущность финансов, их роль в общественном воспроизводстве определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства. Для понимания сущности этой эконо­мической категории необходимо рассмотреть в первую очередь историю возникновения финансовых отношений.

Первые финансовые отношения возникли с разделением об­щества на классы и появлением государства. В условиях рабовладельчества и феодализма финансы играли незначительную роль в формировании денежных доходов государства, так как в указан­ных формациях господствовали натуральные отношения. Глав­ными видами доходов государства в тот период были дань, нату­ральные подати, сборы, различные трудовые повинности и гра­бежи покоренных народов. Отличительная особенность финан­сов в рассматриваемый период состояла в частноправовом прин­ципе, поскольку казна государства одновременно являлась и каз­ной главы государства.

С развитием капиталистического способа производства рас­ширялась сфера товарно-денежных отношений. Доходы и расходы государства постепенно отделялись от казны государя. Доля нату­ральных отношений резко сократилась. На место натуральных по­датей пришли налоги в денежной форме. Возник общегосударст­венный фонд денежных средств — бюджет, которым глава государ­ства не мог единолично распоряжаться. Формирование и исполь­зование бюджета стали иметь системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным со­ставом, структурой и законодательным закреплением. Будучи свя­заны с формированием доходов и расходов государства, финансы становятся выразителями стоимостных (денежных) отношений.

Вместе с тем характерной чертой этого периода была узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена - бюджетного, и количество финансовых отношений было ограни­чено. Эти отношения были связаны с формированием и исполь­зованием бюджета.

Таким образом, можно сделать вывод, что финансы — объек­тивная экономическая категория, связанная с закономерностями развития материального производства в определенных условиях, но в роли организатора конкретных финансовых отношений вы­ступает государство. Государство активно воздействует на финан­сы в зависимости от политического устройства, основных задач, текущих условий и других причин. Через свою финансовую по­литику государство может влиять на экономику, оказывая на нее как положительное, так и отрицательное действие. И хотя госу­дарство своей деятельностью может активно влиять на развитие финансовых отношений, оно не в состоянии ни создавать фи­нансовые отношения, ни отменять их, если отсутствуют соответ­ствующие объективные предпосылки.

Термин «финансы» произошел от латинского слова «finansia», что в переводе означает «денежный платеж». Таким образом, фи­нансы непосредственно связаны с деньгами. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Нет денег - не может быть и финансов. Однако финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги — это строго определенная экономическая категория с четко выра­женной сущностью и функциями; это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Финансы - это определенные эконо­мические отношения, возникающие в момент движения денег, когда происходит их передача или перечисление наличным или безналичным путем. Например, предприятие выпустило продук­цию стоимостью 1 млн руб. Здесь речь идет о деньгах, которые являются мерой стоимости выпущенной продукции. Но к фи­нансам это не имеет ни малейшего отношения. Второй пример. Предприятие перечислило в бюджет налог на добавленную стои­мость в сумме 100 тыс. руб. Здесь также участвуют деньги, но в данном случае речь идет о реальном обороте денег, об отношени­ях, возникающих между предприятием и государством на основе реального оборота. Это уже финансы. Следовательно, финансо­вые отношения — это прежде всего денежные отношения. Одна­ко не все денежные отношения могут рассматриваться как фи­нансовые. Сфера денежных отношений шире финансовых отно­шений. Финансы выражают лишь такие денежные отношения, которые связаны с формированием и использованием фондов де­нежных средств субъектов хозяйствования и государства, т.е. централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Источником указанных фондов являются валовой внут­ренний продукт и национальный доход.

Итак, финансы — это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и ис­пользования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государ­ства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Сущность финансов, как и любой экономической категории, проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осу­ществляются параллельно во времени, поскольку каждая финан­совая операция включает, с одной стороны, распределение обще­ственного продукта и национального дохода, а с другой — кон­троль за этим распределением.

Продукция, произведенная за определенный период времени внутри страны, представляет собой валовой внутренний продукт (ВВП). Если мы вычтем из ВВП в стоимостном выражении ту его часть, которая возмещает затраченные средства производства, то получим национальный доход, обеспечивающий все потребнос­ти общества (осуществление расширенного воспроизводства, развитие непроизводственной сферы, оплата труда каждого ра­ботника). В чистом продукте общества воплощается вновь со­зданная в материальном производстве стоимость.

Объем национального дохода, создаваемого всеми отраслями материального производства, и его отдельных частей — фонда по­требления и фонда накопления определяет темпы и пропорции развития экономики, ее структуру.

Распределительная функция финансов связана с распределе­нием ВВП и его основной части — национального дохода. Без уча­стия финансов национальный доход не может быть распределен.

Финансовые отношения возникают на стадиях распределе­ния и перераспределения национального дохода. Первичное рас­пределение осуществляется по месту создания национального дохода, т.е. в сфере материального производства. Например, предприятие получило выручку от реализации. Это обезличенная денежная сумма, из которой отнюдь не вытекает порядок ее рас­пределения на составные элементы (возмещение израсходован­ных средств производства, заработная плата, прибыль и т. д.). Распределение происходит посредством финансов на основе ря­да параметров, устанавливаемых государством: ставок, норм, та­рифов, платежей, отчислений и т. д. В результате первичного рас­пределения национального дохода среди участников материаль­ного производства образуются следующие виды доходов: зара­ботная плата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, других категорий работников, занятых в сфере материального производства, а также доходы предприятий сферы материально­го производства.

Однако доходы, образуемые в результате первичного распре­деления, не образуют общественных денежных фондов, необхо­димых для развития приоритетных отраслей народного хозяйст­ва, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Поэтому необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное с наличием непроизводствен­ной сферы, в которой национальный доход не создается (просве­щение, здравоохранение, социальное страхование, управление), с межотраслевым и межтерриториальным перераспределением средств, содержанием наименее обеспеченных слоев населения — пенсионеров, студентов, одиноких и многодетных матерей и т. п.

Пример. Предприятие реализовало определенный объем про­дукции. Выручка поступила на расчетный счет, но из этой суммы предприятие должно перечислить в бюджет установленные нало­ги, например налог на добавленную стоимость по определенной ставке. Из оставшейся суммы предприятие должно выделить часть, возмещающую потребленные средства производства, обес­печивая непрерывность процесса производства. Эта часть опре­деляется исходя из установленной нормы амортизационных от­числений, стоимости основных фондов, норм расхода предметов труда и их стоимости. Далее вычитается часть, связанная с опла­той труда (ФОТ), через нормы затраченного труда и систему его оплаты. По нормативам, установленным к ФОТ, выделяется часть стоимости созданного продукта для перечисления в Пен­сионный фонд, фонд занятости и др., наконец, остается при­быль. Произошло как бы первичное распределение созданного продукта в стоимостном выражении. Но ФОТ и прибыль подле­жат дальнейшему распределению, т. е. распределению второго порядка. ФОТ делится между трудящимися, бюджетом и пенси­онным фондом по законодательно закрепленным ставкам. При­быль делится между предприятием, его вышестоящей организа­цией и бюджетами различных уровней.

Этот пример наглядно показывает, что, не придав движения стоимости (в данном случае выручке от реализации), ни бюджет, ни пенсионный фонд, ни рабочий не получили бы своей доли. А это движение обеспечивают только финансы.

Распределительные процессы имеют место и внутри пред­приятия. Например, прибыль, являясь источником формирова­ния децентрализованных фондов, как фонд производст­венного и социального развития, резервный фонд и др., высту­пает объектом распределения третьего порядка. На этом уровне можно говорить о снижении роли государства в распределитель­ных отношениях (но ни в коем случае об их отмене). Предприя­тие самостоятельно распределяет прибыль по децентрализован­ным фондам, однако формирование резервного фонда регулиру­ется через размер уставного капитала, минимальных макси­мальных значений прибыли, перечисляемой в данный фонд. Выбор пропорций отчислений в фонды накопления и потребле­ния предприятия жестко регулируют законы рыночной эконо­мики.

В каждой общественно-экономической формации, в разных государствах существуют свои финансовые системы — в одних случаях более удачно выражающие объективно существующие экономические отношения, в других — менее удачно, однако фи­нансы всегда выполняют распределительную функцию, так как она связана с их сущностью и потому органически им присуща.

Другой важнейшей функцией финансов является контроль­ная, которая тесно связана с распределительной. Среди огромного многообразия финансовых отношений нет ни одного, которое не было бы связано с контролем за формированием и использовани­ем денежных фондов. В то же время нет и таких финансовых отно­шений, которым была бы присуща только функция контроля.

С помощью финансов государство осуществляет распределе­ние общественного продукта не только в натурально-веществен­ной, но и по стоимости. В этой связи становится вохможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и нату­рально-вещественных пропорций в процессе расширенного вос­производства.

Контрольная функция финансов — это прежде всего кон­троль рублем в процессе объективно существующих денежных отношений. Контроль пронизывает всю систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостной контроль. По­скольку финансы выражают отношения, возникающие на осно­ве реального денежного оборота, то контроль рублем как функ­ция финансов представляет собой только контроль реального денежного оборота.

Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и на­ционального дохода. Главное назначение контроля состоит в спо­собствовании наиболее рациональному использованию центра­лизованных и децентрализованных фондов денежных средств с целью повышения эффективности общественного производства.

Контрольная функция финансов проявляется во всей хозяй­ственной деятельности предприятий. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соот­ветствием этих затрат доходам, за формированием и использова­нием основных фондов и, оборотных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кре­дитовании, проведении'безналичных расчетов, во взаимоотно­шениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы. Контроль рублем воздействует на процесс реализации продук­ции, на выполнение договоров поставок, рентабельность, при­быль, фондоотдачу, оборачиваемость оборотных средств.

Таким образом, контроль рублем стимулирует рост доходов, рациональное и бережливое расходование средств и материаль­ных ценностей, побуждает предприятия устранять недостатки, улучшать хозяйственную деятельность, повышать ее эффектив­ность, принимать меры против бесхозяйственности и расточи­тельства. Особенность контроля рублем заключается в том, что он воздействует непрерывно в процессе поступления и расходо­вания средств и не связан со специальными проверками и обсле­дованиями.

Объектом контрольной функции финансов являются финан­совые показатели деятельности предприятий, организаций, уч­реждений. Повышение эффективности финансового контроля во многом зависит от постановки дела на предприятии главными бухгалтерами, работниками финансовых отделов, от достоверно­сти финансовой информации, соблюдения финансовой дисцип­лины, правильности ведения бухгалтерского учета и отчетности. Только при таких условиях результаты финансового контроля позволяют проанализировать и объективно оценить положение дел и принять решения, направленные на корректировку хода воспроизводственного процесса.

Финансовый контроль является деятельностью особых кон­тролирующих органов. В зависимости от субъектов, осуществля­ющих финансовый контроль, различают общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и незави­симый (аудиторский) финансовый контроль.

Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управ­ления (Президент и Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Счетная Палата РФ, Министерство финансов РФ, Министерство по налогам и сборам РФ и др.). Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности.

Общегосударственный финансовый контроль осуществляют законодательные органы власти, финансовые, налоговые, кре­дитные учреждения, госкомитеты, министерства и ведомства, от­делы местных органов власти. Важнейшей функцией законода­тельных органов является контроль за состоянием финансов, расходованием государственных средств.

Ведомственный финансовый контроль осуществляют кон­трольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Они про­веряют финансово-хозяйственную деятельность подведомствен­ных предприятий, учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводят фи­нансовые службы предприятий, учреждений (бухгалтерии, фи­нансовые отделы). В их функции входит проверка производст­венной и финансовой деятельности предприятия и его структур­ных подразделений. Общественный контроль осуществляют не­правительственные организации. Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач.

Независимый финансовый контроль осуществляют аудитор­ские фирмы и службы. Объектом контроля является деятельность всех экономических субъектов.

Развитие рыночных отношений и создание акционерных форм собственности привели к необходимости создания незави­симого финансового контроля — аудита. Последний представля­ет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетно­сти хозяйствующего субъекта с целью определения ее достовер­ности, полноты и реальности, соответствия действующему зако­нодательству и требованиям, предъявляемым к составлению фи­нансовой отчетности. Аудиторство — это принципиально новая форма контроля за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью организаций и предприятий.

Цель аудита — установление достоверности финансовой от­четности предприятий и организаций и соответствия совершае­мых ими финансовых и хозяйственных операций действующим нормативным актам. Аудитор — не государственный служащий, а независимый ревизор. Это профессионал, прошедший соответ­ствующую аттестацию и получивший лицензию на право осуще­ствления аудиторской деятельности. Он должен быть честным и объективным, его мнение и заключение — непредвзятыми и бес­пристрастными.

Следует различать собственно аудит как контроль и деятель­ность аудиторских фирм, обычно состоящая не только из прове­рок, но и консультационных услуг в области финансов всем пред­приятиям и организациям по договорам на платной основе.

В зависимости от целей и задач выделяются два вида аудита: внешний и внутренний.

Внешний аудит осуществляется на платной основе специали­зированными аудиторскими организациями, обладающими со­ответствующей лицензией и компетенцией, по договору с госу­дарственными налоговыми или другими органами, предприятия­ми, пользователями — банками, иностранными партнерами, ак­ционерами, страховыми обществами и т. д. В целях обеспечения единого подхода к качеству проверок, подготовки квалифициро­ванных кадров создаются различные объединения аудиторских организаций: ассоциации, палаты и т. п.

Основными целями внешних аудиторских проверок являют­ся: проверка достоверности финансовой и бухгалтерской отчет­ности, экспертиза финансово-хозяйственного состояния, оценка платежеспособности, а также разработка рекомендаций по хо­зяйственной деятельности, финансовой стратегии, налоговому планированию и т. п. Для реализации указанных целей аудиторы проверяют состояние бухгалтерского учета и внутреннего кон­троля, устанавливают соответствие финансово-хозяйственных операций законодательству, достоверность отчетности, а также оказывают услуги по анализу финансово-хозяйственной деятель­ности, консультируют и дают рекомендации в вопросах финансо­вого, налогового, банковского и иного законодательства.

По результатам проверок аудиторы составляют заключение о достоверности финансовой отчетности. Это заключение под­тверждает, с одной стороны, точность и надежность представлен­ной клиентом информации, а с другой — благополучное (или нет) положение его дел.

Аудиторы несут ответственность за правильность выдавае­мых заключений. Кроме того, они обязаны сохранить конфи­денциальность относительно сведений, полученных аудиторами в ходе исполнения своих обязанностей, разглашение которых может нанести клиенту материальный ущерб. Аудиторская дея­тельность связана с большой ответственностью как перед клиен­тами, так и перед государством. В своей деятельности аудитор руководствуется законодательством и собственными хозрасчет­ными интересами, что в условиях конкуренции в аудиторском бизнесе способствует повышению уровня проведения ревизий и проверок.

Внутренний аудит осуществляют службы внутреннего кон­троля фирм, филиалов, дочерних компаний и т. д. Эти службы нацелены на проведение проверок по поручению руководства предприятия. Внутренний аудит должен проводиться постоянно, своевременно воздействуя на ход коммерческих и финансовых операций, вовремя устраняя недостатки в работе.

По срокам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет бюджетных организаций, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-пла­нов, проектов бюджетов и т. д. Он предшествует осуществлению хозяйственных операций и призван не допускать нерациональ­ного расходования материальных, трудовых и финансовых ресур­сов и тем самым предотвращать нанесение прямого или косвен­ного ущерба деятельности предприятия.

Текущий финансовый контроль осуществляет­ся в процессе выполнения финансовых планов, в ходе самих хо­зяйственно-финансовых операций. Задачей контроля является своевременная проверка правильности, законности и целесооб­разности произведенных расходов, полученных доходов, полно­ты и своевременности расчетов с бюджетом. Он проводится по­вседневно финансовыми службами с тем, чтобы своевременно обнаружить и установить допущенные ошибки. Оперативность и гибкость здесь имеют первостепенное значение.

Последующий финансовый контроль орга­низуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Ос­новными его задачами являются выявление недостатков и упу­щений в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов, возмещение нанесенного ущерба, привлечение к адми­нистративной и материальной ответственности виновных лиц, принятие мер по предотвращению в дальнейшем случаев нару­шения финансовой дисциплины.

Механизм финансового контроля совершенствуется и разви­вается. Перед контролем ставятся новые задачи, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование системы финансовых взаимосвязей в стране.

(Материалы книги «Финансы и кредит» под редакцией Ковалевой А.М., Москва, «Финансы и статистика», 2005 г.)

Финансовая система

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве.


Финансовая система Российской Федерации включает следующие звенья финансовых отношений:

· государственный бюджет,

· внебюджетные фонды.

· государственный кредит,

· фонды страхования,

· финансовый рынок,

· финансы предприятий различных форм собственности.

Две подсистемы:

· Это общегосударственные финансы, за счет которых обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и

· финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения процесса воспроизводства денежными средствами на микроуровне.

Задачи общегосударственных финансов:

· концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства и

· направление их на финансирование общегосударственных нужд.

Общегосударственные финансы охватывают:

· бюджеты (федеральный, других административно-территориальных образований),

· государственное социальное и имущественное страхование,

· внебюджетные фонды (пенсионный, медицинского страхования, занятости населения и др.).

· Финансовые рынки.

Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого:

· налоги,

· расходы государственного бюджета,

· государственный кредит.

Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым как закон. Через государственный бюджет государство концентрирует у себя значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления.

С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства.

Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

Средства бюджета должны направляться на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных отраслей.

Расходы бюджета в области экономики призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технической базы.

Применяя различные формы воздействия на экономику, государство способно существенно изменить сложившиеся народнохозяйственные пропорции, например, ликвидировать нерентабельные предприятия или их перепрофилировать.

Бюджетные ресурсы направляются также и в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культуру и др.). За счет бюджетных и внебюджетных фондов финансируются предприятия и учреждения социально-культурного направления. Расходы бюджета, обусловленные реализацией социальной политики государства, имеют огромное значение.

Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту.

В целом они представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровня жизни

Наши рекомендации