Раздел 2. Анализ рыночной ситуации
БИЗНЕС – ПЛАН
Бизнес-план—это экономически обоснованный аналитический документ, показывающий реальность планируемого проекта.
В бизнес – плане дается описание основных разделов развития предприятия на конкурентном рынке, с учетом:
- собственных и заемных финансовых источников;
- материальных и кадровых возможностей;
- предполагаемых рисков, возникающих в процессе реализации предпринимательских проектов.
Бизнес-план – это документ, который позволяет ответить на вопрос «Стоит ли вообще вкладывать денежные средства в проект и принесет ли доход его реализация».
Оптимальная последовательность разработки бизнес – плана.
1. Принятие решения о создании собственного дела; анализ собственных возможностей для этого;
2. Определение бизнес-идеи вашего проекта, т.е. выбор изделия или услуги, которая будет представлена на рынок, описание конкурентных преимуществ;
3. Исследование возможного рынка сбыта;
4. Составление прогноза объемов сбыта;
5. Выбор места для осуществления деятельности;
6. Разработка плана производства;
7. Разработка плана маркетинга;
8. Разработка организационного плана;
9. Разработка юридической схемы будущей деятельности;
10. Решение вопросов организации бухгалтерского учета;
11. Выявление рисков;
12. Разработка финансового плана;
13. Написание резюме к бизнес-плану.
Основные разделы бизнес – плана.
Раздет 1. Краткое описание проекта или резюме
В этом разделе разработчик бизнес-плана должен кратко описать:
· бизнес, его историю и цели,
· товар или услугу, для реализации которой составлен бизнес-план,
· рынок, на котором будет продаваться товар или услуга,
· руководство и персонал,
· объем необходимого финансирования для реализации бизнес-плана.
Раздел 2. Анализ рыночной ситуации
Потребители бизнес-плана должны иметь представление об окружении, в котором будет реализовываться бизнес-план. Содержание включает описание демографических, экономических, экологических, научно-технических, политико-правовых, социально-культурных факторов.
Желательно провести анализ внешней и внутренней среды предприятия, для чего можно воспользоваться методом SWОТ-анализа, а также сделать анализ основных конкурентов.
В данном разделе необходимо отразить результаты исследования рынка, которое проводится в следующей последовательности:
1. Определить необходимые данные, которые позволят определить возможности производства и реализации товаров (услуг) создаваемого предприятия.
2. Определить источники получения информации.
3. Оценить потенциальный рынок;
Потенциальный рынок(емкость рынка) сбыта исчисляется как произведение количества покупателей на частоту закупок и величину одной оптимальной закупки в расчетный период времени (час, сутки, месяц и т.д.).
Оценить емкость рынка для планируемого предприятия.
Емкость рынка (сегмента)для продукта предполагаемого бизнеса представляет собой разницу между потенциальным рынком сбыта и той его частью, которая занята конкурентами.
Или потенциальный рынок сбыта предполагаемого к производству продукта можем определить по следующей методике:
1. Определяем группы покупателей для каждого вида товара;
2. Подсчитываем количество покупателей в каждой группе;
3. Выясняем, как часто покупатели каждой из групп обычно приобретают эти товары;
4. Определяем, сколько единиц данного товара покупатели обычно приобретают за одну покупку;
5. Подсчитываем, сколько единиц товара покупается каждой группой в течение года;
6. Для каждого вида товара складываем количество единиц товара, купленного каждой группой за год;
Следуя поэтапно указанной методике, можно получить соответствующую информацию о потенциальном рынке.
7. Проводим анализ полученных данных.
Раздел 3. План маркетинга.
Данный раздел обязательно включает, такие подразделы как потребители, товар, цена, распределение и продвижение.
Раздел 4. План продаж.
В данном блоке рассматривается прогноз продаж, используемый при планировании деятельности, как всего предприятия, так и отдельных его подразделений. Необходимо подчеркнуть, что прогноз продаж - (плановый объем продаж) ключевой раздел бизнес-плана, на который в первую очередь обращает внимание потенциальный инвестор.
Раздел 5. Производственный план.
Здесь рассматриваются несколько моментов:
- производственные помещения,
- месторасположение предприятия,
- наличие или возможность приобретения оборудования,
- наличие и квалификация персонала,
- планируемое привлечение субподрядчиков,
- организация системы выпуска продукции и контроля за производственным
процессом,
- сроки поставок поставщиками материалов, комплектующих и т.д.,
- качество продукции и сервис.
Раздел 6. Организационный план.
Здесь описывается человеческий ресурс, включая работы, выполнение которых необходимо для реализации бизнес-плана. Указываются должности и должностные обязанности персонала, его ответственность за конкретные позиции (производственные, сбытовые, финансовые). Повышенное внимание уделяется квалификации персонала, который будет использоваться при реализации намеченного бизнес-плана. Важно просчитать оплату труда работников предприятия, указать, как производится набор (отбор) персонала, как оценивается результат работы отдельного работника.
Раздел 7. Финансовый план.
Потребитель бизнес-плана оценивает возможность инвестирования своих средств в проект. Для этого он обращает внимание на следующие документы:
- план прибылей и убытков;
- план движения денежных средств;
- срок окупаемости проекта;
- точка безубыточности проекта.
- рентабельность бизнеса.
Себестоимость- совокупность всех затрат на производство единицы продукции.
Себестоимость складывается из нескольких статей затрат.
Затраты (расходы) возникают при изготовлении и продаже продукта. Они включают, прежде всего, расходы на сырье и материалы, расходы на заработную плату, транспортные расходы, расходы на рекламу, арендную плату, проценты и т.д.
При этом необходимо различать переменные и постоянные затраты (хотя существует и много других классификаций затрат).
Переменные затраты возникают при изготовлении продукта и напрямую зависят от объема производства продукции в штуках.
Прежде всего, к переменным относятся затраты на сырье и материалы, сдельную зарплату.
Постоянные затраты
Постоянные затраты возникают при всех операциях, связанных с продажей продукции и управлением предприятием. Они не зависят от динамики объемов производства и сбыта продукции. Также к постоянным затратам относится часть вспомогательных материалов и зарплата, не зависящая от количества произведенной продукции. Пример: затраты на аренду помещений, зарплата сотрудников администрации предприятия, коммунальные платежи (телефон, факс, отопление) и т.д.
Примеры отличия переменных и постоянных затрат: ткань для пошива платья (переменные) и ткань как обтирочный материал для швейных машин в швейном производстве (постоянные); зарплата швей на сдельной оплате (переменные расходы на труд) и зарплата (оклад) директора швейного предприятия (постоянные).
Амортизация - часть затрат на покупку оборудования для производства, так как оборудование долго используется при производстве, то затраченные на его покупку средства постепенно окупаются доходами от реализации продукции. Амортизация начисляется по определенным правилам. Иногда амортизацию называют неденежной формой расходов, т.к. фактически при сбыте продукции предприятие не платит за использование амортизируемого оборудования, а лишь начисляет некоторый расход.
Итак, переменные напрямую зависят от изменения объемов производства, а постоянные от этого не зависят.
Постоянные затраты: | Переменные затраты: |
|
|
Переменные затраты считаем на единицу продукции и умножаем на объем производства в месяц для того, чтобы узнать сумму переменных затрат в месяц. А постоянные затраты берем сразу за этот период (т.к. их размер от объема производства не зависит).
Финансовое планирование.