Полномочия местного самоуправления в области использования земли и других природных ресурсов.
Земля и другие природные ресурсы — основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Государство регулирует земельные отношения в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды и охраны прав на землю физических и юридических лиц.
Важную роль в достижении этих целей играют органы местного самоуправления, которые обладают широким кругом полномочий в области использования земли и других природных, ресурсов.
Компетенция органов местного самоуправления в данной сфере определяется Конституцией РФ, Законом об общих принципах организации местного самоуправления, а также Земельным кодексом РФ[135], Законом РФ «О недрах» (в редакции от 3 марта 1995 г.) и другими законодательными актами.
Конституция РФ, признавая и защищая равным образом муниципальную и иные формы собственности, закрепляет, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в муниципальной собственности.
Закон об общих принципах организации местного самоуправления относит к территории муниципального образования все земли в его границах независимо от форм собственности и целевого назначения: земли городских, сельских поселений, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования.
Установление и изменение границ муниципального образования осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти. При этом не допускается изменение границ муниципального образования без учета мнения населения соответствующих территорий.
Органы местного самоуправления призваны решать следующие основные задачи в области земельных отношений:
· планирование и использование земель, находящихся в их ведении;
· организация проведения работ по землеустройству;
· совершение в соответствии с законодательством сделок с землей;
· взимание платы за землю;
· контроль за использованием земель на территории муниципального образования.
Планирование использования земель осуществляется органами местного самоуправления прежде всего посредством утверждения территориальных схем градостроительного планирования развития территорий районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов), генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки частей территорий городских и сельских поселений. Кроме того, местные целевые программы и программы социально-экономического развития территории муниципальных образований, принимаемые представительными органами местного самоуправления, содержат градостроительные разделы, в которых находит отражение метод планирования использования муниципальных земель.
На территории городских и сельских поселений могут устанавливаться территориальные зоны различных видов: жилые, производственные, рекреационные, сельскохозяйственного использования и др.
Принятию научно обоснованных решений в области рационального использования земель служит земельный кадастр. Земельный кадастр — это свод систематизированных достоверных сведений о землях всех категорий. Он содержит сведения о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, категориям земель, о качественной характеристике и хозяйственной ценности земель.
Организация ведения государственного земельного кадастра возложена на Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальные органы на местах, в частности, на районные и городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству. Руководители данных комитетов несут ответственность за достоверность сведений о землях, составляющих земельный кадастр.
Данные земельного кадастра подлежат обязательному применению при планировании и использовании земель.
Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. утверждена Федеральная целевая программа «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра». Ее задачей является создание .нормативной правовой и технологической базы и земельно-информационного банка данных. Реализация Программы осуществляется за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, а также местных бюджетов. Органы местного самоуправления являются потребителями кадастровой информации. Достоверная и исчерпывающая кадастровая информация о составе, состоянии и движении земельных ресурсов, полученная в результате реализации Программы, позволит принимать более эффективные решения на всех уровнях, включая и местный, а также более точно прогнозировать и взимать налоговые платежи для пополнения местных бюджетов.