Полномочия органов местного самоуправления в области

использования и охраны земли, недр и других природных ресурсов.

Органы местного самоуправления наделены значительными правами в области использования и охраны земли, недр и других природных ресурсов на территории муниципального образования.

Одним из главных элементов современной земельной реформы является формирование земельных отношений в муниципальных образованиях. Земельная реформа коренным образом изменила земельные отношения, т.к. появились различные формы собственности, земля становится объектом гражданско-правовых сделок.

Органы местного самоуправления придают огромное значение возрастающей роли земельных отношений в общем комплексе социально-экономический реформ местного самоуправления. Наделенные определенными полномочиями в области земельных отношений, органы местного самоуправления планируют использование земли, взимают плату за землю, организуют проведение работы по землеустройству, оформляют права собственности на землю, участвуют в осуществлении контроля.

Правовую основу полномочий органов местного самоуправления в области земельных отношений составляют ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Земельный кодекс РСФСР, Закон РФ «о недрах» и другие нормативно-правовые акты.

В соответствии с законодательством представительный орган местного самоуправления в области использования и охраны земли:

- определяет в соответствии с земельным законодательством порядок представления и изъятия земельных участков, а также распоряжения земельными границами на территории муниципального образования;

- устанавливает границы земель, передаваемых в ведение других муниципальных образований по согласованию с ними.

Местная администрация в области земельных отношений обладает следующими полномочиями:

- предоставляет в установленном порядке в пожизненное наследуемое владение, бессрочное и временное пользование, передает в собственность и сдает в аренду;

- планирует использование земель, находящихся в ведении муниципального образования;

- взимает плату за земли;

- разрешает в пределах своей компетенции земельные споры;

- осуществляет государственный контроль за использованием и охраной земель и т.д.

Природные ресурсы и земля – основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях. Важную роль по охране недр и рациональному их использованию отводится органам местного самоуправления.

В компетенцию органов местного самоуправления районов, городов в сфере недропользования входят:

- участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование и от воде земельных участков;

- развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности;

- контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых и т.д.

От имени городских, сельских поселений и других муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов в соответствии с законодательством РФ.

Составной частью среды обитания является животный мир, организация охраны животного мира осуществляется органами местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Предоставление в пользование животного мира и территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования, должно происходить гласно, с учетом интересов местного населения. В соответствии с ФЗ «о животном мире» граждане наряду с общими правами в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания наделяются особыми правами. Органам местного самоуправления могут передаваться отдельные государственные полномочия в области охраны и использования объектов животного мира.

Органы местного самоуправления участвуют в охране окружающей природной среды на территории муниципального образования. К их ведению в этой области относятся:

- определение основных направлений охраны окружающей природной среды, разработка экологических программ;

- учет и оценка окружающей природной среды и природных ресурсов территории муниципального образования;

- планирование, финансирование, материально-технической обеспечение природоохранных мероприятий;

- организация охраны памятников природы и иных особо охраняемых природных территорий;

- экологическое воспитание, образование, просвещение;

- решение других вопросов охраны окружающей природной среды, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления.

Использование атомной энергии за последние десятилетия получило мировое распространение. Вместе с тем ее использование сопряжено и с определенным риском для населения, окружающей среды и среды обитания. Органы местного самоуправления на территории муниципального округа обеспечивают в области использования атомной энергии:

- участие в обсуждении и решении вопросов размещения на подведомственным им территориях ядерных установок, рациональных источников и пунктов хранения;

- принятие решений о размещении и сооружении радиационных источников, имеющих местное значение и т.д.

Другим опасным для населения, окружающей среды и среды обитания результатом научно-технической революции является производство и уничтожение химического оружия. Представители органов местного самоуправления имеют право посещения в ознакомительных целях объектов на хранение химического оружия и объектов на уничтожение химического оружия.

Действующим законодательством предусмотрено участие муниципальных органов в организации проведения экологической экспертизы. Полномочия их в этой сфере деятельности определены ФЗ «об экологической экспертизе». Финансирование общественной экологической экспертизы осуществляется за счет собственных средств общественных организаций, экологических и других фондов, целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций, а также за счет средств, выделяемых в соответствии с решением соответствующих органов местного самоуправления.

Полномочия органов местного самоуправления

в области строительства, транспорта и связи.

Деятельность органов местного самоуправления в области градостроительства направлена на обеспечение благоприятных условий, жизнедеятельности человека, рационального формирования расселения и размещения производственных сил, планировки, застройки и благоустройства городских и сельских поселений и других муниципальных образований.

Правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления в сфере градостроительства осуществляется ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Градостроительным кодексом РФ, в соответствии с которым в ведении муниципальных образований в области градостроительства находятся:

- принятие, изменение правил застройки, иных правил нормативно-правовых актов органов местного самоуправления в области градостроительства;

- разработка проектов черты городских и сельских поселений;

- выдача в установленном порядке разрешений на строительство объектов недвижимости;

- другие функции.

В области муниципального дорожного строительства и содержания дорого местного значения органы местного самоуправления: организуют за счет собственных средств и на долевых началах строительство и ремонт дорог, привлекают в установленном порядке к дорожному строительству колхозы, совхозы и другие предприятия, организации; организуют эксплуатацию муниципальных объектов дорожного хозяйства.

Значительная работа проводится органами местного самоуправления по благоустройству и озеленению территории муниципального образования в области транспортного обслуживания и обеспечения граждан услугами связи. В этой сфере органы местного самоуправления:

- организуют благоустройство населенных пунктов, привлекают на договорной основе к этой работе предприятия, учреждения, организации, а также население;

- контролируют благоустройство производственных территорий, организуют озеленение, охрану зеленых насаждений и водоемов, участвуют в создании мест отдыха граждан.

При организации транспортного обслуживания населения органы местного самоуправления:

- осуществляют контроль за работой транспортных предприятий и организации на территории муниципального образования;

- согласовывают маршруты и графики движения;

- руководят муниципальными транспортными предприятиями и организациями;

- организуют и контролируют обслуживание пассажиров на вокзалах, пристанях и в аэропортах; другие функции.

В области обеспечения услугами почтовой связи органы местного самоуправления:

- оказывают содействие организациям почтовой связи, возмещение на территории муниципального образования объектов почтовой связи;

- устанавливают режим работы объектов почтовой связи, находящихся в муниципальной собственности, по обслуживанию пользователей услуг почтовой связи;

- способствуют созданию и поддержанию почтовых местных маршрутов и т.п.

Полномочия органов местного самоуправления

в области жилищно-коммунального хозяйства,

бытового и торгового обслуживания.

В этих сферах компетенция органов местного самоуправления является широкой и многогранной. Деятельность органов местного самоуправления направлена на обеспечение в рамках своих полномочий, социальных гарантий жилищных прав граждан. В связи с появлением частной собственности на жилые здания и помещения роль органов местного самоуправления в этой сфере серьезно изменилась. Правовую основу полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства составляют Закон РФ «об основах федеральной и жилищной политики», Закон РФ «о приватизации жилищного фонда в РФ», Жилищный кодекс РФ и др.

Представительные органы местного самоуправления в этой области своей деятельности осуществляют следующие полномочия:

- устанавливают порядок передачи и продажи жилья в собственность граждан и организаций, сдачи жилья в аренду;

- устанавливают порядок использования нежилых помещений и распоряжения ими.

Местная администрация в жилищной сфере:

- организует эксплуатацию муниципального жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства, входящих в состав муниципальной собственности;

- распределяет в установленном порядке муниципальный жилищный фонд, ведет учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляет им жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда и т.д.

В целях обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания органов местного самоуправления:

- устанавливает местные цены и тарифы на товары и услуги, производимые и оказываемые муниципальными предприятиями;

- устанавливают правила торговли и обслуживания населения на территории муниципального образования;

- обеспечивает проведение единой политики цен в районе, организует и осуществляет контроль за правильностью цен, тарифов, наценок и скидок;

- организуют рынки и ярмарки;

- контролируют санитарное состояние мест торговли.

Органы местного самоуправления в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования вправе:

- рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;

- при выявлении товаров ненадлежащего качества незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров;

- обращаться в суды в защиту прав потребителей.

Полномочия органов местного самоуправления

в социально-культурной области.

Органы местного самоуправления в социально-культурной сфере реализуют задачи, вытекающие из ст.7 Конституции РФ, согласно которой РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности. Важную роль в реализации этой политики призвано играть органам местного самоуправления ввиду их непосредственной близости к населению, знанию его нужд и потребностей.

Эта сфера деятельности органов местного самоуправления охватывает вопросы образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения и защиты населения.

Весьма значительной является роль органов местного самоуправления в организации, содержании и развитии муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования. Они ответственны за:

- реализацию права граждан на получение обязательного основного общего образования;

- планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных органов управления образованием;

- регулирование в пределах своей компетенции отношений собственности в системе образования;

- создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

- установление дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие образования и т.д.

В области здравоохранения в ведению органов местного самоуправления относятся:

- контроль за соблюдением законодательства в области охраны здоровья;

- формирование органов управления муниципальной системой здравоохранения;

- защита прав и свобод человека, гражданина в области охраны здоровья;

- развитие сети учреждений муниципальной системы здравоохранения, определение характера и объема их деятельности;

- формирование собственного бюджета в части расходов на здравоохранение;

- выявление факторов неблагоприятно влияющих на здоровье граждан;

- осуществление мер по обязательному медицинскому страхованию граждан и т.д.

Конституция РФ (ст. 44) гарантирует каждому право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» закрепляет в ведении муниципальных образований: создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании; сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности. В целях создания условий для деятельности учреждений культуры органы местного самоуправления:

- объявляют природные и иные объекты местного значения, представляющие собой экологическую, историческую или научную ценность, памятниками природы, истории и культуры, определяют правила их охраны и использования;

- организуют и координируют с учетом национально-культурным традиций населения работу учреждений социально-культурного назначения, обеспечивают их материально-техническое снабжение;

- организуют использование памятников истории и культуры, переданных в их ведение;

- осуществляют охрану и организуют использование переданных в ведение муниципального образования памятников истории и культуры;

- другие функции.

Важной функцией органов местного самоуправления является обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения. В этой сфере они обладают следующими полномочиями:

- определяют за счет собственных средств дополнительные льготы и преимущества для граждан, проживающих на территории муниципального образования;

- оказывают жителям помощь в назначении пенсий;

- принимают меры по улучшению жилищных, материальных и социально-бытовых условий, инвалидов, семей, потерявших кормильца, престарелых граждан, нуждающихся в обслуживании на дому;

- способствуют устройству нуждающихся граждан в учреждения социального обеспечения;

- назначают и выплачивают пенсии и пособия;

- обеспечивают устройство детей, оставшихся без попечения родителей в детские дома, школы, интернаты и на воспитание в семьи граждан,

- решают вопросы усыновления (удочерения);

- разрабатывают и реализуют программы повышения уровня занятости населения;

- другие функции.

Полномочия органов местного самоуправления

в области обеспечения общественной

безопасности и правопорядка.

Органы местного самоуправления во взаимодействии с правоохранительными и правоприменительными государственными органами, обеспечивают общественную безопасность и общественный порядок. Федеральное законодательство, развивая конституционные нормы и принципы организации и деятельности местного самоуправления наделяет органы местного самоуправления необходимыми полномочиями по обеспечению режима законности и правопорядка на территории муниципального образования, определяют источники финансирования правоохранительных органов, в частности, милиции. В пределах своей компетенции органы местного самоуправления объединяют усилия правоохранительных и правоприменительных органов в борьбе с преступностью и другими правонарушениями. В районах, городах, районах городов милиция общественной безопасности создается и функционирует в качестве самостоятельного структурного звена в составе соответствующих отделов внутренних дел. В ряде муниципальных образований в соответствии с Указом Президента РФ «О проведении в ряде муниципальных образований эксперимента по организации охраны общественного порядка органами местного самоуправления», от 17 сентября 1998 года проводится эксперимент по организации охраны общественного порядка органами местного самоуправления.

Органы местного самоуправления муниципальных учреждений, являющихся участниками эксперимента:

- определяют совместно с начальствами территориальных ОВД задачи по охране общественного порядка, а также согласовывают текущие и перспективные планы работы по охране общественного порядка;

- осуществляют контроль за состоянием общественного порядка;

- вносят в министерства, главные управления, УВД субъектов РФ предложения о назначении на должность и освобождении от нее начальников милиции общественной безопасности и их заместителей, а также предложения о реорганизации подразделений и служб милиции общественной безопасности, принимающих участие в эксперименте;

- финансируют в установленном порядке, а также осуществляют материально-техническое обеспечение подразделений и служб милиции общественной безопасности, принимающих участие в эксперименте;

- другие функции.

Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Временное ограничение или прекращение движения транспортных средств с целью обеспечения безопасности дорожного движения может осуществляться уполномоченными на то должностными лицами органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

На муниципальных территориях, на которых расположено учреждение, исполняющее наказание, органы местного самоуправления в пределах их полномочий:

- оказывают содействие в комплектовании квалифицированными кадрами персонала учреждений, исполняющих наказание;

- создают данным учреждениям условия для их деятельности и привлечения осужденных к труду; и т.д.

Значительными являются полномочия органов местного самоуправления и в области обеспечения пожарной безопасности. К ним относятся:

- организация выполнения и осуществления мер пожарной безопасности;

- участие в выполнении федеральных региональных целевых программ;

- разработка, утверждение и исполнение местных бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;

- обучение населения мерам пожарной безопасности и его привлечению к предупреждению и тушению пожаров;

- организация общественного контроля за обеспечением пожарной безопасности;

- другие полномочия.

На территории РФ функционирует единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые объединяют органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация. Органы местного самоуправления самостоятельно:

- осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайной ситуации и организуют их проведение;

- обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

- организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении;

- создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решении задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- выполняют другие функции.

Наделение органов местного самоуправления

отдельными государственными полномочиями.

Наряду с решением вопросов местного значения к предметам ведения органов местного самоуправления относятся также осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов РФ с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольно государству.

Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий ежегодно предусматривается соответственно в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов РФ.

Органам местного самоуправления могут передаваться отдельные государственные полномочия в области обороны, мобилизационной подготовки и мобилизации, гражданской обороны, градостроительства, использования и охраны водных объектов, объектов животного мира, при проведении работ по хранению, перевозки и уничтожению химического оружия и в других областях в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ с передачей необходимых для осуществления указанных полномочий материальных и финансовых средств.

Понятие «наделяться» предполагает временное или постоянное делегирование полномочий, но не полная передача их органам местного самоуправления.

Подобное наделение влечёт за собой ряд правовых последствий:

- обязательна передача необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Эти обязанности лежат на федеральных и региональных органах государственной власти;

- органы государственной власти приобретают полномочия по контролю за реализацией переданных полномочий;

- несмотря на то, что органы местного самоуправления реализуют переданные им полномочия под свою ответственность, при определённых условиях эта ответственность может быть солидарной.

В законодательном плане эта практика остается не последовательной. В ряде законов конкретно не перечисляются государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления. В других законах закрепляется норма общего плана о том, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Тем самым вопрос остается неурегулированным.

Необходимо отметить и то, что при правовом регулировании предметов ведения и полномочий местного самоуправления зачастую не определяется правовая природа полномочий местного самоуправления, а именно: относятся ли они к государственным полномочиям либо к вопросам местного значения.

Нечеткость и неопределенность в их разграничении создают значительные трудности в деятельности органов местного самоуправления, а также порождают коллизии во взаимоотношениях органов местного самоуправления и государственной власти.

ТЕМА 9. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ. СТАТУС МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО.

Распределение рабочего времени:

7. Вступление – 5 минут.

8. Основная часть – 70 минут.

9. Заключение – 5 минут.

Учебные вопросы:

1. Понятие, принципы и правовое регулирование муниципальной службы.

2. Понятие и виды муниципальных должностей.

3. Правовой статус муниципального служащего.

4. Прохождение муниципальной службы.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы обуславливается тем, что институт муниципальной службы, наряду с институтом государственной службы, имеет огромное значение, как институт непосредственной демократии в период развития относительно молодого государства – Российской Федерации. Переход от социалистического общества к демократическому позволил населению напрямую участвовать в политической жизни страны, особенно это характерно для местного самоуправления.

Целью занятия является выявление понятия, общих принципов и характерных признаков муниципальной службы, на основании этого были определены задачи следующим образом:

- определение понятия, принципов и нормативного закрепления муниципальной службы;

- определение видов муниципальных должностей, а также их классификация;

- определение правового статуса муниципального служащего, его прав и обязанностей, ограничений и запретов для муниципальных служащих;

- рассмотрение порядка прохождения муниципальной службы, т.е. поступление на службу, аттестация и т.п.

Для более детального изучения темы предполагается использование научных статей в периодической литературе, нормативных правовых актов самой свежей редакции, а также учебной литературы.

Наши рекомендации