Полномочия местного самоуправления в области культуры

Конституция Российской федерации гарантирует каждому право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44).

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет в ведении муниципальных образований:

создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании:

сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;

создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;

создание условий для организации зрелищных мероприятий. Компетенция органов местного самоуправления закрепляется также в Основах законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г., федеральном законе «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 г., других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актах, определяющих правовой статус библиотек, музеев, театрально-зрелищных организаций и предприятий, средств массовой информации, памятников истории и культуры и т.д.

В Российской федерации в соответствии с действующим законодательством допускаются все формы собственности на культурные ценности, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество культурного назначения. При этом культурное наследие народов Российской Федерации, в том числе культурные ценности, хранящиеся в фондах государственных и муниципальных музеев, архивов и библиотек, картинных галерей, в ассортиментных кабинетах предприятий художественной промышленности и традиционных народных промыслов, включая помещения и здания, где они расположены, не подлежат приватизации. Приватизация других объектов культуры допускается в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации при условии сохранения культурной деятельности в качестве основного вида деятельности, сохранения профильных услуг, организации обслуживания льготных категорий населения. В собственности муниципальных образований могут находиться имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы, иные объекты культуры (музеи, галереи, библиотеки и т.д.).

Органы местного самоуправления осуществляют строительство зданий и сооружений муниципальных организаций культуры, обустройство прилегающих к ним территорий.

Размеры ежегодных ассигнований на культуру в местных бюджетах согласно Основам законодательства Российской Федерации о культуре не должны составлять менее 6 процентов средств бюджета. Бюджетные ассигнования, выделенные на финансирование культуры, при формировании бюджетов выделяются отдельной строкой (фонд развития культуры). Общественные объединения, предприятия, организации и граждане имеют право самостоятельно или на договорной основе создавать фонды для финансирования культурной деятельности. В качестве соучредителей фондов могут выступать и органы местного самоуправления. Введение в действие системы государственных минимальных социальных стандартов, разработку которой предусматривает Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предполагает в качестве объекта государственной социальной стандартизации, наряду с образованием, здравоохранением, жилищной сферой, и культуру.

На территории муниципального образования могут создаваться и действовать в предусмотренных законодательством организационно-правовых формах организации культуры различных форм собственности.

Органы местного самоуправления, участвуя в осуществлении государственной политики в области культуры, не должны вмешиваться в творческую деятельность граждан и их объединений, за исключением случаев, предусмотренных законом (когда эта деятельность ведет к пропаганде войны, насилия, жестокости и т.д.). Культурная деятельность может быть запрещена только судом и лишь в случае нарушения законодательства.

Органы местного самоуправления должны исходить в своей деятельности в этой сфере из признания равного достоинства культур, равенства прав и свобод в области культуры всех проживающих на территории муниципального образования этнических общностей.

Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 г. предусматривает возможность формирования местных (городских, районных, поселковых, сельских) национально-культурных автономий, которые, являясь формой национально-культурного самоопределения, представляют собой общественные объединения граждан, относящих себя к определенным этническим общностям. Граждане объединяются на основе добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

При органах местного самоуправления могут создаваться консультативные советы или иные совещательные органы по делам национально-культурных автономий. Порядок образования, деятельности и ликвидации этих органов устанавливается нормативными правовыми актами муниципальных образований.

Органы местного самоуправления могут передавать национально-культурным автономиям, их некоммерческим учреждениям и организациям муниципальное имущество в собственность или аренду. Они также решают вопросы финансовой поддержки местных национально-культурных автономий в соответствии с законодательством Российской федерации о местном самоуправлении.

Деятельность органов местного самоуправления в области культуры должна также быть направлена на обеспечение общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей для населения муниципального образования. В пределах своей компетенции органы местного самоуправления должны создавать условия для развития сети специальных учреждений и организаций - школ искусств, студий, курсов, оказывать поддержку этим учреждениям, обеспечивать доступность и бесплатность для населения основных услуг библиотек, расположенных на территории муниципальных образований, других учреждений культуры. Таким образом, они способствуют развитию благотворительности, меценатства в области культуры.

Органы местного самоуправления, согласно Федеральному закону «О библиотечном деле» от 29 декабря 1994 г., не вправе принимать решения и осуществлять действия, которые влекут ухудшение материально-технического обеспечения действующих библиотек, находящихся на бюджетном финансировании. При этом библиотеки, находящиеся на полном или частичном бюджетом финансировании, должны отражать в своей деятельности сложившееся в обществе идеологическое и политическое многообразие.

В соответствии с Федеральным законом «О Музейном фонде Российской федерации и музеях в Российской Федерации» от 26 мая 1996 г, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут оказывать поддержку негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации и негосударственным музеям в Российской Федерации в различных формах, в том числе предоставлять налоговые и иные льготы в соответствии с законодательством.

Одной из важнейших задач государственной политики в сфере культуры, в реализации которой участвуют органы местного самоуправления, является сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов как части культурного наследия народов Российской Федерации, Указом Президента Российской федерации от 7 октября 1994 г. «О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов» органам местного самоуправления рекомендовано оказывать предприятиям народных художественных промыслов содействие в предоставлении в аренду на льготных условиях помещений для организации фирменной торговли их изделиями.

Для осуществления своих функций в сфере культурной деятельности органы местного самоуправления вправе создавать местные органы управления в области культуры, определять их структуры и полномочия, а также назначать руководителей этих органов.

К компетенции органов местного самоуправления относится и назначение руководителей муниципальных организаций культуры.

Органы местного самоуправления вправе приостанавливать предпринимательскую деятельность организаций культуры, если она наносит ущерб уставной деятельности организации, до решения суда по данному делу. Осуществляя контрольные функции в сфере культуры, органы местного самоуправления осуществляют охрану памятников природы, культуры, истории, находящихся в их ведении.

Наши рекомендации