Согласование условий проведения аудита.
ФПСАД № 12 «Согласование условий проведения аудита», изменённый Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2004 г. № 532, устанавливает единые требования к порядку согласования условий проведения аудита с аудируемым лицом. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности может быть применено при оказании услуг по проверкам, не являющимся аудитом, или специальным аудиторским заданиям, а также к сопутствующим аудиту услугам. Аудитор и руководство аудируемого лица должны достичь согласия в отношении условий проведения аудита.
Аудитор может использовать в ходе достижения договоренности с руководством аудируемого лица письмо о проведении аудита - документ, направляемый аудитором предполагаемому аудируемому лицу и подписываемый руководством аудируемого лица в случае согласия с основными условиями задания по проведению аудита. В случае такого несогласия по каким-либо вопросам, заключается договор оказания аудиторских услуг. Договор оказания аудиторских услуг должен быть заблаговременно подписан предполагаемым аудируемым лицом с точки зрения интересов аудитора и аудируемого лица.
В договоре оказания аудиторских услуг (письме о проведении аудита), как правило, указываются:
* цель аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности;
* ответственность руководства аудируемого лица за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
* объем аудита, включая ссылки на законодательство РФ и федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
* аудиторское заключение и любые иные документы, которые предполагается подготовить по результатам аудита;
* риск необнаружения аудитором искажений, в т.ч. существенных, финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица;
* требование обеспечения свободного доступа ко всей бухгалтерской документации и другой информации, запрашиваемой в ходе проведения аудита;
* цена проведения аудита (либо способ ее определения), а также порядок признания услуги оказанной и порядок расчетов.
При необходимости в договоре оказания аудиторских услуг (письме о проведении аудита) или приложениях к нему могут быть также приведены:
- обязательство руководства аудируемого лица содействовать в направлении запросов кредитным организациям и контрагентам аудируемого лица с целью получения информации, необходимой для проведения аудита;
- обязательство руководства аудируемого лица обеспечить присутствие сотрудников аудитора при проведении инвентаризации имущества аудируемого лица.
- договоренность о привлечении к работе по каким-либо вопросам аудита внутренних аудиторов, других аудиторов, сотрудников аудируемого лица, а также экспертов;
- прочая информация.
В случае повторяющихся на протяжении ряда лет аудиторских проверок аудитор должен решить, есть ли необходимость пересмотреть условия аудиторского задания или напомнить аудируемому лицу о существующих условиях задания.
Аудитор может принять решение не составлять каждый раз новое письмо о проведении аудита. Однако следующие факторы могут сделать целесообразным составление нового письма:
- любой признак, указывающий на неправильное понимание аудируемым лицом цели и объема аудита;
- любые пересмотренные или особые условия аудиторского задания;
- кадровые изменения в высшем руководстве, совете директоров или в структуре аудируемого лица;
- изменения в структуре собственности аудируемого лица;
- значительные изменения характера или масштабов деятельности аудируемого лица;
- требования законодательства Российской Федерации.
В случае если аудируемое лицо до завершения выполнения аудиторского задания обратится к аудитору с просьбой изменить его условия на условия, предусматривающие более низкий уровень уверенности в достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, чем разумная уверенность, аудитор должен рассмотреть целесообразность такого изменения. Просьба может быть вызвана неправильным пониманием характера аудита или сопутствующих услуг, запрашиваемых изначально, или ограничением объема аудита, устанавливаемым руководством аудируемого лица или связанным с другими причинами. Аудитору необходимо тщательно изучить причину данной просьбы и возможные правовые последствия таких изменений, а также последствия ограничения объема аудита.
Если аудитор придет к заключению о том, что изменение условий аудиторского задания обоснованно, а также если работа аудитора соответствует федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности, которые могут быть применены к измененному заданию, то отчет или заключение должны соответствовать пересмотренным условиям задания. В случае изменения условий задания аудитору и аудируемому лицу, необходимо согласовать новые условия.
Аудитор не должен соглашаться на изменение условий задания при отсутствии разумного обоснования. Например, аудитор не должен соглашаться на изменение условий задания в случае, если он не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства в отношении дебиторской задолженности, а аудируемое лицо обращается к нему с просьбой изменить задание по проведению аудита на задание по проведению обзорной проверки во избежание получения от аудитора мнения с оговоркой или отказа аудитора от выражения мнения.
Если аудитор не может согласиться на изменение аудиторского задания на иное задание и аудируемое лицо возражает против продолжения работы в соответствии с первоначальным заданием, то аудитор должен отказаться от выполнения задания или рассмотреть вопрос о необходимости сообщить о возникшей ситуации заинтересованным лицам (например, совету директоров или акционерам).