Компетенции профессиональной подготовки. Объем дисциплины и виды учебной работы 8
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Объем дисциплины и виды учебной работы 8
Тематический план 8
Программа курса 8
Планы семинарских (практических) занятий 11
Методические рекомендации по изучению дисциплины
и организации самостоятельной работы студентов 12
Примерная тематика рефератов 17
Примерная тематика контрольных работ 19
Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля 25
Литература 35
Вопросы для подготовки к зачету 38
Курс лекций 40
Введение
Цель. Современный специалист юридического направления должен в достаточной мере знать и понимать сущность и значение проблем бухгалтерского учета, владеть логикой и культурой финансово-экономического анализа, иметь сформированные знания о финансовых показателях, их взаимосвязей и особенностей динамики, обладать фундаментальными знаниями по учетной политике предприятия в целях бухгалтерского учета, уметь принимать решения на основе выводов финансово-экономического анализа.
Изучение курса опирается на знания, полученные при изучении дисциплин «Экономика», «Философия», «Математика» и др. В свою очередь, получение экономических знаний является условием успешного изучения многих гуманитарных, социально-экономических и профессиональных дисциплин.
Содержание: сущность бухучета: история развития, задачи и функции; нормативная база по бухучету; метод документации; метод калькуляции; балансовый метод; метод ведения счетов бухучета и двойной записи; классификация основных средств; синтетический и аналитический учет наличия и движения основных средств; амортизация основных средств; классификация и оценка материально–производственных запасов; классификация производственных затрат; методы группировки затрат на производство; учет кассовых операций; учет безналичных денежных средств; учет финансовых вложений; учет средств в иностранной валюте; расчеты с персоналом по оплате труда; расчеты с подотчетными лицами; расчеты с поставщиками и подрядчиками; расчеты с покупателями и заказчиками; расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами; расчеты с кредиторами; расчеты с учредителями и акционерами; структура финансового результата; использование прибыли (покрытие убытков); учет нераспределенной прибыли; учет уставного капитала; учет резервного капитала; учет добавочного капитала.
Компетенции профессиональной подготовки
а) общекультурные (ОК):
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
- способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);
- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);
б) профессиональные (ПК):
- способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
- способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);
- способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);
- способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
- способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);
- способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);
- способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);
- способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);
- способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);
- способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);
- способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);
- способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);
- способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13);
- способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14).
Студент, изучив дисциплину «Основы бухгалтерского учета и финансово-экономического анализа», должен
Знать:
- основные задачи, принципы ведения и формы бухгалтерского учета;
- особенности регулирования бухгалтерского учета в России;
- проблемы адаптации бухгалтерского учета и отчетности в России к международным стандартом;
- основные нормативные документы по всем видам операций;
- корреспонденции основных счетов по всем видам операций;
- методологию организации аналитического и синтетического учета отдельных объектов.
Уметь:
- документировать хозяйственные операции, связанные с движением основных средств, нематериальных активов, денежных средств, финансовых вложений, собственного капитала и заемных средств;
- анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т. д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений;
- отражать в учете операции, связанные с движением денежных средств;
- отражать в учете формирование и изменение собственного капитала предприятия;
- формировать первоначальную стоимость основных средств и нематериальных активов;
- рассчитывать размер амортизационных отчислений по объектам основных средств и нематериальных активов различными способами;
- отражать результаты переоценки объектов основных средств на счетах;
- отражать в учете операции, связанные с предоставлением (получением) прав на использование объектов интеллектуальной собственности;
- уметь формировать первоначальную стоимость финансовых вложений;
- отражать операции по поступлению и выбытию финансовых вложений;
- отражать в учете операции по получению и возврату заемных средств;
- рассчитывать размер расходов по обслуживанию заемных средств в соответствии с действующими нормативными документами.
Владеть:
- методологией экономического исследования;
- современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;
- современной методикой построения эконометрических моделей;
- методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей;
- навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений.
Иметь представление:об основных терминах и понятиях:
- безналичные формы расчетов;
- уставный и добавочный капитал;
- инвестиционный актив;
- амортизация и переоценка стоимости объекта основных средств;
- интеллектуальная собственность;
- заем, кредит;
- депозитный вклад.
Методические средства изучения дисциплины:
Для достижения целей и задач, поставленных при изучении дисциплины, используется набор методических средств:
- лекции;
- практические (семинарские) занятия с опросом студентов и закреплением теоретического материала;
- индивидуальные задания по анализу конкретных ситуаций, сбору статистического материала и его обработке;
- работа со студентами по изучению и более глубокому освоению разделов дисциплины, особенно вынесенных на самостоятельное изучение;
- индивидуальные и групповые консультации по теоретическим и практическим вопросам курса.
Проверка приобретенных знаний, навыков и умений осуществляется посредством опроса студентов, текущих тестовых испытаний, контрольных работ, сдачи экзаменов.