Определяем каналы сбыта и объемы продаж по ним.

Резюме

Примерный перечень вопросов к разделу бизнес-плана «Резюме»:

1. Что представляет собой проект, продукция, услуга, для реализации которой составляется бизнес-план;

2. Место реализации проекта;

3. Цель бизнес-плана;

4. Текущая стадия реализации проекта;

5. Требуемая сумма инвестиций, необходимых для реализации бизнес-плана, в том числе размер вложенных на текущий момент средств, величина грантовых средств, величина собственных средств;

6. Сведения об участниках проекта – инициатор проекта и реализатор проекта;

7. Основные финансово-экономические показатели проекта, в том числе:

- Срок реализации проекта (рассматриваемый в бизнес-плане период),

- Доходы по бизнес-плану за рассматриваемый период,

- Расходы по бизнес-плану проекту за рассматриваемый период,

- Количество дополнительно создаваемых рабочих мест,

- Чистая прибыль за рассматриваемый период,

- Рентабельность затрат и продаж продукции,

- Сумма налоговых отчислений за период реализации проекта,

- Срок окупаемости проекта с учетом дисконтирования,

Описание продукта

В этом разделе необходимо дать определение и описание тех видов продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг, которые будут предложены на рынок.

Структура описания включает ответы на следующие вопросы:

1. Что из себя представляет продукт?

2. В чем его особенности, польза для потребителя?

Анализ рынка

Анализ рынка можно проводить в рамках того района, где предполагается сбыт продукции, а именно желательно указать:

- перечислить основных конкурентов

- назвать основных будущих потребителей

- определить тенденции развития рынка

В данном разделе также можно представить результаты опросы потребителей.

Организационный план

Организационный план включает следующие структурные части:

Ø характеристику организационной структуры управления компании;

Ø информацию о собственниках компании и административно-управленческом персонале;

Ø информацию об основных партнерах компании;

Ø график реализации проекта.

Ø правовое обеспечение деятельности фирмы

Таблица 1 - График реализации проекта

№ п/п Наименование этапа реализации проекта Дата начала этапа реализации проекта Дата окончания реализации проекта Документ, подтверждающий выполнение этапа реализации проекта
         

Производственный план

Основные вопросы:

― описание производственного процесса (лучше представить в виде схемы);

― необходимое оборудование;

― необходимое сырье и материалы;

― поставщики;

― потребность в персонале;

― себестоимость производимого продукта;

Потребность в ресурсах можно отразить в следующей таблице:

Таблица 2 – Обоснование потребности в ресурсах

Наименование Общая потребность Наличие Необходимо привлечь
Основные фонды
Здания и сооружения      
Оборудование      
Транспорт      
Персонал
Административно-управленческий      
Производственный      
Обслуживающий      

Рассмотрев технологию, предлагаемые изменения и дополнительные потребности в оборудовании и сырье, можно привести обоснование выбора поставщиков по следующей схеме (таблица 3).

Таблица 3 - Сравнительная характеристика поставщиков сырья (оборудования)

Показатели Поставщики
     
Удаленность (адрес)      
Цена сырья (оборудования)      
Качественные характеристики сырья (оборудования)      
Расходы на доставку (монтаж, пусконаладочные работы)      
Гарантийное обслуживание      
Наличие скидок с цены      
Условия оплаты (кредит, предоплата) и т.п.      

В производственном плане также необходимо отразить плановые объемы производства продукции (таблица 4).

Таблица 4 – Плановые объемы производства продукции

Показатели Планируемый год
1 год 2 год 3 год
Объем производства продукции:      
-      
-      
-      
-      

Расчет себестоимости предлагаемого к производству продукта производится по элементам затрат.

По каждому виду продукции необходимо составить калькуляцию затрат по всем статьям расходом.

Статья 253. Пункт 2. Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на:

1) материальные расходы;

2) расходы на оплату труда;

3) суммы начисленной амортизации;

4) прочие расходы.

Планирование материальных затрат

Таблица 5 - Расчет потребности в сырье и материалах на производство продукции

Наименование сырья Норма расхода на единицу продукции Цена единицы сырья, руб. Стоимость сырья, руб.
1.      
2.      
3.      
Итого на единицу продукции х х  

Планирование расходов на оплату труда

Таблица 6 - Расчет потребности в персонале и расходов на оплату труда

Категории работников Потребность, чел. Объем производства (фонд рабочего времени) 1 работника за период (месяц, год) Сдельная расценка за единицу продукции (тарифная ставка за единицу отработанного времени), руб. Сумма заработной платы, руб.   Доплаты, премии, руб. Районный коэффициент, руб. Оплата отпуска, руб. Фонд оплаты труда, руб. Страховые взносы, руб. Итого фонд оплаты труда со Страховыми взносами, руб.
1. Рабочие основного производства 2. Рабочие вспомогательного производства 3. Специалисты и служащие                    
ИТОГО за период     х              
ИТОГО на единицу продукции х х х х х          

Планирование величины амортизационных отчислений

Расчет величины амортизационных отчислений можно привести в таблице 7.

Таблица 7 - Расчет величины амортизационных отчислений

Амортизируемое имущество Первоначальная стоимость, руб. Норма амортизации, % Сумма амортизации, руб.
1. 2. 3.      
ИТОГО за период   х  
ИТОГО на единицу продукции х х  

Планирование прочих расходов

К прочим расходам относятся арендные платежи, расходы на командировки, расходы на оплату услуг связи, банковских, аудиторских, юридических услуг, расходы на рекламу, представительские расходы, расходы обслуживающих производств и хозяйств, суммы налогов и сборов, относимых на себестоимость (транспортный налог, платежи за пользование природными ресурсами, местные налоги).

Выполнив все перечисленные расчеты, можно спланировать общую величину производственной себестоимости продукции (см. таблицу 8).

Таблица 8 - Калькуляция себестоимости единицы продукции, руб.

  Расходы Себестоимость   Примечание
за период на единицу продукции
1. Материальные расходы     Таблица 4
2. Расходы на оплату труда со страховыми взносами     Таблица 5
3. Амортизационные отчисления     Таблица 6  
4. Прочие расходы     В % от (стр.1+стр.2+стр.3)
ИТОГО      

План маркетинга и план продаж

В этом разделе определяется система мероприятий по активному воздействию на потребительский спрос в целях завоевания рынка сбыта продукции.

Необходимо выявить основных конкурентов (2-3), определить их сильные и слабые стороны (таблица)

Таблица 9 - Сильные и слабые стороны конкурентов

Конкурирующая фирма Слабые стороны Сильные стороны
     
     
     

После выбора ценовой стратегии планируем цены на продукцию.

Таблица 10 – Планирование цен, руб.

Показатели Продукт А Продукт Б
Себестоимость    
Цена спроса    
Рыночная цена    
Окончательная цена    

Расчет затрат на план продвижения приводим в таблице 11.

Таблица 11 - Затраты по плану продвижения

Средства продвижения Затраты (руб.) Периодичность
     
     
     
Итого    

Определяем каналы сбыта и объемы продаж по ним.

Таблица 12 - Характеристика каналов реализации

(составляется по товарной продукции, являющейся предметом бизнес-плана)

№ п/п Наименование канала Объем продаж (тонн, …) Цена реализации (руб./тонн...) Выручка от реализации (тыс.руб.) Доля в общей выручке по товару, % Условия взаиморасчетов (предоплата, оплата транспортных услуг и т.п.)
             
             
             
  Итого        

Инвестиционный план

Данный раздел включает обоснование потребности в инвестициях, выбор источника финансирования

Таблица 13 - Расчет общей суммы инвестиций

Наименование затрат Количество Цена за единицу руб. Общая стоимость руб.
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
ИТОГО:  

Распределяем сумму инвестиций по источникам финансирования

Таблица 14 - Распределение инвестиций по источникам финансирования

№п/п Наименование статьи затрат *   Источники финансирования, тысяч рублей
Все-го в том числе
собственные средства заемные средства другие источники
           
Итого по статье        
         
Итого по статье        
         
Итого по статье        
         
Итого по статье        
  Всего затрат:        

Наши рекомендации